Особенности финансов организаций малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 12:45, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - провести анализ системы финансов малого предпринимательства и факторов влияния на нее.
Задачи курсовой работы:
- изучить условия, факторы развития малых предприятий в России;
- проанализировать государственные меры поддержки малого предпринимательства;
- выявить преимущества и недостатки развития малого бизнеса в России;
- определить источники финансирования малых предприятий;
- проанализировать финансы предприятий малого бизнеса и их особенности;
- определить пути улучшения финансовой системы на предприятиях малого бизнеса.

Содержание

Ведение

Глава 1.Особенности финансов организаций малого бизнеса

1.1 Значение и задачи малого предприятия

1.2 Основные критерии принадлежности к малому бизнесу

1.3 Государственная поддержка малого бизнеса

1.3.1 Фонды поддержки малого предпринимательства

1.4 Финансы предприятий малого бизнеса и их особенности

1.4.1 Гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре

1.4.2 Инновационная роль малого предпринимательства

1.4.3. Особенности целеполагания

1.4.4 Особенности менеджмента

1.4.5 Особенности финансирования деятельности

1.4.6 Особенности трудовых отношений

1.4.7 Особенности налоговой политики государства по от-ношению к деятельности малого предприятия

1.4.8 Качественные характеристики российского малого предприятия

1.4.9 Лизинг как форма кредитования малого бизнеса

Глава 2. Анализ финансового состояния предприятия

2.1 Анализ состава, структуры и динамики имущества предприятия

2.1.1 Анализ и характеристика структуры актива баланса предприятия

2.1.2 Анализ состава, структуры и динамики основного капитала

2.1.3 Анализ состава, структуры и динамики оборотных активов

2.1.4 Анализ дебиторской задолженности

2.2 Анализ источников финансирования имущества предприятия

2.2.1 Анализ состава, структуры и динамики источников формирования имущества

2.2.2 Оценка структуры собственного и заемного капитала

2.3 Расчет и оценка финансовых коэффициентов ликвидности и платежеспособности предприятия

2.3.1 Оценка и анализ ликвидности баланса предприятия

2.3.2 Оценка и анализ финансовых коэффициентов ликвидности

2.3.3 Факторный анализ коэффициента текущей ликвидности

2.4 Анализ финансовой устойчивости

2.4.1 Определение типа финансовой устойчивости

2.4.2 Оценка финансовых коэффициентов рыночной устойчивости

2.5 Расчет и оценка прибыльности и рентабельности

2.6 Анализ деловой активности предприятия

2.6.1 Оценка деловой активности путем соотношения темпов роста основных показателей

2.6.2 Расчет и оценка показателей величины и динамики
собственных оборотных средств

2.6.3 Расчет и оценка показателей оборачиваемости оборотных средств

2.6.4 Расчет и оценка показателей оборачиваемости запасов

2.6.5 Расчет и оценка показателей оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа фин. организации(предприятии).docx

— 60.76 Кб (Скачать документ)

 

 Другой пример. Малое  предприятие освоило выпуск продукции,  чья кон-курентоспособность на внутреннем и внешнем рынках пред-полагает постоянное совершенствование технических пара-метров. Существующие на фирме технические разработки позволяют поддержать конкурентоспособность, создать ус-тойчиво развивающийся бизнес, потенциально выходящий за рамки малого. Но для этого требуется достаточно серьез-ное (по масштабам малого предприятия) единовременное финансовое влива-ние, отдача от которого в будущем возместит все затраты.

 

И еще один случай. Он типичен  для инновационного предпринимательства. Если малая фирма опирается в  своей работе на научную разработку, то, как правило, оно станет прибыль-ным, когда замкнется цепь: разработка -- организация про-изводства -- сбыт. Чтобы "раскрутить" такой бизнес, необ-ходимо соответствующее стартовое финансирование. В си-туации, когда стартовый капитал формируется исключитель-но за счет личных средств предпринимателей, научные раз-работки, требующие высоких технологий, не могут быть надежным фундаментом малого предпринимательства. Эта проблема решается в рамках технопарков, где инновацион-ные малые предприятия доводят разработки до пробных образцов и конт-рольных испытаний. В случае удачи их внедрением занима-ются крупные фирмы. Другая возможность -- привлечение венчурного капитала.

 

 Предприниматели пытаются  преодолеть узкие рамки внутрифирменного  финансирования, перераспределяя по-лученный доход между заработной платой и инвестициями. На малой фирме этот процесс, как и многие другие, упрощен, так как в большинстве случаев руководитель единолично рас-поряжается доходами. Другой вариант -- ускорение оборота денежных средств -- доступен главным образом малому предприятию непро-изводственной сферы. Руководители производственных фирм "размывают" профильную деятельность, занимаясь торгов-лей, посредничеством. Но относительное финансовое благо-получие предприятия оборачивается потерей времени в кон-курентной борьбе на рынке основного товара. Поэтому предприниматели, нацеленные на успешный бизнес именно в производстве, поэкспериментировав с торговлей, часто сво-рачивают ее.

 

 Ослабить, а тем более  снять финансовые ограничения  для малых предприятий без  вмешательства государства невозможно. Речь идет не о беспрепятственной  раздаче бюджетных средств всем желающим. К тому же совершенно необязательно (и даже с народнохозяйственной точки зрения вредно), чтобы из каждой микрофирмы выросло малое, среднее, крупное предприятие. Но, как показывает опыт промышленно раз-витых стран, стартовая финансовая поддержка -- лучшее условие для расширения масштабов малого предпринима-тельства. Привлечение внешнего капитала к финансирова-нию перспективного бизнеса -- залог поддержания оптималь-ной структуры экономики, эффективно сочетающей малые, средние и крупные предприятия. Решается эта задача как за счет прямой финансовой помощи государства, так и пу-тем создания механизмов, косвенно направляющих частный капитал, индивидуальные накопления на финансирование малых предприятий.

 

1.4.6 Особенности трудовых  отношений 

 

 

В рыночной эконо-мике для малого предприятия по сравнению с крупным характерна большая доля затрат живого труда на единицу продукции. Малые предприятия склонны к трудоемкой работе со средним и низким уровнем квалификации персонала. Поэтому, чтобы поддержать конкурентоспособность, малые предприятия вынуждены, с одной стороны, экономить на оплате труда, а с другой -- ин-тенсифицировать труд работников. Решая первую задачу, предприниматели сталкиваются с трудностями при наборе высококвалифицированных кадров, что является несомнен-ным минусом для развития фирмы. Решая вторую, стремят-ся повысить степень вовлеченности работников в дела пред-приятия; создавая для этого особый тип внутрифирменных взаимоотношений -- отношений членов большой семьи.

 

 Рыночная специфика  решения кадровых вопросов при-суща и российским малым фирмам переходного периода. За небольшим исключением, суть которого в том, что, хотя дефицит тру-довых ресурсов руководители малых предприятий отмечают значительно чаще, чем директора крупных предприятий, его основная причина--не более низкая зарплата работников, а повы-шенные требования к трудоотдаче. По мнению предпринимателей, трудно найти того, кто стремится работать интен-сивно и добросовестно, предпочитая зарабатывать, а не получать. Это очевидное наследство плановой уравниловки не по карману небольшой фирме. Имея ограниченные ис-точники финансирования, малое предприятие не в состоянии содержать "лишних людей".

 

 Руководители малой  фирмы четко сознают, что успех  дела во многом определяется  взаимоотношениями внутри фирмы  как по линии руководитель--работник, так и между работника-ми. От Степени мотивированности работников к труду зави-сит возможность его интенсификации и, в конечном счете, потенциал предприятия. Наиболее действенный способ по-высить их заинтересованность в успехе фирмы -- устано-вить тесный, неформальный контакт с руководителем, так как именно с ним в представлении работников отождествля-ются как. победы, так и поражения. Тогда, если предприниматель обладает даром сплотить, увлечь, повести за собой, появляется реальный шанс "переплавить" живой труд в фак-тор роста бизнеса.

 

 Тесные личностные  отношения, руководителя малого  предприятия и ра-ботников возможны, так как структура управления фирмы предельна упрощена. Это позволяет находить индивидуаль-ные стимулы, мотивы повышения производительности труда каждого работника. Их спектр широк: от угрозы лишить-ся работы, постоянного заработка до возможности самореа-лизации, вовлеченности в план предприятия. Гораздо ус-тойчивее те малые фирмы, где материальная заинтересованность со-четается с профессиональной, где работники рассчитывают на перспективу.

 

Дружеские отношения между  работниками также не-обходимы для малого предприятия с их спецификой вынужденного совмеще-ния обязанностей. Наиболее жизнеспособны из них те, где каждый при необходимости готов заменить каждого. Некон-фликтные внутренние отношения -- реальность большин-ства малых фирм: коллективы небольшие, изначально формируются из числа лично знакомых, проверенных опытом общей ра-боты. Большинство работают постоянно. Это принцип руко-водителей: не брать временных работников, для которых проблемы предприятия далеко не личное дело.

 

В целом в представлении  большинства предпринимате-лей внутрифирменные отношения ассоциируются со стерео-типом "большой семьи", где глава -- руководитель фирмы. В большой дружной семье не должно быть места сепара-тизму. Так считают предприниматели и крайне негативно оценивают возможность создания СТК, профсоюза. Неконт-ролируемые объединения работников, формальные или не-формальные, есть лишь на тех предприятиях, руководите-ли которых сумели использовать их в своих интересах. На-пример, привлекая неформальных лидеров к обсуждению проблем, перспектив бизнеса, тем самым усиливая вовле-ченность всего коллектива, поднимая уровень его мотиви-рованное. Или отдавая на откуп СТК принятие непопу-лярных решений -- перевод на другую работу, сокращение заработка, увольнение.

 

 Реализовать принцип  "большой семьи" несложно, так  как дореформенный стереотип  работника (а стереотипы по-ведения устойчивее условий, их порождающих) предпола-гал коллективизм, готовность к безвозмездной взаимопомо-щи, взаимовыручке.

 

Проблема заключается  в том, что не-пременным атрибутом семейных отношений в коллективе считалась комфортная обстановка, где первое место зани-мало общение по интересам, а не трудовая деятельность.

 

 Уровень мотиваций  к самореализации, карьерному росту  был невысок. Работа на малом  предприятии дает возможность  и предполагает необходимость  пересмотреть отношение к работе, прийти к выводу: "никто мне  не должен".

 

Оптимальная ситуация, когда  работник нацелен на карьерный рост, который отож-дествляется с ростом престижа фирмы.

 

Тесные отношения руководителей  с работниками под-разумевают необходимость соблюдения их интересов, в час-тности, когда речь идет об оплате труда.

 

1.4.7 Особенности налоговой  политики государства по от-ношению к деятельности малого предприятия

 

 

Важнейший инструмент государственного воздействия на предпринима-тельство в рыночной экономике -- налоговая политика, вы-полняющая две основных функции: фискальную, связанную с необходимостью формирования доходов государственного и местных бюджетов, и стимулирующую, направленную на поддержку конкретных сфер деятельности, секторов, хо-зяйствующих субъектов. В российской экономике государ-ство прежде всего реализует фискальную функцию.

 

 С 1992г. во всех  опросах представителей малого  бизне-са в целом и его различных групп проблема налогообложе-ния прочно занимает первое место. Налоги, сужающие фи-нансовые возможности фирмы, -- это болевая точка пред-принимателей и в развитых рыночных экономиках. Однако специфика российского малого бизнеса состоит в том, что проблема налогообложения отнюдь не исчерпывается непо-сильным налоговым бременем. Для российских предприни-мателей налоги -- это "государственный рэкет", поскольку, собирая их, государство неудовлетворительно выполняет ряд своих функций. Руководители малых предприятий также подвергают крити-ке налоговую систему: механизмы и процедуру расчета и взимания налогов, как и работу налоговых ведомств и их персонала.

 

 Так, в результатах  проведенного опроса 180 предпри-нимателей отмечается как чрезмерный налоговый пресс, так и частое изменение соответствующих законов и норматив-ных актов, нечеткость формулировок, сложность восприя-тия инструкций и нормативных документов, а особенно по-рочная практика введения их "задним числом". Обращалось внимание на зависимое положение малых фирм во взаимоотноше-ниях с налоговой инспекцией, работники которой монополи-зируют имевшуюся информацию, интерпретируют двусмыс-ленности законодательства в пользу бюджета, часто сами принимают ошибочные решения. Некоторые предпринима-тели обвиняли чиновников в предвзятом отношении к мало-му бизнесу.

 

 Эта характеристика  относилась собственно к периоду  становления налоговой системы,  создаваемой на глазах у предпринимателей, которые к ней приспосабливаясь, вы-нуждены были нести сопутствующие издержки. Для начи-нающих предпринимателей преодоление названных проблем организационно-информационного плана всегда представляет организационные трудности.

Материалы интервью показывают, что предпринимате-ли, хотя и рассматривают налоги как непосильные, посте-пенно к ним приспособились, выработали пути адаптации, уходя в теневую деятельность. Это подтверждается сравне-нием оценок остроты налогового бремени и экономического положения малого предприятия, данных их руководителями. Оказалось, что в 1999г. предприниматели, отметившие остроту налогового бремени, в среднем несколько хуже оценивали экономичес-кое положение своих малых предприятий. Однако во всех последующих опросах подобной связи оценок уже не наблюдалось. Эти же интервью показали, что примерно с начала 1995г. предпри-ниматели переместили основное острие своей критики на налоговую систему в целом.

 

 Негативные оценки  разных сторон налоговой системы  были получены по трем важнейшим  аспектам: механизм налогообложения  (сюда включены нестабильность  налого-вой политики, сложность и нечеткость правил и процедур налогообложения, количество видов налогов); собственно ве-личина налогов; институциональный аспект (он включает вопросы, информационного обеспечения, организации работы налоговых служб, взаимоотношения с налоговыми ведомства-ми и отдельными чиновниками).

 

Что касается селективной  функции налоговой полити-ки, то, как известно, малый бизнес имеет определенные льготы по налогу на прибыль, которые распространяются на малом предприятии в первые годы работы, а также в приоритетных ви-дах деятельности. По оценкам экспертов, данными льготами пользуются не более 30% малых фирм. Предоставляют налоговые льготы и региональные (местные) органы власти. В то же время налоговые льготы всегда лидируют в перечне пред-почитаемых руководителями мер государственной поддер-жки малого бизнеса: за эту меру высказались почти 83% предпринимателей во всероссийском опросе вне зависимос-ти от экономического положения предприятий. В опросе по региональным программам поддержки предпринимательства необходимость снижения уровня местных налогов отметили почти 63% респондентов. При этом каждый пятый предпри-ниматель посчитал реальным добиться снижения уровня этих налогов для своего предприятия, тогда как каждый второй придер-живался противоположного мнения.

 

1.4.8 Качественные характеристики  российского малого предприятия

 

 

Используемые количественные критерии оп-ределения типа предприятия -- это операционный инстру-мент, необходимый для проведения измерений, сопоставлений, прогнозов. Действующие параметры отнесения пред-приятий к разряду малых задавались без предварительного анализа, учета качественных особенностей малых предпри-ятий. Во многом поэтому российский малый бизнес вобрал в себя фирмы, относимые к категории средних в большин-стве промышленно развитых стран. Специфика малого предприятия в условиях рынка определяется его особенностями в таких сферах жизни, как целеполагание, менеджмент, финансирование, планирование выпуска, кадровая политика. Эти характери-стики предопределяют как преимущества, так и недостатки: предприятий относительно небольшого размера по сравне-нию с более крупным бизнесом в контексте решения конк-ретных управленческих задач. Их недостатки -- объектив-ная основа возникновения барьеров для развития малого бизнеса, изначально присущих ему в развитом рынке или вызванных переходными условиями, а потому в принципе устранимых. Меры государственной поддержки должны быть направлены на преодоление барьеров, обусловленных не-развитостью рыночных отношений в нашей стране.

 

 Помимо преимуществ,  у малых предприятий имеются  и уязвимые мес-та. Главное для них -- малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства малых фирм основным ис-точником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Но коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кре-диты крупным, и сопряжены с гораздо большим риском. Малому бизнесу приходится платить за ссуды более высокий про-цент, чем платят крупные заемщики. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порож-дают у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капи-тала, что и становится причиной большинства банкротств. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку, в отличие от крупного, они имеют лишь ограниченные возможности перекладывать рост своих из-держек на потребителей.

Информация о работе Особенности финансов организаций малого бизнеса