Особенности финансов организаций малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 12:45, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - провести анализ системы финансов малого предпринимательства и факторов влияния на нее.
Задачи курсовой работы:
- изучить условия, факторы развития малых предприятий в России;
- проанализировать государственные меры поддержки малого предпринимательства;
- выявить преимущества и недостатки развития малого бизнеса в России;
- определить источники финансирования малых предприятий;
- проанализировать финансы предприятий малого бизнеса и их особенности;
- определить пути улучшения финансовой системы на предприятиях малого бизнеса.

Содержание

Ведение

Глава 1.Особенности финансов организаций малого бизнеса

1.1 Значение и задачи малого предприятия

1.2 Основные критерии принадлежности к малому бизнесу

1.3 Государственная поддержка малого бизнеса

1.3.1 Фонды поддержки малого предпринимательства

1.4 Финансы предприятий малого бизнеса и их особенности

1.4.1 Гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре

1.4.2 Инновационная роль малого предпринимательства

1.4.3. Особенности целеполагания

1.4.4 Особенности менеджмента

1.4.5 Особенности финансирования деятельности

1.4.6 Особенности трудовых отношений

1.4.7 Особенности налоговой политики государства по от-ношению к деятельности малого предприятия

1.4.8 Качественные характеристики российского малого предприятия

1.4.9 Лизинг как форма кредитования малого бизнеса

Глава 2. Анализ финансового состояния предприятия

2.1 Анализ состава, структуры и динамики имущества предприятия

2.1.1 Анализ и характеристика структуры актива баланса предприятия

2.1.2 Анализ состава, структуры и динамики основного капитала

2.1.3 Анализ состава, структуры и динамики оборотных активов

2.1.4 Анализ дебиторской задолженности

2.2 Анализ источников финансирования имущества предприятия

2.2.1 Анализ состава, структуры и динамики источников формирования имущества

2.2.2 Оценка структуры собственного и заемного капитала

2.3 Расчет и оценка финансовых коэффициентов ликвидности и платежеспособности предприятия

2.3.1 Оценка и анализ ликвидности баланса предприятия

2.3.2 Оценка и анализ финансовых коэффициентов ликвидности

2.3.3 Факторный анализ коэффициента текущей ликвидности

2.4 Анализ финансовой устойчивости

2.4.1 Определение типа финансовой устойчивости

2.4.2 Оценка финансовых коэффициентов рыночной устойчивости

2.5 Расчет и оценка прибыльности и рентабельности

2.6 Анализ деловой активности предприятия

2.6.1 Оценка деловой активности путем соотношения темпов роста основных показателей

2.6.2 Расчет и оценка показателей величины и динамики
собственных оборотных средств

2.6.3 Расчет и оценка показателей оборачиваемости оборотных средств

2.6.4 Расчет и оценка показателей оборачиваемости запасов

2.6.5 Расчет и оценка показателей оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа фин. организации(предприятии).docx

— 60.76 Кб (Скачать документ)

 

 Многосторонняя кооперация  небольших и совсем мел-ких специализированных предприятий, имеющих самое раз-ное происхождение и различный хозяйственно-правовой статус, стала доминирующей тенденцией современного про-изводства. Она приобретает все более широкий масштаб и разнообразные формы -- субподряда в промышленности, франчайзинга в торговле и услугах, развития отдельных видов обслуживания (деловые и профессиональные услуги, автосервис, предприятия быстрого питания и т. д.), совмес-тного выхода на внешние рынки, венчурного бизнеса и т.п. Благодаря возможностям кооперации малый бизнес пользуется рыночными преимуществами на основе деталь-ного знания своей клиентуры, близости к дифференциро-ванным рынкам. Это характерно прежде всего для пред-приятий, обслуживающих те сегменты рынка, которые из-за своей малой емкости не слишком интересуют крупный бизнес. К ним относится большая часть производства потребительских товаров, в том числе новейших. Номенклатура продукции здесь отличается стабильностью, технология про-изводства еще не отработана, что создает для МП много-численные рыночные "ниши".

 

 Малый бизнес чутко  реагирует на растущую зависи-мость потребительского спроса от колебаний моды, успе-вая удовлетворять все новые, нередко индивидуальные зап-росы покупателей (работа на заказ). Во многом его разви-тие предопределено глубокими изменениями, происходящими в современной культурной среде. Если несколько десяти-летий назад залогом успешного сбыта товаров было его со-ответствие рыночным стандартам, то теперь -- новизна, оригинальность внешнего облика. Аналогичные тенденции присущи сфере услуг, в которой спрос все более определя-ется качеством и разнообразием сервиса.

 

 Развитию малого бизнеса  способствует и региональная  дифференциация производства и  потребления. Значительная часть  малых предприятий создается  для освоения ресурсов сырья,  имеющих местное значение, с целью  избежать повышения транспорт-ных тарифов, а также там, где велики сезонные колебания условий производства или спроса.

 

1.4.2 Инновационная роль  малого предпринимательства

 

 

Ин-новационная роль малого бизнеса часто реализуется в коо-перации с крупным предприятием. Помимо производственной кооперации, о ко-торой говорилось выше, существует аналогичное разделе-ние труда в сфере НИОКР. Со стороны малого бизнеса оно осуществляется небольшими наукоемкими предприятиями -- венчурными малыми предприятиями, которые занимаются поиском принципи-ально новых продуктов и процессов, работая в условиях высокого коммерческого риска, а также берут на себя до-работку и пробное освоение научно-технических новшеств, не требующих крупных и капитальных затрат.

 

 Кооперация в сфере  НИОКР позволяет крупным предприятиям  значитель-но сократить период разработки принципиально новых ви-дов продукции (нередко с 10--15 до 4 лет) и увеличить долю новых товаров в общем объеме продаж. Экономически она высокоэффективна: по имеющимся оценкам, малыми фир-мами в США производится в четыре раза больше новинок в расчете на одного занятого, чем на крупных предприятиях, а затраты на одного инженера или исследователя -- вдвое ниже. Поэтому вен-чурное предпринимательство получает широкое распрост-ранение. Концерн "Дженерал электрикс", например, связан с более чем 200 независимыми исследовательскими фирма-ми, фактически целиком работающими на его потребности. Частный сектор инвестирует в малые инновационные пред-приятия огромные средства: ежегодный объем капиталовло-жений венчурных фондов США оценивается в 3--4 млрд долл., совокупные инвестиции венчурных фондов Велико-британии, ФРГ, Франции и Италии составляют более чем 3,5 млрд ЭКЮ.

 

 Однако определенная  часть малых фирм пытается  вести само-стоятельную инвестиционную деятельность, в чем ей ока-зывает поддержку государство. Если крупный капитал зани-мается поиском и стимулированием отдельных перспектив-ных в коммерческом отношении малых инновационных форм, то государство поддерживает инновационную деятельность сектора малых предприятий как такового. В США федеральное правитель-ство финансирует 35% расходов малых фирм на НИОКР в форме налоговых льгот и через государственные контракты, а на уровне штатов и органов местного самоуправления действу-ют программы, увязывающие поддержку инновационных малых предприятий с конкретными нуждами этих территорий. Значительное число малых предприятий осуществляет инновации в форме обновления тех-нологии, менеджмента, организации труда и номенклатуры продукции. В этом плане государственная помощь также играет большую роль. Она выражается в содействии различ-ным способам передачи технологии, прежде всего в форме участия в создании соответствующей инфраструктуры -- бизнес-инкубаторов и технопарков (предоставление земель-ных участков, налоговые льготы и т. п.). Целью является "вы-ращивание" технически передовых предприятий, которые в перспективе смогут осуществить диффузию новейших тех-нологий во все сферы национальной экономики. Тем самым удается частично компенсировать характерную для малых фирм не-хватку финансовых средств, необходимых для проведения научных исследований и разработок.

 

1.4.3. Особенности целеполагания

 

 

В рыночных условиях раз-личия между крупными и малыми предприятиями в воп-росах целеполагания определяются тем, что первые фор-мируют рыночную конъюнктуру, а вторые подстраиваются под нее. У небольших фирм отсутствуют детальные стра-тегические планы. По мнению предпринимателей, достаточно и ориентировочных оценок основных параметров деятельно-сти, поэтому даже важнейшие решения зачастую принима-ются ситуативно.

 

 Неразвитость стратегического  мышления наиболее бо-лезненно сказывается в первые годы существования малого предприятия, когда на деле проверяется необходимость предлагаемых им товаров и услуг. Если малое предприятие нашло свою нишу, в дальнейшем из-за ее локальности надо лишь поддерживать стационар-ный режим функционирования на основе стандартных опе-ративных решений. Потребность в стратегическом плане по-является, если малый бизнес решил перешагнуть порог, от-деляющий его от среднего.

 

 Ограниченный временной  горизонт управленческих ре-шений малого предприятия в ситуации неустойчивой рыночной конъюнкту-ры переходного периода имеет определенные преимущества по сравнению со стратегическим планированием крупного предприятия. Когда успех бизнеса в большей мере обуслов-лен регулирующим воздействием государства (или отсутстви-ем такового воздействия), чем внутрифирменными факто-рами, стратегический план развития, разрабатываемый в скользящем режиме и включающий средне- и краткосроч-ные программы, может оказаться неэффективным в силу своей неизбежной жесткости. Позволяя надежно диагности-ровать, контролировать конъюнктуру в условиях стабиль-ности, такой порядок управления, присущий большому биз-несу, плохо приспособлен к необходимости быстрой адапта-ции в случае постоянно меняющейся внешней среды. На-против, оперативный режим управления малым предприятием, указывающий возможность существования, развития фирмы, главным об-разом с благоприятной внешней обстановкой, существенно повышает адаптационный потенциал малого бизнеса в пере-ходной экономике управленческой структуры, привлечения специалистов. Упрощенный менеджмент создает малой фирме опре-деленное преимущество, проявляющееся в гибком, быст-ром приспособлении к меняющимся требованиям и услови-ям, что особенно важно в неустойчивой, переходной ситу-ации. Выделение управленческих функций происходит на малом предприятии за счет персонификации их в узком кругу лиц и начинается, с учетно-бухгалтерской. Это объясняется запутанностью, усложненностью официальной бухгалтерии, необходимостью зачастую вести вторую, неофициальную. Показательно, что у предпринимателей-индивидуалов, платящих низкие на-логи, имеющих упрощенную форму отчетности, нет жалоб на сложность бухгалтерской работы и желания, объединив-шись, нанять профессионального бухгалтера.

 

 Основные решения почти  всегда руководитель малого предприятия  при-нимает единолично. Единоначалие имеет свои преимущества. Решения принимаются быстро, так как время на их обсуж-дение и согласование сведено к минимуму. Выполняется то, что задумано, решения не искажаются при их "трансляции". В случае удачи авторитет руководителя заметно повышается, что облегчает дальнейшее руковод-ство.

 

 Вместе с тем сосредоточение  всей полноты власти в одних  руках может обернуться барьером  для развития биз-неса. При таком порядке управления значительно возраста-ет роль предпринимателя, его врожденных качеств, про-фессиональных знаний, субъективных установок. Не будет преувеличением сказать, что количество стабильно функ-ционирующих малых предприятий не может превышать, число людей, спо-собных к самостоятельной предпринимательской деятельно-сти.

 

 Единоначалие имеет  и негативные последствия, при-чем даже в режиме оперативного управления предприяти-ем. Не подконтрольность руководителя провоцирует ошибоч-ные решения. Совершенные промахи, подрывая его авто-ритет, снижают "управляемость" работников, а в конечном счете -- внутренний потенциал бизнеса. Еще опаснее авто-ритарный менеджмент, когда речь идет о принятии стратегических решений. Именно поэтому с увеличени-ем масштабов бизнеса, горизонтов внутрифирменного пла-нирования происходит усложнение структуры управления предприятием, размежевание прав собственности и контро-ля. В целом российские малые фирмы в вопросах целеполагания соответствуют рыночному стандарту. Из-за неразвитости рыноч-ных отношений, нестабильности внешней среды под этот стандарт зачастую попадает и более крупный бизнес. У ма-лых, средних и крупных предприятий сегодня есть общие проблемы, "разведенные" в ситуации благоприятной эконо-мической и политической конъюнктуры. Это сказывается на структуре, порядке разработки и реализации целей пред-приятия. Подчас возможность предвидеть и моделировать будущее в большей степени определяется не масштабом бизнеса, а его отраслевой принадлежностью. Даже неболь-шие торговые фирмы могут успешнее планировать деятель-ность на перспективу, чем средние, а то и крупные произ-водственные предприятия.

 

1.4.4 Особенности менеджмента

 

 

Простота организационной  структуры, личное участие и заинтересованность руково-дителя во всех делах фирмы -- одни из наиболее ярких отличий российского малого предприятия от крупного.

 

Специфика менедж-мента малой фирмы заключается в том, что руководитель может и вынужден принять на себя решение большинства проблем.

 

Возможность концентрации власти определяется самим масштабом бизнеса: рынки локальны, номенклатура мала, объем производства невелик, число  партнеров огра-ничено, небольшой штат сотрудников позволяет всех дер-жать в поле зрения. Наряду с этим малому предприятию не свойственно, да и не нужно, принимать нестандартные управленческие ре-шения, кардинально меняющее ситуацию внутри фирмы и вне ее.

 

Следовательно, и нет потребности  в управленцах -- специалистах высокого класса. Для руководства малой фирмой доста-точно средней квалификации в сочетании с доступностью информации, консультационных услуг.

 

 Руководитель малого  предприятия должен принять на  себя всю полноту ответственности,  так как услуги, профессионалов-управлен-цев стоят дорого. Выгода, которую может дать постоянно работающий профессионал, как правило, несоизмерима с затратами на его содержание.

 

Лишь когда фирма ориенти-рована на рост, на преодоление барьеров входа в группу предприятий, более крупного бизнеса, требования к управ-лению возрастают, появляется необходимость усилить ру-ководство за счет создания более сложной структуры.

 

1.4.5 Особенности финансирования  деятельности

 

 

 Одно из, главных отличий  малого предприятия от крупного  предприятия -- порядок финансирования, предполагающий использование в первую

 

очередь и главным образом  внутренних источников: доходов фирмы, личных средств руководителя, средств  родных, друзей. В условиях развитого  рынка для малого предприятия  существует еще один источник -- банковский кредит, предоставляемый как непосредственно, так и в рамках специальных  программ, с привлечением специализированных программ, специализи-рованных финансовых структур, при поддержке государ-ства.

 

 В сегодняшних российских  условиях, как свидетельству-ют результаты всех опросов предпринимателей, возможность привлечения внешнего финансирования крайне ограничена. Чем хуже положение предприятия, тем эта возможность меньше. Кризисная ситуация, типичная для значительной части малых предприятий, носит застойный, подчас необратимый характер. Банковское кредитование малых фирм сведено к минимуму. Сокра-щается число предпринимателей, планирующих привлечь краткосрочный и долгосрочный банковские кредиты. Банки не устраивают небольшая величина запрашиваемых ссуд и - отсутствие гарантий их возврата. Предпринимателей отпу-гивают высокая ставка процента, короткий срок кредитова-ния, требование залога. Кроме того, пока сфера предпринимательства остается рискованной (включая и политический риск), нет стимула расширять деятельность, привлекая сред-ства извне. Прежде всего, это касается производства с его относительно меньшей ликвидностью.

 

Рассматривая особенность  малых предприятий, заключающуюся  в пре-имущественном использовании внутренних источников фи-нансирования, следует иметь в виду негативные последствия этого процесса как для отдельных фирм, так и для сектора малого бизнеса в целом. Это повышенный риск банкротства на этапе становления, трудности расширения производства, наконец, барьер, не позволяющий даже наиболее успеш-ным малым предприятиям попасть в разряд средних.

 

 Недостаток собственных  средств, принципиально невос-полнимый в рамках отдельного малого предприятия, в сочетании с невоз-можностью привлечь внешнее финансирование нередко ог-раничивают масштабы перспективного бизнеса. Вот харак-терный пример. Предприятие вышло на рынок капиталоемкой продукции. Спрос на нее высок, но при таком уровне цен, когда рентабельно производство лишь средних масш-табов. Ситуация достаточно типична. Многие емкие рыноч-ные ниши опустели из-за деградации заполнявших их преж-де крупных предприятий. Свернув нерентабельные произ-водства, они не в силах "содержать себя" за счет оставших-ся прибыльных и, как правило, закрывают и последние. За-полнить образовавшийся вакуум мог бы средний бизнес, ко-торый либо отпочковался от крупного в процессе реструк-туризации, либо вырос из малого. Второй путь был не раз опробован в ходе развития рыночной экономики, но требу-ет финансовой подпитки извне, причем в относительно сжа-тые сроки, пока сохраняются конкурентные преимущества свободного рыночного пространства.

Информация о работе Особенности финансов организаций малого бизнеса