Особенности финансов организаций малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 12:45, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - провести анализ системы финансов малого предпринимательства и факторов влияния на нее.
Задачи курсовой работы:
- изучить условия, факторы развития малых предприятий в России;
- проанализировать государственные меры поддержки малого предпринимательства;
- выявить преимущества и недостатки развития малого бизнеса в России;
- определить источники финансирования малых предприятий;
- проанализировать финансы предприятий малого бизнеса и их особенности;
- определить пути улучшения финансовой системы на предприятиях малого бизнеса.

Содержание

Ведение

Глава 1.Особенности финансов организаций малого бизнеса

1.1 Значение и задачи малого предприятия

1.2 Основные критерии принадлежности к малому бизнесу

1.3 Государственная поддержка малого бизнеса

1.3.1 Фонды поддержки малого предпринимательства

1.4 Финансы предприятий малого бизнеса и их особенности

1.4.1 Гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре

1.4.2 Инновационная роль малого предпринимательства

1.4.3. Особенности целеполагания

1.4.4 Особенности менеджмента

1.4.5 Особенности финансирования деятельности

1.4.6 Особенности трудовых отношений

1.4.7 Особенности налоговой политики государства по от-ношению к деятельности малого предприятия

1.4.8 Качественные характеристики российского малого предприятия

1.4.9 Лизинг как форма кредитования малого бизнеса

Глава 2. Анализ финансового состояния предприятия

2.1 Анализ состава, структуры и динамики имущества предприятия

2.1.1 Анализ и характеристика структуры актива баланса предприятия

2.1.2 Анализ состава, структуры и динамики основного капитала

2.1.3 Анализ состава, структуры и динамики оборотных активов

2.1.4 Анализ дебиторской задолженности

2.2 Анализ источников финансирования имущества предприятия

2.2.1 Анализ состава, структуры и динамики источников формирования имущества

2.2.2 Оценка структуры собственного и заемного капитала

2.3 Расчет и оценка финансовых коэффициентов ликвидности и платежеспособности предприятия

2.3.1 Оценка и анализ ликвидности баланса предприятия

2.3.2 Оценка и анализ финансовых коэффициентов ликвидности

2.3.3 Факторный анализ коэффициента текущей ликвидности

2.4 Анализ финансовой устойчивости

2.4.1 Определение типа финансовой устойчивости

2.4.2 Оценка финансовых коэффициентов рыночной устойчивости

2.5 Расчет и оценка прибыльности и рентабельности

2.6 Анализ деловой активности предприятия

2.6.1 Оценка деловой активности путем соотношения темпов роста основных показателей

2.6.2 Расчет и оценка показателей величины и динамики
собственных оборотных средств

2.6.3 Расчет и оценка показателей оборачиваемости оборотных средств

2.6.4 Расчет и оценка показателей оборачиваемости запасов

2.6.5 Расчет и оценка показателей оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа фин. организации(предприятии).docx

— 60.76 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Ведение

 

Глава 1.Особенности финансов организаций малого бизнеса

 

1.1 Значение и задачи  малого предприятия 

 

1.2 Основные критерии принадлежности  к малому бизнесу 

 

1.3 Государственная поддержка  малого бизнеса

 

1.3.1 Фонды поддержки малого  предпринимательства 

 

1.4 Финансы предприятий  малого бизнеса и их особенности 

 

1.4.1 Гибкость приспособления  к рыночной конъюнктуре 

 

1.4.2 Инновационная роль  малого предпринимательства 

 

1.4.3. Особенности целеполагания

 

1.4.4 Особенности менеджмента

 

1.4.5 Особенности финансирования  деятельности 

 

1.4.6 Особенности трудовых  отношений

 

1.4.7 Особенности налоговой  политики государства по от-ношению к деятельности малого предприятия

 

1.4.8 Качественные характеристики  российского малого предприятия

 

1.4.9 Лизинг как форма  кредитования малого бизнеса 

 

Глава 2. Анализ финансового  состояния предприятия 

 

2.1 Анализ состава, структуры  и динамики имущества предприятия

 

2.1.1 Анализ и характеристика  структуры актива баланса предприятия 

 

2.1.2 Анализ состава, структуры  и динамики основного капитала 

 

2.1.3 Анализ состава, структуры  и динамики оборотных активов

 

2.1.4 Анализ дебиторской  задолженности 

 

2.2 Анализ источников финансирования  имущества предприятия 

 

2.2.1 Анализ состава, структуры  и динамики источников формирования  имущества

 

2.2.2 Оценка структуры собственного  и заемного капитала

 

2.3 Расчет и оценка финансовых  коэффициентов ликвидности и  платежеспособности предприятия

 

2.3.1 Оценка и анализ  ликвидности баланса предприятия

 

2.3.2 Оценка и анализ  финансовых коэффициентов ликвидности

 

2.3.3 Факторный анализ коэффициента  текущей ликвидности

 

2.4 Анализ финансовой устойчивости

 

2.4.1 Определение типа финансовой  устойчивости

 

2.4.2 Оценка финансовых  коэффициентов рыночной устойчивости

 

2.5 Расчет и оценка прибыльности  и рентабельности

 

2.6 Анализ деловой активности  предприятия

 

2.6.1 Оценка деловой активности  путем соотношения темпов роста  основных показателей 

 

2.6.2 Расчет и оценка  показателей величины и динамики

собственных оборотных средств 

 

2.6.3 Расчет и оценка  показателей оборачиваемости оборотных  средств 

 

2.6.4 Расчет и оценка  показателей оборачиваемости запасов 

 

2.6.5 Расчет и оценка  показателей оборачиваемости дебиторской  и кредиторской задолженности 

 

Заключение

 

Список используемой литературы

 

Приложение

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 В последнее время  в России созрел достаточно  серьезный вопрос: кто займет  место ныне распадающихся крупных  монополистических предприятий,  относящихся как к тяжелой,  так и к другим не менее  важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только  на первый взгляд: заполнить освободившееся  пространство структурами, вновь  образовавшимися за счет крупных  вложений в изуродованные распавшимися  связями государственные предприятия.  Но на самом деле все гораздо  сложнее. Деньги вкладываются, время  идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что руководители  предприятий, избалованные несамостоятельной  жизнью в стране, где никто  ни за что не отвечает, никак  не могут найти ту гибкость  в принятии решений, которой  им так не хватает. Государственные  предприятия в нашей стране, к  сожалению, пока не умеют работать  в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

 

 Кто же сейчас может  поддержать российскую экономику?  Это дело и нужно отдать  в руки мелкого и среднего  предпринимательства. Экономически  это выгодно, потому что появление  большого числа фирм приведет  к появлению новых рабочих  мест. Малым предприятием легче  управлять в условиях нестабильного  курса национальной валюты, да  и это принесет реальные деньги  в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно  важно, учитывая выделение Москвы  и огромный упадок субъектов  Российской Федерации. И одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России на последних этапах развития, что привело к создание монополий и сосредоточению власти, как политической, так и экономической, в руках небольшой группы людей, которые обладали огромными капиталами.

 

Цель курсовой работы - провести анализ системы финансов малого предпринимательства  и факторов влияния на нее.

 

Задачи курсовой работы:

 

- изучить условия, факторы  развития малых предприятий в  России;

 

- проанализировать государственные  меры поддержки малого предпринимательства;

 

- выявить преимущества  и недостатки развития малого  бизнеса в России;

 

- определить источники  финансирования малых предприятий;

 

- проанализировать финансы  предприятий малого бизнеса и  их особенности;

 

- определить пути улучшения  финансовой системы на предприятиях  малого бизнеса.

 

Предметом анализа является исследование финансов предприятий  малого бизнеса и проведение анализа  финансового состояния предприятия (по варианту).

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ МАЛОГО БИЗНЕССА

 

1.1 Значение и задачи  малого предприятия

 

 В современный период  перехода от плановой экономики  к рыночному хозяйству особое  значение приобретает развитие  среднего и мелкого предпринимательства,  малого бизнеса. Именно малые  предприятия, не требующие крупных  стартовых инвестиций и гарантирующие  высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и  экономично решать проблемы реструктуризации  экономики, формирование и насыщение  рынка потребительских товаров  в условиях дистабилизации экономики и ограниченности финансовых ресурсов.

 

 Малое предпринимательство,  оперативно реагирующее на изменение  конъюктуры рынка, придаёт экономике необходимую гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменения потребительского спроса и за счёт этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формировании конкурентной среды. Это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.

 

 Развитие малого и  среднего бизнеса несёт в себе  множество перспектив:

 

- увеличение числа собственников,  а значит, формирование среднего  класса - главного гаранта политической  стабильности в демократическом  обществе;

 

- рост доли экономически  активного населения, что увеличивает  доходы граждан и сглаживает  диспропорции в благосостоянии  различных социальных групп;

 

- создание новых рабочих  мест с относительно низкими  затратами, особенно в сфере  обслуживания;

 

- подготовка кадров за  счёт использования работников  с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию  на месте работы;

 

- ликвидация монополии  производителей, создания конкурентной  среды;

 

- улучшение взаимосвязи  между различными секторами экономики.

 

 Необходимо отметить, что экономический риск в сфере малого предпринимательства, как правило, выше и “жизненный цикл” малых предприятий обычно короче, чем крупных компаний. Даже в благополучных промышленно развитых странах небольшие предприятия испытывают целый ряд характерных трудностей.

 

 Так, малые фирмы  чаще всего проигрывают крупным  в борьбе за кредиты. Банки  отказывают малым фирмам в  ссудах, а если и дают то  под высокие проценты, что приводит  к росту сибистоимости продукции и затрудняет модернизацию производства из-за недостатка средств. Небольшие фирмы хуже крупных справляются с экспортными и валютными операциями, маркетингом, как в частности изучение спроса на свою продукцию, так и проведение рекламных кампаний. Они чаще испытывают недостаток в квалифицированной рабочей силе и более чувствительны к состоянию экономической среды: если в связи с инфляцией уровень издержек опережает уровень доходов, фирма неизбежно терпит крах. Серьезную проблему для малых фирм представляет имитирование деятельности. Лишь часть из них осуществляет производственное имитирование.

 

 Говоря о роли малого  бизнеса, следует подчеркнуть,  что малые предприятия - это  побочная сфера экономики. Малый  бизнес ограниченно включается  в хозяйственную структуру, конкурентную  среду и в общественное разделение  труда. Причем роль его в  современной динамичной жизни  неуклонно возрастает. Как показывает  опыт развитых стран, если в  прошлом малые предприятия создавались,  как результат стремления многих  открыть собственное дело, то  в настоящее время создание  малых предприятий нередко инициируется  крупными компаниями, которые поручают  им вести отдельные виды производства  или устанавливать тесные связи  с рынком. Часть мелких и средних  предприятий включена через контрактную  и субконтрактную системы, через систему франчайзинга в крупные производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние - поставщиками для больших.

 

 Конкретно роль малого  бизнеса проявляется в том,  что его развитие способствует:

 

- созданию новых рабочих  мест;

 

- внедрению новых товаров  и услуг;

 

- удовлетворению нужд  крупных предприятий;

 

- обеспечению специализированными  товарами и услугами.

 

 Создание новых рабочих  мест - это важнейший фактор, который  несет в себе развитие малого  бизнеса. Фактор, не только обеспечивающий  средствами к существованию значительную  часть населения, но и способствующий  стабилизации обстановки в обществе. Так, более 7 млн. малых фирм  США обеспечивают работой более  100 млн человек.

 

Другая важнейшая сторона  деятельности малых предприятий - это  внедрение новых товаров и  услуг. Достижения малого бизнеса в  этой области затронули производство безопасных бритв, электронных наручных часов, вертолетов, нержавеющей стали, копировальных аппаратов и многого  другого. В США, например, малый бизнес производит более 60 % всех услуг, половину всей продукции и почти половину всех идей и нововведений.

 

 Помимо того, что малые  предприятия внедряют новые товары  и обеспечивают рабочие места,  они играют важную роль в  деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции,  обслуживанием, снабжением. В частности,  большие возможности для реализации  продукции крупных предприятий  через сеть мелких фирм имеет  франшиза.

 

 Франшиза, или лицензия, дает возможность использовать  торговую марку крупной компании  и продавать ее товары или  услуги в определенном регионе.

 

 Наконец, многие малые  фирмы возникают и существуют  потому, что способны удовлетворять  особые нужды клиентов. Например, естественно, что для ремонта  старинных часов, антикварных  изделий и т.п. создаются малые  предприятия.

 

 Таким образом, малый  бизнес обеспечивает необходимую  мобильность в условиях рынка,  создает глубокую специализацию  и разветвленную кооперацию производства, без чего немыслима его высокая  эффективность.

 

2 Основные критерии принадлежности  к малому бизнесу

 

 

Однозначного определения  малого бизнеса нет. Обычно его связывают  с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. В Российской Федерации этот критерий не одинаков для разных отраслей экономики. Предельные уровни численности (в среднегодовом исчислении) в различных сферах деятельности, установленные Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», приведены в таблице 1.1

 

 Таблица 1.1

 

Численность работников малых  предприятий

 

Отрасль деятельности 

Предельный уровень численности  работников, чел. 

 

Промышленность 

100 

 

Строительство 

100 

 

Транспорт  

100 

 

Сельское хозяйство 

60 

 

Научно-техническая сфера 

60 

 

Оптовая торговля 

50 

 

Розничная торговля и бытовое  обслуживание населения 

30 

 

Остальные отрасли и другие виды деятельности 

50 

 

 

 

 В разных странах  в настоящий момент используются  различные критерии при отнесении  организаций к предприятиям малого  бизнеса. В Четвертой директиве  Совета Европы выделено четыре  основных критерия для признания  организаций в качестве малых  предприятий:

Информация о работе Особенности финансов организаций малого бизнеса