Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:01, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучения такой финансовой категории, как государственный кредит. При этом решается ряд задач:
- определить понятие государственного кредита, его цели, формы и механизм кредитования;
- определить сущность и последствия государственного долга;
- изучить основы управления государственным долгом.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1. Понятие государственного и муниципального кредита . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1. Общие принципы государственного и муниципального кредитования . . 6
1.2. Функции и цели государственного и муниципального кредита . . . . . . . . .7
1.3. Формы государственного кредита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
1.4. Механизм целевого бюджетного кредитования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
1.5. Кредиторская задолженность предприятий перед бюджетами и ее реструктуризация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2. Государственный и муниципальный долг: сущность и основные формы . 20
2.1. Сущность государственного и муниципального долга . . . . . . . . . . . . . . .20
2.2. Обслуживание долга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
3. Основы управления государственным и муниципальным кредитом и долгом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
3.1. Развитие госкредита и госдолга в России начиная с царской России и до наших дней . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
3.2. Управление государственным кредитом и государственным долгом . . .32
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Список используемой литературы . . . . . . . .
Как правило, объемы
государственных займов резко возрастают
в периоды экстремальных
Государственные ценные бумаги, как правило, делятся на две большие категории: рыночные и нерыночные. Рыночные ценные бумаги свободно продаются и покупаются. Они являются основным инструментом финансирования бюджетного дефицита и состоят из казначейских векселей (краткосрочных и среднесрочных) и казначейских облигаций. Свободно обращаются на рынке ценных бумаг. Нерыночные ценные бумаги не поступают на рынок ценных бумаг. Они выпускаются государством для определенных инвесторов. Например, сберегательные облигации продаются, но на вторичном рынке не обращаются Жданов А.А. - Финансовое право РФ, 1995 г.
Государственные ценные бумаги могут быть также предъявительскими, документарными (именными - на бумажных носителях) или бездокументарными в виде записей на счетах. Например, Казначейство США ныне продает свои рыночные ценные бумаги в форме книжной записи (записи о сделке) вместо того, чтобы выдавать сертификаты. Казначейство не выпускало бумажных сертификатов для казначейских векселей с 1979 г., а для среднесрочных векселей и облигаций - с 1986 г. Считается, что отмена бумажных сертификатов дает ряд преимуществ как Казначейству, так и инвестору. Уменьшаются издержки Казначейства на печать, упраздняется проблема подделок. Инвестор защищен от потери и похищения бумажных сертификатов, снижаются издержки хранения этих ценных бумаг.
Основными владельцами рыночных государственных ценных бумаг правительства США являются частные и корпоративные инвесторы, включая коммерческие банки, страховые компании, фонды денежных рынков (около 74%). Около 15% - иностранные владельцы. На долю государственных учреждений, траст - фондов и Федеральных резервных банков приходится около 26%.
По форме выплачиваемого дохода государственные ценные бумаги могут быть процентными, дисконтными и выигрышными. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется по схеме лотереи. Она широко практиковалась в СССР. Сегодня основной вид - процентные облигации, доход по которым выплачивается один, два или четыре раза в год. Краткосрочные и часть среднесрочных казначейских векселей не имеют купонов. Они размещаются со скидкой (дисконтом) с номинала, а погашаются по номиналу.
К международному
(внешнему) государственному кредиту
относится кредит, получаемый государством
в виде займов или размещаемых
долговых обязательств. Получателями
займов могут быть также субфедеральные
правительства и местные органы
власти. Кредиторами выступают
Важным звеном финансов общественного сектора является муниципальный кредит. Муниципальный кредит (в узком смысле слова) предназначен для покрытия дефицита местного бюджета и финансирования местных инвестиционных программ.
1.4. Механизм
целевого бюджетного
Целевые бюджетные кредиты являются источниками финансирования отраслевых программ инвестиционного характера, конверсии оборонной промышленности, пополнения оборотных средств предприятий и др.
Бюджетные кредиты
предусматриваются в бюджете
на текущий финансовый год. Но поскольку
их выделение связано с
Средства федерального бюджета на возвратной основе предоставляются через федеральные органы исполнительной власти, администрации субъектов РФ, банки и другие российские юридические лица, являющиеся агентами Правительства РФ. При предоставлении бюджетных ссуд иногда используется вексельная форма оформления задолженности Лушин С.И. - Финансы, 2000 г.
Плата за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными начиная с 1995 г. на возвратной основе на инвестиционные проекты конверсии оборонной промышленности и суммы в их погашение вносятся в федеральный бюджет с последующим направлением на те же цели через государственный фонд конверсии.
Государственный финансовый контроль за целевым использованием бюджетных ссуд включает применение ряда санкций. Так, при нецелевом использовании предприятиями средств федерального бюджета, предоставленных на безвозвратной и возвратной основах, что служит основанием для взимания штрафа в размере двойной действующей учетной ставки Центрального банка РФ. За несвоевременный возврат средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, сокращается или прекращается предоставление всех форм государственной поддержки, в том числе предоставление отсрочек налоговых платежей. За просрочку уплаты процентов за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, взимается пеня в размере одной трехсотой действующей учетной ставки Центрального банка РФ за каждый день просрочки.
Возврат предоставленных предприятиям и организациям средств федерального бюджета, а также плата за пользование этими средствами приравниваются к платежам в федеральный бюджет.
Рассмотрим особенности целевого бюджетного кредитования, вытекающие из федерального бюджета на 1998 г.
В связи с финансовым кризисом в 1998 г. остро встала проблема реструктуризации выданных ранее бюджетных кредитов, а также накопленной задолженности по уплате налоговых платежей и финансовых санкций.
Отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей предоставлялись налогоплательщику на срок, не превышающий пределов текущего года, но не свыше шести месяцев. При этом обязательным условием было предоставление аналогичных отсрочек и рассрочек по платежам в бюджеты субъектов РФ.
В 1998 г. проведена реструктуризация задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом по налогам, сборам и начисленным пеням, а также штрафам за нарушение налогового законодательства, имеющейся у них по состоянию на 1 января 1998 г., путем предоставления юридическим лицам отсрочки и рассрочки по уплате задолженности по налогам и сборам до четырех лет, по пеням и штрафам - до десяти лет Горбунова О.Н. Финансовое право, 1996 г.
С предприятий
и организаций - исполнителей государственного
оборонного заказа была списана задолженность
по платежам в федеральный бюджет,
имевшаяся на 1 января 1998 г., в сумме
недополученных средств из федерального
бюджета в связи с
Средства, поступающие от возврата бюджетных кредитов, а также суммы, поступающие в виде платы за пользование ими, подлежат возврату в федеральный бюджет и направляются в объеме поступлений на те же цели.
Правительство РФ выдавало из федерального бюджета органам исполнительной власти субъектов РФ беспроцентные бюджетные ссуды на срок, не превышающий пределов финансового года.
В 1998 г. сезонное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей проводилось на условиях и за счет созданного в 1997 г. фонда льготного кредитования.
Предоставление
предприятиям и организациям средств
федерального бюджета на возвратной
основе на финансирование инвестиционных
программ конверсии оборонной
Плата за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными начиная с 1995 г. на возвратной основе на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов конверсии оборонной промышленности, и суммы в их погашение вносятся в доход федерального бюджета и аккумулируются государственным фондом конверсии на специальном счете, открываемом ему в Главном управлении Федерального казначейства Минфином РФ, с последующим направлением на те же цели Горбунова О.Н. - Социально - экономическое развитие и финансовое право, 1988 г.
В 1998 г. не имеющая источников возврата задолженность по состоянию на 1 января 1998 г. по централизованным кредитам, выданным в 1992-1994 гг. предприятиям и организациям топливно-энергетического, агропромышленного и лесного комплексов, текстильной и легкой промышленности и других отраслей экономики, а также организациям, осуществляющим реализацию государственной программы переселения, и начисленным по ним процентам частично переоформлена в государственный внутренний долг России. Эта задолженность переоформляется в задолженность предприятий и организаций отраслей экономики Минфину РФ под соответствующие гарантии субъектов РФ и относится на государственный внутренний долг РФ путем выдачи Минфином РФ Центральному банку РФ облигаций федерального займа с постоянным доходом со сроками погашения в течение 5 лет начиная с 2000 г. ежегодно равными долями с уплатой 5% годовых.
Остается не урегулированным вопрос о погашении задолженности по техническим кредитам, предоставленным ЦБ РФ государствам - участникам СНГ. Она была переоформлена в соответствии с межправительственными соглашениями в государственные кредиты РФ этим государствам, включая задолженность по межгосударственным расчетам, образовавшуюся в ходе выверки этих межгосударственных расчетов, а также задолженность, образовавшуюся в результате проведения внутрироссийского и межгосударственного зачетов взаимных требований хозяйствующих субъектов. В 1998 г. часть задолженности переоформляется в государственный внутренний долг РФ путем выдачи Минфином РФ ЦБ РФ беспроцентных облигаций федерального займа со сроками погашения в течение десяти лет начиная с 2000 г. ежегодно равными долями Карасева М.В. - Финансовое право, 2000 г.
За счет средств
федерального бюджета выдавались товарные
кредиты субъектам РФ на поставку
горюче-смазочных материалов и комбикормов
сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Из-за несвоевременности погашения
кредита возникла необходимость
оформления задолженности соответствующими
долговыми обязательствами
1.5. Кредиторская
задолженность предприятий
Разновидностью
государственного кредита следует
считать задолженность
Решение о реструктуризации задолженности юридического лица по обязательным платежам в федеральный бюджет принимается Министерством РФ по налогам и сборам при наличии соответствующего заключения Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.
Решение о реструктуризации
задолженности по обязательным платежам
принимается в отношении
В случае принятия
решения о реструктуризации задолженности
организации по обязательным платежам
ей предоставляется рассрочка
Решением о
реструктуризации задолженности по
обязательным платежам устанавливается
график погашения задолженности
в соответствии с предоставленной
организации рассрочкой. Организация
имеет право произвести полное либо
частичное погашение
Одновременная
реструктуризация задолженности по
обязательным платежам в бюджеты
различных уровней
Залог прекращается надлежащим исполнением организацией обязательств, вытекающих из принятого решения о реструктуризации ее задолженности по обязательным платежам. Если при погашении задолженности в залог передаются обособленные объекты, по согласованию между должником, залогодержателем и органом, принявшим решение о реструктуризации задолженности, залог может быть прекращен до погашения всей суммы задолженности в отношении части обеспечения, пропорциональной сумме фактически погашенной должником задолженности Грачева Е.Ю. - Финансовое право в вопросах и ответах, 2003 г.
Информация о работе Основы управления государственным и муниципальным кредитом и долгом