Основы управления государственным и муниципальным кредитом и долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:01, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучения такой финансовой категории, как государственный кредит. При этом решается ряд задач:
- определить понятие государственного кредита, его цели, формы и механизм кредитования;
- определить сущность и последствия государственного долга;
- изучить основы управления государственным долгом.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1. Понятие государственного и муниципального кредита . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1. Общие принципы государственного и муниципального кредитования . . 6
1.2. Функции и цели государственного и муниципального кредита . . . . . . . . .7
1.3. Формы государственного кредита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
1.4. Механизм целевого бюджетного кредитования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
1.5. Кредиторская задолженность предприятий перед бюджетами и ее реструктуризация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2. Государственный и муниципальный долг: сущность и основные формы . 20
2.1. Сущность государственного и муниципального долга . . . . . . . . . . . . . . .20
2.2. Обслуживание долга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
3. Основы управления государственным и муниципальным кредитом и долгом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
3.1. Развитие госкредита и госдолга в России начиная с царской России и до наших дней . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
3.2. Управление государственным кредитом и государственным долгом . . .32
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Список используемой литературы . . . . . . . .

Работа состоит из  1 файл

гос. и муниципальный кредит.docx

— 52.57 Кб (Скачать документ)

Организация может  потерять право на предоставленную  ей рассрочку по уплате задолженности  по обязательным платежам в следующих  случаях:

- текущие обязательные  платежи осуществляются организацией  несвоевременно или не в полном  объеме;

- организацией  допущено более двух неплатежей  или неполных платежей по установленному  графику погашения задолженности. 

После получения  заключения Федеральной службы РФ по делам о несостоятельности и  финансовому оздоровлению организация-заявитель  заключает с Российским фондом федерального имущества соответствующий договор.

2. Государственный  и муниципальный долг: сущность  и основные формы

Для того чтобы  наиболее полно раскрыть сущность и  основные формы государственного и  муниципального долга, я рассмотрела  вопросы: сущность государственного и  муниципального долга и обслуживание долга.

2.1. Сущность  государственного и муниципального  долга 

Объем непогашенных долговых обязательств государства  называется государственным долгом. Общее понятие государственного долга Российской Федерации, его  состав, принципы управления, порядок  обслуживания определяются и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе  РФ. Под государственным долгом РФ понимают долговые обязательства российской Федерации перед физическими  и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями  и иными субъектами международного права. Государственный долг Российской Федерации полностью и без  условий обеспечивается всем находящимся  в федеральной собственности  имуществом, составляющим государственную  казну. В зависимости от заемщика он может быть публичным долгом Российской Федерации, государственным долгом субъекта РФ и муниципальным долгом. Каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и  не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы  Карасева М.В. - Финансовое право, 2000 г.

Основными вопросами  при характеристике государственного долга являются: структура и динамика госдолга, механизм управления, обслуживания и реструктуризации, влияние госдолга на развитие экономики страны. Первые два процесса определяют третий. Словом, государственный кредит и государственный  долг - это обоюдоострые инструменты. Государственный кредит, как и  обычный кредит, может оказывать  как позитивное так и негативное воздействие на развитие экономики. Все зависит от того, откуда берутся и куда направляются привлекаемые государством ресурсы, а также от цены кредита.

Внутреннее заимствование  средств означает лишь перераспределение  имеющихся в стране ресурсов между  секторами экономики. Если привлекаемые государством кредитные ресурсы  могли быть направлены на другие цели, то заимствование их государством уменьшает  расходы других секторов экономики  и не увеличивает общий спрос. Если же государственные заимствования  не уменьшают расходы других секторов экономики, то происходит рост совокупного  спроса в народном хозяйстве.

Но для развития экономики важна не только динамика спроса, но и цели государственных  заимствований. Если государство заимствует средства для финансирования важных, быстро окупающихся проектов, да еще  и на условиях нормальных процентных ставок, это может содействовать  ускорению развития национальной экономики. Причем расширение государственного спроса может иметь мультипликативный эффект, вести к кратному его росту в смежных отраслях экономики. Образуемый за счет этих займов долг государства свободно может быть погашен за счет части прибыли, получаемой от финансирования таких объектов.

Следует также  иметь в виду, что большой государственный  долг в частности международным  финансовым организациям и иностранным  банкам, составляющий около 42,3% в структуре  долга, существенно ограничивает суверенитет  страны, особенно если интересы России не совпадают с интересами этих организаций  Дробзина Л.А. - Финансы, денежное обращение и кредит, 1997 г.

Но последствия  государственных займов могут быть и другими. Если привлекаемые государством кредиты расходуются на покрытие непроизводительных расходов (военные  расходы, неумеренное раздувание штатов госаппарата без повышения эффективности  его функционирования и т.п.), то государственные  заимствования будут прямым вычетом  из валового национального продукта. А их погашение будет производиться  за счет дополнительных налогов. В этом как раз и проявляется неразрывная  связь государственного кредита  с налогами.

Именно поэтому  государственный кредит нередко  называют будущими налогами. Разумеется, нельзя делать категорический вывод  о бесполезности или отрицательном  воздействии госкредита на развитие экономики страны. Мировая практика свидетельствует о широком использовании  государственного кредита для финансирования государственных расходов бюджета. Это в целом закономерный и  необходимый процесс. Дело в другом. Каждое новое государственное заимствование должно быть экономически и социально обосновано. Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства, т.е. способствует росту цены кредита. В некоторых случаях возможно абсолютное сокращение объема кредитных ресурсов для экономики. Ну, а если государственные заимствования берутся под проценты, превышающие норму прибыли в производящих отраслях, то происходит огромный переток капитала из "реальной экономики" (сферы производства) в спекулятивный рынок. В конечном итоге происходит перекачивание налоговых доходов государства в пользу отечественных и зарубежных кредитных организаций Сенчагов В.К. - Финансы, денежное обращение и кредит, 1999 г.

Внешние заимствования  в момент поступления средств приводят к увеличению объема финансовых ресурсов страны и позволяют увеличить суммарный спрос государства на товары и услуги национального производства, если средства расходуются на эти цели. Вместе с тем займы у иностранных государств, международных организаций и зарубежных банков могут использоваться для оплаты непроизводительных государственных закупок за рубежом (связанные кредиты), возврата полученных ранее кредитов и т.д.

Государство выступает  на кредитном рынке не только в  качестве заемщика и гаранта, но и  в качестве кредитора. Государственное  кредитование используется как инструмент регулирования экономики с целью  поддержания либо ускорения развития тех или иных секторов и отраслей экономики, регионов, а в некоторых  случаях отдельных крупных фирм. Особенно широко развита система  государственного гарантирования кредитов, выдаваемых частными банками экспортерам, а также малым и средним  предприятиям. В большинстве промышленно  развитых стран функционируют государственные  или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам. Так  поощряется завоевание и расширение внешних рынков сбыта отечественными товаропроизводителями. Кроме того, система государственных гарантий широко развита в ряде стран в ипотечном кредитовании жилья Грачева Е.Ю. - Финансовое право, 1998 г.

Важную роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые  за счет бюджетов территорий или внебюджетных государственных фондов. Довольно часто  практикуется кредитование кассовых разрывов нижестоящих бюджетов.

Рост внутренней задолженности также отрицательно влияет на финансово-экономическое  положение нашей страны, поскольку  в ней в основном за счет внутренних заимствований латают прорехи в  бюджете, изымаются средства из реального  сектора экономики, а они необходимы:

- на кредитование  оборотных средств предприятий;

- для инвестирования  изношенных основных фондов;

- освоение новых  технологий и т.д. 

Необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов возникает, прежде всего, для  решения проблем финансирования бюджетного дефицита; проведения региональной финансово-кредитной политики, направленной на поддержку отдельных регионов и муниципалитетов; поддержки приоритетных с позиций государства секторов экономики и видов деятельности; модернизации производства, поскольку  неработающая промышленность не создает  налогового потенциала, не обеспечивает население рабочими местами.

Долговые обязательства  государства имеют следующие  формы:

- кредитные договоры, заключенные от имени Российской  Федерации с кредитными организациями,  иностранными государствами, международными  финансовыми организациями; 

- государственные  займы, осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг; 

- договоры о  получении Российской Федерацией  бюджетных ссуд от бюджетов  других уровней бюджетной системы; 

- договоры о  пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств Российской  Федерации прошлых лет. 

Государственные внутренние и внешние заимствования  осуществляются в соответствии с  Программами, утверждаемыми на очередной  финансовый год совместно с Законом  о федеральном бюджете. Предельный объем государственных внешних  заимствований Российской Федерации  не должен превышать годовой объем  платежей по обслуживанию и погашению  государственного внешнего долга.

Предельный объем  государственного долга на очередной  финансовый год утверждается Законом  о федеральном бюджете.

В отличие от банковского кредита, при котором  в качестве обеспечения возврата кредита выступают какие-либо материальные ценности, имеющиеся у предприятий (имущество, ценные бумаги и т.д.), при  государственном кредите обеспечением кредита является собственность, принадлежащая  государству Дробзина Л.А. - Финансы, денежное обращение и кредит, 1997 г.

2.2. Обслуживание  долга

Рассмотрим порядок  обслуживания государственного внутреннего  долга Российской Федерации, субъектов  РФ, муниципального долга.

Затраты по размещению, выплате доходов и погашению  долговых обязательств РФ осуществляются за счет средств федерального бюджета. Обслуживание государственного внутреннего  долга РФ производится, как правило, Центральным банком РФ и его учреждениями путем осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов  в виде процентов по ним.

Выполнение ЦБ РФ, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства РФ по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и  выплате доходов в виде процентов  по ним осуществляется на основе специальных  соглашений, заключаемых с эмитентом  государственных ценных бумаг Горбунова  О.Н. - Социально - экономическое развитие и финансовое право, 1988 г.

Обслуживание  государственного внутреннего долга  субъекта РФ, муниципального долга  производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ и правовыми  актами органов местного самоуправления.

По соглашению сторон государственный или муниципальный  долг, возникший из купли-продажи  государственных или муниципальных  ценных бумаг, может быть заменен  заемным обязательством. Замена государственного и муниципального долга заемным  обязательством осуществляется с соблюдением  требований о новации и совершается  в форме договора займа.

Новация связана  с тем, что обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального  обязательства, существовавшего между  ними, другим обязательством между  теми же лицами, предусматривающим  другой предмет или способ исполнения. Новация прекращает дополнительные обязательства, связанные с первоначальным обязательством.

Результатом новации  является совокупность обязательств по вновь выпускаемым государственным  ценным бумагам и по выплате денежных средств Минфином России.

Для подтверждения  новых обязательств осуществлен  выпуск следующих видов государственных  ценных бумаг:

1) ОФЗ с фиксированным  купонным доходом (ОФЗ-ФД) со сроками  обращения четыре и пять лет.  Эти облигации выпущены 12 равными  траншами с начислением процентного  дохода начиная с 19 августа  1998 г. Купонный доход по этим  облигациям начисляется начиная с 19 августа 1998 г. и равен 30% годовых в первый год после 19 августа 1998 г., 25% - во второй, 20% - в третий, 15% - в четвертый, далее - 10% годовых. Начиная со второго купона выплаты купонных доходов производятся каждые три месяца;

2) ОФЗ с постоянным  купонным доходом (ОФЗ-ПД) со сроком  обращения три года. По этим облигациям установлен нулевой купонный доход, и они могут быть использованы на операции по погашению просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшейся по состоянию на 1 июля 1998 г., а также в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных организаций Грачева Е.Ю. - Финансовое право в вопросах и ответах, 2003 г.

Минфин России принял на себя обязательства по выплате  рассмотренных выше денежных средств. Размер этих обязательств в отношении  облигаций, срок погашения которых  наступил до момента осуществления  новации, увеличен в зависимости  от периода отсрочки из расчета 30% годовых  до момента официального опубликования  соответствующих нормативных документов. При этом 2/3 денежных обязательств были оформлены в равных долях ГКО  со сроками обращения, не превышающими три и шесть месяцев, и доходностью 30% годовых Дробзина Л.А. - Финансы, денежное обращение и кредит, 1997 г.

Информация о работе Основы управления государственным и муниципальным кредитом и долгом