Основы управления государственным и муниципальным кредитом и долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:01, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучения такой финансовой категории, как государственный кредит. При этом решается ряд задач:
- определить понятие государственного кредита, его цели, формы и механизм кредитования;
- определить сущность и последствия государственного долга;
- изучить основы управления государственным долгом.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1. Понятие государственного и муниципального кредита . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1. Общие принципы государственного и муниципального кредитования . . 6
1.2. Функции и цели государственного и муниципального кредита . . . . . . . . .7
1.3. Формы государственного кредита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
1.4. Механизм целевого бюджетного кредитования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
1.5. Кредиторская задолженность предприятий перед бюджетами и ее реструктуризация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2. Государственный и муниципальный долг: сущность и основные формы . 20
2.1. Сущность государственного и муниципального долга . . . . . . . . . . . . . . .20
2.2. Обслуживание долга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
3. Основы управления государственным и муниципальным кредитом и долгом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
3.1. Развитие госкредита и госдолга в России начиная с царской России и до наших дней . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
3.2. Управление государственным кредитом и государственным долгом . . .32
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Список используемой литературы . . . . . . . .

Работа состоит из  1 файл

гос. и муниципальный кредит.docx

— 52.57 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

1. Понятие государственного и муниципального кредита . . . . . . . . . . . . . . . . .6

1.1. Общие принципы государственного и муниципального кредитования . . 6

1.2. Функции и цели государственного и муниципального кредита . . . . . . . . .7

1.3. Формы государственного кредита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

1.4. Механизм целевого бюджетного кредитования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

1.5. Кредиторская задолженность предприятий перед бюджетами и ее реструктуризация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

2. Государственный и муниципальный долг: сущность и основные формы . 20

2.1. Сущность государственного и муниципального долга . . . . . . . . . . . . . . .20

2.2. Обслуживание долга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25

3. Основы управления государственным и муниципальным кредитом и долгом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

3.1. Развитие госкредита и госдолга в России начиная с царской России и до наших дней . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

3.2. Управление государственным кредитом и государственным долгом . . .32

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40

Приложения

Введение

Важную роль в системе государственных финансов играет государственный и муниципальный  кредит, который в целях упрощения, как правило, именуется просто государственным  кредитом.

Государственный кредит выражает совокупность кредитных  отношений государства с юридическими и физическими лицами. В этих отношениях государство выступает в роли либо заемщика, либо гаранта, либо кредитора. Там, где государство выступает  в качестве заемщика и гаранта - это  госкредит в узком смысле слова (или государственные заимствования). Отношения, в которых государство  выступает кредитором юридических  и физических лиц именуются государственным  кредитованием.

Государственный кредит в узком смысле слова как  экономическая категория находится  на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита, интегрируя их черты. Ведь в данном случае по своему целевому назначению, госкредит является инструментом формирования денежных фондов государства, а значит - и звеном государственной финансовой системы. Но по методам мобилизации средств, он представляет собой одну из форм кредита. Государственный кредит выделен  в самостоятельную категорию  потому, что он существенно отличается от таких классических финансовых категорий, как налоги, акцизы, пошлины. Так, в отличие от последних он носит возвратный и платный характер. Государство должно не просто вернуть позаимствованную сумму, но и уплатить проценты за пользование ею. К тому же госкредит, как и кредит вообще, ограничен конкретным сроком, заранее известным участвующим сторонам. Бюджетный Кодекс РФ предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет. Далее в отличие от налогов и сборов, госкредит носит сугубо добровольный и к тому же дискретный, разовый характер. Он может повторяться, а может и не повторяться. Налоги же и сборы носят постоянный и регулярный характер. Наконец, государственный кредит в силу его добровольности имеет селективный, избирательный характер, а налоги и сборы взимаются со всех налогообязанных субъектов экономики.

Вместе с тем  государственный кредит в узком  смысле слова отличается от других форм кредита. Во-первых, обычный кредит в отличие от государственного кредита, как правило, носит строго целевой  характер. Основное же назначение последнего - покрывать дефицит государственного бюджета. Во-вторых, обычный кредит выдается под конкретное материальное обеспечение (производственные или  товарные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, долговые требования, недвижимость, ценные бумаги и др.). Обеспечением же государственного кредита  является не какой-то конкретный вид  ценностей, а все имущество государства  или его административно-территориального подразделения. В-третьих, обычный кредит в большинстве случаев выдается для обеспечения непрерывности (бесперебойности) процесса производства, т.е. носит производительный характер. Государственный кредит, особенно на высшем уровне, как правило, служит для покрытия бюджетного дефицита и является непроизводительным.

Целью данной курсовой работы является изучения такой финансовой категории, как государственный  кредит. При этом решается ряд задач:

- определить  понятие государственного кредита,  его цели, формы и механизм  кредитования;

- определить  сущность и последствия государственного  долга;

- изучить основы  управления государственным долгом.

Предметом курсовой работы выступает финансовая категория - долговые обязательства. Объектом изучения является Россия в качестве кредитора, заемщика и гаранта.

1. Понятие государственного  и муниципального кредита 

В этом вопросе  я рассмотрела такие пункты, как: общие принципы государственного и  муниципального кредитования, функции  и цели государственного и муниципального кредита, формы государственного кредита, механизм государственного кредитования, кредиторская задолженность предприятий  перед бюджетами и ее реструктуризация, так как именно эти вопросы  наиболее полно раскрывают понятие  государственного и муниципального кредита.

1.1. Общие принципы  государственного и муниципального  кредитования

Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное  образование являются кредиторами  или заемщиками. Государственные  и муниципальные кредиты могут  быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и  физическим лицам, другим бюджетам, иностранным  государствам, их юридическим лицам  и международным организациям в  пределах полномочий соответствующего уровня бюджета Горбунова О.Н. Финансовое право, 1996 г.

Государство в  лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у  него возникают соответствующие  обязательства или требования. Условиями  кредитного договора являются:

- срок предоставления  или получения кредита; 

- обязанности  сторон;

- условия обеспечения  возврата ссуды; 

- размер процентной  ставки за пользование ссудой;

- другие условия. 

Государственный кредит - это экономические отношения  между государством и физическими  и юридическими лицами, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, иностранными государствами, международными организациями. В этих экономических отношениях государство  выполняет роль заемщика, кредитора и гаранта.

В последние  годы Россия в основном выступает  как заемщик средств. В 2002 г. внешний  долг по оценкам экспертов составлял  порядка 41% ВВП. Следует иметь в  виду, что по международным стандартам предельный размер выплат по обслуживанию как внешнего, так и внутреннего  долга не должен превышать 30% от доходов  бюджета, в 2002 г. этот показатель в России составлял 24,8%.

Предоставляя  ссуды или кредиты, государство  выступает в роли кредитора. В  случаях, когда государство берет  на себя ответственность по погашению  обязательств, взятых какими-либо субъектами (физическими лицами, предприятиями  и организациями, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления), государство выступает как гарант. Если должник полностью и в  срок рассчитывается по своим обязательствам, то государство как гарант не несет  дополнительных затрат Карасева М.В. - Финансовое право, 2000 г.

Таким образом, основной признак государственного кредита - это участие государства  в кредитных отношениях.

1.2. Функции и  цели государственного и муниципального  кредита

Важнейшая функция  государственного и муниципального кредита - перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями  экономики в целом и целесообразностью  поддержки того или иного направления  социально-экономической деятельности. В настоящее время отсутствует  специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его  источником служит соответствующий  бюджет, при утверждении расходной  части которого предусматриваются  необходимые средства на кредитование Мелихова Л.В. - Финансовое право, 2001 г.

Перераспределение осуществляется между:

- федеральным  бюджетом и региональными бюджетами; 

- региональным  бюджетом и бюджетами муниципальных  образований; 

-международными  финансово-кредитными институтами  и федеральным бюджетом;

- иностранными  юридическими и физическими лицами  и федеральным и региональными бюджетами;

- федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.

Государственный и муниципальный кредит выполняет  также регулирующую функцию. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность  использования выделенных средств  на возвратной и платной основе выше, чем на безвозвратной и бесплатной. При этом кредитование создает мультипликативный  эффект. У государства появляется дополнительная возможность для  стимулирования развития отдельных  отраслей и предприятий путем  выделения им целевых бюджетных  ссуд Мандрица В.М. - Финансовое право, 2003 г.

Регулирующая  функция проявляется и при  получении Россией внешних займов от МВФ (Международного Валютного Фонда) на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и  реструктуризацию экономики, поддержку  приватизации, фондового рынка и  т.п.

С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных  ссуд.

Одной из функций  государственного и муниципального кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие  институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость  контроля вытекает как из самой природы  кредита, так и из функций государства. Формами контроля являются:

- контроль за  движением денежных потоков, осуществляемых  через органы федерального казначейства  или уполномоченные банки; 

- контроль за соблюдением условий кредитного договора;

-контроль за целевым использованием заемщиком выделенных средств;

- контроль за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и др.

К основным целям  государственного и муниципального кредитования относятся:

- решение проблем  финансирования бюджетного дефицита;

-проведение  региональной финансово-кредитной  политики, направленной на выравнивание  социально-экономических условий  жизни населения и функционирования  региональных экономик;

- поддержка муниципальных  образований в решении неотложных  социально-экономических задач; 

- поддержка приоритетных  для экономики секторов и видов  деятельности Рассолова М.М. - Финансовое право, 2001 г.

1.3. Формы государственного  кредита

Государство обычно заимствует деньги либо в форме займов, либо выпуска долговых обязательств. Первая представляет собой кредит, получаемый государством у какого-либо кредитора (например, у Центрального банка, у иностранного государства, МВФ и т.п.) Вторая связана с  выпуском ценных бумаг и размещением  их среди населения, финансовых и  кредитных организаций. Несмотря на разные механизмы мобилизации государственного кредита обе эти формы имеют одинаковое экономическое содержание. В любом случае дело сводится к поступлению заемных ресурсов в бюджет и соответствующему возрастанию государственного долга в виде кредитных обязательств по ссуде или долговых обязательств по ценным бумагам.

Государственный кредит, как правило, выступает в  виде государственных займов, размещаемых  путем эмиссии и продажи ценных бумаг. Это могут быть также кредиты  Центрального банка, коммерческих банков и других финансовых институтов. Выпускаемые  государством указанные бумаги называются государственными ценными бумагами. Они могут продаваться и покупаться на фондовом рынке и составляют особый сегмент этого рынка - рынок государственных  ценных бумаг. Основная форма государственного кредита - государственные займы. Они  представляют собой неэмиссионный источник покрытия бюджетного дефицита Химичева Н.И. - Финансовое право, 2000 г.

Государственные займы классифицируются по ряду признаков. Так, по праву эмиссии они делятся  на размещаемые центральными, субфедеральными  и местными органами управления. По признаку держателей ценных бумаг займы классифицируются на размещаемые только среди населения, только среди юридических лиц, а также универсальные, т.е. размещаемые среди тех и других. По срокам погашения займы подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (5 лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования кассовых разрывов в бюджете, т.е. несовпадения сроков поступления доходов и совершения расходов бюджета. Обычно для этого выпускаются векселя, например, в Японии сроком 60 дней, в Великобритании - 91 день, в Италии - 4,6,12 месяцев, в Германии - до двух лет. Привлечение средств на более длительное время осуществляется с помощью выпуска облигаций. Наконец, по месту размещения различают внутренние займы (в национальной валюте) и внешние, размещаемые на зарубежных денежных рынках (в валюте страны-кредитора, государства-заемщика или третьей страны). Облигации внутренних займов могут покупать и нерезиденты.

Информация о работе Основы управления государственным и муниципальным кредитом и долгом