Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 12:45, курсовая работа
Цель курсовой работы - провести анализ системы финансов малого предпринимательства и факторов влияния на нее.
Задачи курсовой работы:
- изучить условия, факторы развития малых предприятий в России;
- проанализировать государственные меры поддержки малого предпринимательства;
- выявить преимущества и недостатки развития малого бизнеса в России;
- определить источники финансирования малых предприятий;
- проанализировать финансы предприятий малого бизнеса и их особенности;
- определить пути улучшения финансовой системы на предприятиях малого бизнеса.
Ведение
Глава 1.Особенности финансов организаций малого бизнеса
1.1 Значение и задачи малого предприятия
1.2 Основные критерии принадлежности к малому бизнесу
1.3 Государственная поддержка малого бизнеса
1.3.1 Фонды поддержки малого предпринимательства
1.4 Финансы предприятий малого бизнеса и их особенности
1.4.1 Гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре
1.4.2 Инновационная роль малого предпринимательства
1.4.3. Особенности целеполагания
1.4.4 Особенности менеджмента
1.4.5 Особенности финансирования деятельности
1.4.6 Особенности трудовых отношений
1.4.7 Особенности налоговой политики государства по от-ношению к деятельности малого предприятия
1.4.8 Качественные характеристики российского малого предприятия
1.4.9 Лизинг как форма кредитования малого бизнеса
Глава 2. Анализ финансового состояния предприятия
2.1 Анализ состава, структуры и динамики имущества предприятия
2.1.1 Анализ и характеристика структуры актива баланса предприятия
2.1.2 Анализ состава, структуры и динамики основного капитала
2.1.3 Анализ состава, структуры и динамики оборотных активов
2.1.4 Анализ дебиторской задолженности
2.2 Анализ источников финансирования имущества предприятия
2.2.1 Анализ состава, структуры и динамики источников формирования имущества
2.2.2 Оценка структуры собственного и заемного капитала
2.3 Расчет и оценка финансовых коэффициентов ликвидности и платежеспособности предприятия
2.3.1 Оценка и анализ ликвидности баланса предприятия
2.3.2 Оценка и анализ финансовых коэффициентов ликвидности
2.3.3 Факторный анализ коэффициента текущей ликвидности
2.4 Анализ финансовой устойчивости
2.4.1 Определение типа финансовой устойчивости
2.4.2 Оценка финансовых коэффициентов рыночной устойчивости
2.5 Расчет и оценка прибыльности и рентабельности
2.6 Анализ деловой активности предприятия
2.6.1 Оценка деловой активности путем соотношения темпов роста основных показателей
2.6.2 Расчет и оценка показателей величины и динамики
собственных оборотных средств
2.6.3 Расчет и оценка показателей оборачиваемости оборотных средств
2.6.4 Расчет и оценка показателей оборачиваемости запасов
2.6.5 Расчет и оценка показателей оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности
Заключение
Список используемой литературы
Другой пример. Малое
предприятие освоило выпуск
И еще один случай. Он типичен для инновационного предпринимательства. Если малая фирма опирается в своей работе на научную разработку, то, как правило, оно станет прибыль-ным, когда замкнется цепь: разработка -- организация про-изводства -- сбыт. Чтобы "раскрутить" такой бизнес, необ-ходимо соответствующее стартовое финансирование. В си-туации, когда стартовый капитал формируется исключитель-но за счет личных средств предпринимателей, научные раз-работки, требующие высоких технологий, не могут быть надежным фундаментом малого предпринимательства. Эта проблема решается в рамках технопарков, где инновацион-ные малые предприятия доводят разработки до пробных образцов и конт-рольных испытаний. В случае удачи их внедрением занима-ются крупные фирмы. Другая возможность -- привлечение венчурного капитала.
Предприниматели пытаются
преодолеть узкие рамки
Ослабить, а тем более
снять финансовые ограничения
для малых предприятий без
вмешательства государства
1.4.6 Особенности трудовых отношений
В рыночной эконо-мике для малого предприятия по сравнению с крупным характерна большая доля затрат живого труда на единицу продукции. Малые предприятия склонны к трудоемкой работе со средним и низким уровнем квалификации персонала. Поэтому, чтобы поддержать конкурентоспособность, малые предприятия вынуждены, с одной стороны, экономить на оплате труда, а с другой -- ин-тенсифицировать труд работников. Решая первую задачу, предприниматели сталкиваются с трудностями при наборе высококвалифицированных кадров, что является несомнен-ным минусом для развития фирмы. Решая вторую, стремят-ся повысить степень вовлеченности работников в дела пред-приятия; создавая для этого особый тип внутрифирменных взаимоотношений -- отношений членов большой семьи.
Рыночная специфика
решения кадровых вопросов при-
Руководители малой
фирмы четко сознают, что
Тесные личностные
отношения, руководителя
Дружеские отношения между работниками также не-обходимы для малого предприятия с их спецификой вынужденного совмеще-ния обязанностей. Наиболее жизнеспособны из них те, где каждый при необходимости готов заменить каждого. Некон-фликтные внутренние отношения -- реальность большин-ства малых фирм: коллективы небольшие, изначально формируются из числа лично знакомых, проверенных опытом общей ра-боты. Большинство работают постоянно. Это принцип руко-водителей: не брать временных работников, для которых проблемы предприятия далеко не личное дело.
В целом в представлении большинства предпринимате-лей внутрифирменные отношения ассоциируются со стерео-типом "большой семьи", где глава -- руководитель фирмы. В большой дружной семье не должно быть места сепара-тизму. Так считают предприниматели и крайне негативно оценивают возможность создания СТК, профсоюза. Неконт-ролируемые объединения работников, формальные или не-формальные, есть лишь на тех предприятиях, руководите-ли которых сумели использовать их в своих интересах. На-пример, привлекая неформальных лидеров к обсуждению проблем, перспектив бизнеса, тем самым усиливая вовле-ченность всего коллектива, поднимая уровень его мотиви-рованное. Или отдавая на откуп СТК принятие непопу-лярных решений -- перевод на другую работу, сокращение заработка, увольнение.
Реализовать принцип
"большой семьи" несложно, так
как дореформенный стереотип
работника (а стереотипы по-
Проблема заключается в том, что не-пременным атрибутом семейных отношений в коллективе считалась комфортная обстановка, где первое место зани-мало общение по интересам, а не трудовая деятельность.
Уровень мотиваций
к самореализации, карьерному росту
был невысок. Работа на малом
предприятии дает возможность
и предполагает необходимость
пересмотреть отношение к
Оптимальная ситуация, когда работник нацелен на карьерный рост, который отож-дествляется с ростом престижа фирмы.
Тесные отношения
1.4.7 Особенности налоговой
политики государства по от-
Важнейший инструмент государственного воздействия на предпринима-тельство в рыночной экономике -- налоговая политика, вы-полняющая две основных функции: фискальную, связанную с необходимостью формирования доходов государственного и местных бюджетов, и стимулирующую, направленную на поддержку конкретных сфер деятельности, секторов, хо-зяйствующих субъектов. В российской экономике государ-ство прежде всего реализует фискальную функцию.
С 1992г. во всех опросах представителей малого бизне-са в целом и его различных групп проблема налогообложе-ния прочно занимает первое место. Налоги, сужающие фи-нансовые возможности фирмы, -- это болевая точка пред-принимателей и в развитых рыночных экономиках. Однако специфика российского малого бизнеса состоит в том, что проблема налогообложения отнюдь не исчерпывается непо-сильным налоговым бременем. Для российских предприни-мателей налоги -- это "государственный рэкет", поскольку, собирая их, государство неудовлетворительно выполняет ряд своих функций. Руководители малых предприятий также подвергают крити-ке налоговую систему: механизмы и процедуру расчета и взимания налогов, как и работу налоговых ведомств и их персонала.
Так, в результатах проведенного опроса 180 предпри-нимателей отмечается как чрезмерный налоговый пресс, так и частое изменение соответствующих законов и норматив-ных актов, нечеткость формулировок, сложность восприя-тия инструкций и нормативных документов, а особенно по-рочная практика введения их "задним числом". Обращалось внимание на зависимое положение малых фирм во взаимоотноше-ниях с налоговой инспекцией, работники которой монополи-зируют имевшуюся информацию, интерпретируют двусмыс-ленности законодательства в пользу бюджета, часто сами принимают ошибочные решения. Некоторые предпринима-тели обвиняли чиновников в предвзятом отношении к мало-му бизнесу.
Эта характеристика
относилась собственно к
Материалы интервью показывают, что предпринимате-ли, хотя и рассматривают налоги как непосильные, посте-пенно к ним приспособились, выработали пути адаптации, уходя в теневую деятельность. Это подтверждается сравне-нием оценок остроты налогового бремени и экономического положения малого предприятия, данных их руководителями. Оказалось, что в 1999г. предприниматели, отметившие остроту налогового бремени, в среднем несколько хуже оценивали экономичес-кое положение своих малых предприятий. Однако во всех последующих опросах подобной связи оценок уже не наблюдалось. Эти же интервью показали, что примерно с начала 1995г. предпри-ниматели переместили основное острие своей критики на налоговую систему в целом.
Негативные оценки
разных сторон налоговой
Что касается селективной функции налоговой полити-ки, то, как известно, малый бизнес имеет определенные льготы по налогу на прибыль, которые распространяются на малом предприятии в первые годы работы, а также в приоритетных ви-дах деятельности. По оценкам экспертов, данными льготами пользуются не более 30% малых фирм. Предоставляют налоговые льготы и региональные (местные) органы власти. В то же время налоговые льготы всегда лидируют в перечне пред-почитаемых руководителями мер государственной поддер-жки малого бизнеса: за эту меру высказались почти 83% предпринимателей во всероссийском опросе вне зависимос-ти от экономического положения предприятий. В опросе по региональным программам поддержки предпринимательства необходимость снижения уровня местных налогов отметили почти 63% респондентов. При этом каждый пятый предпри-ниматель посчитал реальным добиться снижения уровня этих налогов для своего предприятия, тогда как каждый второй придер-живался противоположного мнения.
1.4.8 Качественные характеристики российского малого предприятия
Используемые количественные критерии оп-ределения типа предприятия -- это операционный инстру-мент, необходимый для проведения измерений, сопоставлений, прогнозов. Действующие параметры отнесения пред-приятий к разряду малых задавались без предварительного анализа, учета качественных особенностей малых предпри-ятий. Во многом поэтому российский малый бизнес вобрал в себя фирмы, относимые к категории средних в большин-стве промышленно развитых стран. Специфика малого предприятия в условиях рынка определяется его особенностями в таких сферах жизни, как целеполагание, менеджмент, финансирование, планирование выпуска, кадровая политика. Эти характери-стики предопределяют как преимущества, так и недостатки: предприятий относительно небольшого размера по сравне-нию с более крупным бизнесом в контексте решения конк-ретных управленческих задач. Их недостатки -- объектив-ная основа возникновения барьеров для развития малого бизнеса, изначально присущих ему в развитом рынке или вызванных переходными условиями, а потому в принципе устранимых. Меры государственной поддержки должны быть направлены на преодоление барьеров, обусловленных не-развитостью рыночных отношений в нашей стране.
Помимо преимуществ, у малых предприятий имеются и уязвимые мес-та. Главное для них -- малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства малых фирм основным ис-точником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Но коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кре-диты крупным, и сопряжены с гораздо большим риском. Малому бизнесу приходится платить за ссуды более высокий про-цент, чем платят крупные заемщики. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порож-дают у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капи-тала, что и становится причиной большинства банкротств. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку, в отличие от крупного, они имеют лишь ограниченные возможности перекладывать рост своих из-держек на потребителей.
Информация о работе Особенности финансов организаций малого бизнеса