Особенности финансов организаций малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 12:45, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - провести анализ системы финансов малого предпринимательства и факторов влияния на нее.
Задачи курсовой работы:
- изучить условия, факторы развития малых предприятий в России;
- проанализировать государственные меры поддержки малого предпринимательства;
- выявить преимущества и недостатки развития малого бизнеса в России;
- определить источники финансирования малых предприятий;
- проанализировать финансы предприятий малого бизнеса и их особенности;
- определить пути улучшения финансовой системы на предприятиях малого бизнеса.

Содержание

Ведение

Глава 1.Особенности финансов организаций малого бизнеса

1.1 Значение и задачи малого предприятия

1.2 Основные критерии принадлежности к малому бизнесу

1.3 Государственная поддержка малого бизнеса

1.3.1 Фонды поддержки малого предпринимательства

1.4 Финансы предприятий малого бизнеса и их особенности

1.4.1 Гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре

1.4.2 Инновационная роль малого предпринимательства

1.4.3. Особенности целеполагания

1.4.4 Особенности менеджмента

1.4.5 Особенности финансирования деятельности

1.4.6 Особенности трудовых отношений

1.4.7 Особенности налоговой политики государства по от-ношению к деятельности малого предприятия

1.4.8 Качественные характеристики российского малого предприятия

1.4.9 Лизинг как форма кредитования малого бизнеса

Глава 2. Анализ финансового состояния предприятия

2.1 Анализ состава, структуры и динамики имущества предприятия

2.1.1 Анализ и характеристика структуры актива баланса предприятия

2.1.2 Анализ состава, структуры и динамики основного капитала

2.1.3 Анализ состава, структуры и динамики оборотных активов

2.1.4 Анализ дебиторской задолженности

2.2 Анализ источников финансирования имущества предприятия

2.2.1 Анализ состава, структуры и динамики источников формирования имущества

2.2.2 Оценка структуры собственного и заемного капитала

2.3 Расчет и оценка финансовых коэффициентов ликвидности и платежеспособности предприятия

2.3.1 Оценка и анализ ликвидности баланса предприятия

2.3.2 Оценка и анализ финансовых коэффициентов ликвидности

2.3.3 Факторный анализ коэффициента текущей ликвидности

2.4 Анализ финансовой устойчивости

2.4.1 Определение типа финансовой устойчивости

2.4.2 Оценка финансовых коэффициентов рыночной устойчивости

2.5 Расчет и оценка прибыльности и рентабельности

2.6 Анализ деловой активности предприятия

2.6.1 Оценка деловой активности путем соотношения темпов роста основных показателей

2.6.2 Расчет и оценка показателей величины и динамики
собственных оборотных средств

2.6.3 Расчет и оценка показателей оборачиваемости оборотных средств

2.6.4 Расчет и оценка показателей оборачиваемости запасов

2.6.5 Расчет и оценка показателей оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа фин. организации(предприятии).docx

— 60.76 Кб (Скачать документ)

 

1. Котирование акций на бирже. Акции малого предприятия не могут котироваться на бирже. В противном случае такое предприятие относится к крупным вне зависимости от того, удовлетворяет ли оно критериям, приведенным ниже.

 

2. Валюта баланса не  более 2,5 млн евро.

 

3. Выручка от реализации  не более 5 млн евро.

 

4. Среднее число занятых  не более 50 человек.

 

 Для отнесения организации  к субъектам малого предпринимательства  она в течение двух следующих  друг за другом отчетных периодов  должна удовлетворять в обязательном  порядке первому критерию и  любым двум из трех последних  критериев. 

 

 Большинство стран  Европейского союза уже приняли  соответствующие законы, которыми  распространили действие Четвертой  директивы на свои территории (хотя специфика есть у многих  стран, отклонения от этих показателей  несущественны).

 

 Те же самые критерии  установлены в Великобритании  и Австралии. Исключения составляют  только Канада (где определение  малого предприятия отсутствует)  и США. В этих странах критерии  отнесения к малым предприятиям  следующие:

 

1. Выручка от продаж  менее 25 млн долл. США.

 

2. Предприятие зарегистрировано  в США или Канаде.

 

3. Предприятие не является  инвестиционной компанией.

 

4. Имеется дочернее предприятие,  большая часть капитала которого  принадлежит материнской компании.

 

 Как видно из приведенных  данных, Россия является единственной  из рассматриваемых стран, где  отсутствуют стоимостные критерии  отнесения предприятий к субъектам  малого предпринимательства. Отсутствие  такого критерия можно считать  пробелом нашего законодательства. В то же время дифференциация  количества работников в зависимости  от вида деятельности организации  вполне оправдана. Например, выручка  от продаж организации оптовой  торговли с пятью работниками  может в несколько десятков  и даже сотен раз превышать  оборот организации, оказывающей  бытовые услуги населению, с  тем же числом сотрудников.

 

1.3 Государственная поддержка  малого бизнеса 

 

 

 Цель государственной  поддержки бизнеса - создание  равных условий для всех объектов  хозяйствования, занятых в сфере  бизнеса, а также выранивание предприимательских структур по сравнению с другими сферами общественного производства. Особенно в такой поддержке нуждается мелкий и средний бизнес.

 

 Россия, как самостоятельное  государство гарантирует ныне  всем предпринимателям, независимо  от избраных ими организационных форм предпринимательской деятельности, равные права создаёт равные возможности для функционирования, доступа к материально - техничиским, финансовым, трудовым, информационным, природным и другим ресурсам, при условии выполнения работ и поставок для государственных потребностей.

 

 Государственная политика  бизнеса в России осуществляется  на основе закона “О предпринимательстве”.

 

 Данные положения закона  стали отправной точкой стимулирования, создания предприятий, фирм, особенно  малых форм бизнеса. Так по  данным Минфина в России в  1992 году из созданных предприятий  88,8 % вновь зарегистрированых и только 11,2 % созданых путём реорганизации действующих. Из общего числа мелких предприятий только 18,8 % являються часными, 0,3 % - выкуплеными трудовыми коллективами. Наибольший удельный вес занимают предприятия, фирмы по производству товаров народного потребления - 18 %, строительные и ремонтно - технологические - 17 %, научно - внедренческие - 10 %, по производству стройматериалов - 15,7 %, по производству и переработке сельхоз продукции 14,4 %.

 

 Поддержку производства  мелкого и среднего бизнеса  осуществляют государственные органы  управления, которые имеют специальные  службы, органы регионального и  месного управления, м также госадминистрации.

 

 Специальным органом  государственной поддержки бизнеса  в России являетса Государственный комитет России по содействию малым предприятиям и предпринимательству, Госпредпринимательство России, с соответствующими структурами на местах.

 

 Государственное предпринимательство  организует разработку проектов  законов и нормативных актов,  призваных способствовать развитию бизнеса, выступает с предложениями о внесении поправок к действующему законодательству; по поручению Верховног Совета и Кабинета Министров России готовит проекты и реализует программы поддержки производства; взаимодействует с фондом поддержки развития мелких предприятий и развития конкуренции; фондом госимущества России; министерствами и ведомствами, которые на основании законодательных актов осуществляют поддержку, регулирование и контроль в разных сферах деятельности бизнеса.

 

 Существует союз малых  предприятий России. Он осуществляет их правовую защиту, аудиторское консультирование, формирует фонд взаимного кредитования; проводит семинары, коференции, школы предприниматеьства; разработку документов, методических пособий; огранизовывает работу собственной товарной биржи; создаёт конпьютерно - информационный банк данных о малых предприятиях РОссии; занимается редакционно - издательской деятельностью; содействует развитию внешнеэкономических связей предпринимателей, и, наконец, обеспечивает социальную защиту работников малых предприятий. Позитивной оценки заслуживает и деятельность региональной ассоциации малых и средних предприятий, в структуре которой создан информационно - обслуживающий цент и другие подразделения инфраструктуры коллективного пользования.

 

 Вместе с тем сегодня  в России отсутствует действующий  механизм поддержки, развития  и защиты бизнеса. Об этом  свидетельстуют недостатки и сложности, встречающиеся в процессе функционирования предприятий бизнеса. Поэтому перед правительством ,заинтересоваными организациями открывается широкое поле деятельности. При этом синхронно следует развивать как государственную систему поддержки бизнеса, так и иннициативу предпринимателей, малых, средних предприятий по объединению усилий в сфере государственно - финансовой деятельности.

 

1.3.1 Фонды поддержки малого  предпринимательства

 

 

Фондом поддержки малого предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая в целях  финансирования программ, проектов, мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путем  аккумулирования средств, поступающих  от приватизации государственного и  муниципального имущества, доходов  от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических  лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.

 

 Фонды поддержки малого  предпринимательства являются юридическим  лицом. Основными направлениями  деятельности фондов поддержки  малого предпринимательства являются:

 

- содействие в формировании  рыночных отношений на основе  государственной поддержки малого  предпринимательства и развития  конкуренции путем привлечения  и эффективного использования  финансовых ресурсов для реализации  целевых программ, проектов и  мероприятий в области малого  предпринимательства;

 

- участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном  отборе, а также в реализации  федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных  программ развития и поддержки  малого предпринимательства, демонополизации  экономики, развития конкуренции,  насыщения товарного рынка, создания  новых рабочих мест;

 

- участие в формировании  инфраструктуры рынка, обеспечивающей  равные условия и возможности  для осуществления деятельности  в области малого предпринимательства;

 

- поддержка инновационной  деятельности предпринимательских  структур, стимулирование разработки  и производства принципиально  новых видов продукции, содействие  в освоении новых технологий  и изобретений;

 

- содействие в привлечении  отечественных и иностранных  инвестиций для реализации приоритетных  направлений деятельности по  созданию конкурентной среды  и развитию малого предпринимательства;

 

организация консультаций по вопросам налогообложения и применения норм законодательства.

 

 На сегодняшний день  за фондами поддержки малого  бизнеса законодательно закреплено  право заниматься кредитной деятельностью. Так, кредитование малого бизнеса осуществляет Федеральный фонд поддержки малых предприятий (ФПМП). ФПМП в 1998г., через банки- партнеры предоставил малым фирмам около 8 тыс. кредитов на сумму около 120 млн. долл. В 1999г. - примерно столько же, но на сумму в два раза меньше. В 2000г. ФПМП вышел на докризисные объемы кредитования, что в значительной мере связывается с ростом спроса на кредиты со стороны производственных малых предприятий. Конечно, объемы кредитования малым предприятиям в рамках ФПМП с учетом общего числа , трудно считать весомыми, основная нагрузка здесь ложится на региональные фонды поддержки.

 

 Но абсолютное большинство  российских региональных фондов  поддержки малых фирм, привыкших  к постоянной бюджетной “подпитке”, в настоящее время вообще не  имеют средств на организацию  кредитования в экономически  значимых масштабах.

 

1.4 Финансы предприятий  малого бизнеса и их особенности

 

 

1.4.1 Гибкость приспособления  к рыночной конъюнктуре

 

 

 Главным преимуществом  малого предприятия в условиях  современного рын-ка является намного более гибкая, чем у крупных предприятий, реакция на быстро меняющийся спрос: умение "уловить" возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией сво-их ресурсов и возможностей. Эта маневренность вытекает из краткого упоминания особенностей малого предприятия: оно не связано об-ширной производственной программой, разработанной на перспективу; не обременено многочисленным персоналом, требующим сложных навыков управления; не отягощено финансовыми обязательствами перед акционерами, ожида-ющими дивидендов от вложенного капитала; ему проще пе-рестроить свою рыночную стратегию, как только найдена новая "ниша", и манипулировать ценами на свою продук-цию; перед ними вряд ли встанет проблема организованного противодействия наемных работников, отстаивающих с по-мощью профсоюза свои рабочие места или уровень заработ-ной платы.

 

 Кроме того, малое производство, как правило, более эко-номично. У малого предприятия, по сравнению с крупным, короче сроки капи-тального строительства, для их создания нужен относительно меньший стартовый капитал. Оборачиваемость средств у них в 2--2,5 раза выше, что обеспечивает достаточно высокую норму прибыли. Эти предприятия обычно лучше использу-ют свой капитал, оборудование и производственные площади, не держат крупных запасов. Они успешнее экономят на административно-управленческих расходах благодаря про-стоте и гибкости процедуры управления.

 

 Преимущества маневренности  и экономичности ста-новятся особенно важными, когда предприятие достигает высокого уровня специализации. Наиболее жизнеспособные малые предприятия, как правило, узко специализированы и, именно в та-ком качестве полноправно участвуют в производственном процессе как его неотъемлемый компонент, в существова-нии которого крайне заинтересован крупный бизнес.

 

 Почему же именно  теперь все эти свойства малого  биз-неса оказались столь широко востребованными? Внешними факторами, изменившими в лучшую сторону рыночный ста-тус малого предприятия, послужили компьютерная революция 70-х гг. и ми-ровой энергетический кризис. Они вызвали переход произ-водственных систем ведущих промышленных стран на но-вую технологическую базу.

 

 С появлением качественно  новой техники, основанной на  широком применении микросхем,  стало возможным за счет резкого  ускорения переналадки оборудования  перейти к выпуску продукции  небольшими сериями, непрерывно  обновляя ее номенклатуру. Для крупных предприятий становится более выгод-ным передавать малым часть заказов на мелкосерийную про-дукцию, специальные модули или завершающие операции по сборке. Используя лизинг, малые специализированные предприятия быстро обзавелись современным оборудовани-ем. На основе субконтрактов многие из них получили доступ к технической документации, рабочим чертежам, производ-ственным ресурсам крупного предприятия. Будучи заинтересованными в "при-вязке" зарекомендовавших себя субпоставщиков, крупные предприятия конст-руируют и проектируют для них новые изделия, помогают улучшать технологию производства, совершенствовать ме-тоды контроля за качеством продукции и т. п.

 

 Перестраиваться стали  и сами крупные предприятия.  Мотив "экономии на масштабах", т. е. укрупнение производства, бывший для них главным в  течение десятилетий, отошел на  задний план. Сверхконцентрация во многих случаях достигла пределов экономической целесообразности и стала давать обратный эффект -- усиление неуправляемости, инертности, бюрок-ратизации, отставание от требований рынка и технического прогресса, падение производительности труда. Энергоемкость крупного производства обернулась огромным ростом издер-жек, убытками и задолженностью. Поэтому с 70-х гг. круп-ное производство в ведущих странах Запада, а сегодня уже и в России, вступило в фазу массовой реорганизации -- вы-деления специализированных звеньев и участков в неболь-шие фирмы, самостоятельные в коммерческом отношении (т. е. вступающие в рыночную конкуренцию на свой страх и риск), но так или иначе ассоциированные с головным пред-приятием.

Информация о работе Особенности финансов организаций малого бизнеса