Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 03:24, курсовая работа
Целью данной работы определение места и роли социального страхования в обществе как ведущего института социальной защиты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
-описать основные понятия и проблемы социального страхования;
-проследить динамику развития социального страхования в России;
-ознакомиться с системой государственных внебюджетных фондов;
-выявить особенность социального, пенсионного и медицинского страхования РФ.
Введение
1. Понятие, социально-экономическая сущность, особенности государственного социального страхования в России
2. Зарубежный опыт организации социального страхования
3.Система государственного социального страхования в России
3.1 Единый социальный налог (взнос) зачисляемый в государственные внебюджетные фонды
3.2 Особенности обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации
3.3 Фонд социального страхования Российской Федерации
3.4 Особенности обязательного медицинского страхования
4. Модернизация системы социального страхования в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы
При этом при всем многообразии форм фондов их организация, как правило, сводится к двум видам:
- финансовые потоки социального страхования организуются с помощью специальных государственных централизованных внебюджетных фондов (Бельгия, Греция, Испания, Финляндия);
- финансовые потоки организуются в виде организаций взаимного страхования под контролем государства (Австрия, Германия, Франция, Нидерланды, Япония).
Источники финансирования.
Главными источниками финансирования социального страхования в странах с рыночной экономикой являются страховые взносы застрахованных и работодателей (в пользу лиц, работающих по найму), а также субсидии государства.
В целом система социального страхования основывается на принципах личной ответственности, солидарной взаимопомощи, субсидиарности и реципрокности (выполнения обязательств субъектами правоотношений), общей ответственности государства. Исходя из данных принципов, страховые взносы работодателей и самих застрахованных играют роль основного источника, обеспечивающего выплату пенсий и компенсаций за утрату дохода, пропорционально его величине, а средства государства, как правило, предназначаются для выплат общего характера и обеспечения минимального уровня страховых пособий, если для этого недостает поступающих страховых взносов.
Доля каждого из этих источников сильно колеблется по странам. Во многих из них – Австрия, Бельгия, Италия, Испания, Португалия, Нидерланды, США, ФРГ, Япония и в ряде других – отчисления работодателей и работников (застрахованных) составляет примерно 70-80% всех поступлений в страховые фонды. В различных системах социального страхования доля разных источников также неодинакова. Она зависит от целевого назначения и существенного разнится по странам.
Общим является то, что, например, расходы по страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний несут повсюду только работодатели. Работники наряду с ними разделяют бремя финансирования страховых пособий по безработице, болезни, материнству, а также пенсий по старости, инвалидности и по потере кормильца. При этом, доля взносов работников колеблется от 3,7% от их общей величины в Дании и 13,9% - в Италии, до 29,6% - в ФРГ и 36,8% - в Нидерландах.
Доля взносов работодателей наиболее высока в Италии и Франции – соответственно 53,3% и 52,8% от их общей величины и наименьшая в Дании – 10,4%.
Взносы же государства самые низкие в Нидерландах – 18,6% и во Франции – 20,5%, а самые высокие в Дании – 81,5%, при этом они, как правило, составляют треть от объема всех взносов, как это в "классическом" виде имеет место в Италии – 30,6%.
Что касается доли отчислений самих трудящихся по отношению к их заработной плате, то она составляла в последние годы в Италии – свыше 8%, Греции – 9%, Бельгии – 12%, Франции – 14%, ФРГ – 17,3% и в Нидерландах – около 27%.
Таким образом,
в развитых странах распределение долей
финансирования систем социального страхования
складывается по-разному, поскольку оно
формировалось под влиянием конкретной
практики, национальной традиций и соотношения
общественных сил. При этом очевидно и
бесспорно одно: величина страховых взносов
и пропорции распределения страховой
нагрузки между работодателями, работниками
и государством являются ключевыми вопросами
организации национальных систем обязательного
социального страхования.
3
. Система социального
страхования
Финансовую базу социальных гарантий общества составляет национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе его перераспределения. Главными методами мобилизации национального дохода в процессе его распределения при формировании фондов выступают:
- специальные налоги и сборы, которые устанавливаются законодательной властью;
- средства из государственного бюджета;
займы;
- средства от инвестирования временно свободных денежных активов в другие сферы экономики.
В настоящее время в России создана определенная модель формирования и использования внебюджетных социальных фондов. Эти фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Каждый фонд имеет строго целевое назначение, которое отражается в названии фонда.
Действующая в настоящий момент система социального страхования далека от совершенства и страдает рядом существенных недостатков:
- обязательное участие застрахованных минимизировано;
- при высоком уровне страховой нагрузки (около 40% фонда оплаты труда) размер страховых выплат невелик и не увязан ни с объемом внесенных средств, ни с уровнем страховых рисков;
- существующее правовое положение внебюджетных фондов практически ограничивает их роль функцией "сбора-распределения средств";
- все фонды являются государственными учреждениями, в управлении которыми не предусмотрено паритетное участие всех субъектов обязательного страхования, что не гарантирует, в частности, защиту аккумулированных ими средств от нецелевого использования (например, изъятия государством на другие нужды);
- отсутствует четкая граница между системами социального страхования и социального обеспечения. В частности, все фонды выполняют в настоящий момент обе функции параллельно.
Формирование
современной системы социального страхования
в России включает создание государственных
внебюджетных фондов страхования от важнейших
социальных рисков. Они обеспечивают защиту
конституционных социальных прав граждан
и включают деятельность Пенсионного
фонда РФ, Фонда социального страхования
РФ, Фонда обязательного медицинского
страхования.
Отрасли и элементы
системы социального страхования. Таб.1
Отрасль /элемент | Государственное социальное страхование | Обязательное страхование от несчастных случаев | Обязательное медицинское страхование (ОМС) | Обязательное пенсионное страхование |
Страхуемые социальные риски | Временная нетрудоспособность, смерть | Нетрудоспособность и смерть от производственных травм и профзаболеваний | Расходы на медицинское обслуживание | Постоянная нетрудоспособность, смерть |
Страховщики | Фонд социального страхования РФ (ФСС) | Фонд социального страхования РФ (ФСС) | Федеральный и
территориальный фонды ОМС (ФОМС),
страховые медицинские |
Пенсионный фонд РФ (ПФ) |
Страхователи | Юридические лица, граждане, использующие наемный труд | Юридические лица, граждане, использующие наемный труд | Все хозяйствующие субъекты , местные органы исполнительной власти | Все хозяйствующие субъекты |
Застрахованные | Наемные работники,
их дети, некоторые категории |
Наемные работники | Все население | Работающее население |
В зависимости от природы социальных рисков социальное страхование подразделяется на отдельные направления. Риск временной нетрудоспособности является предметом медицинского страхования, которое обеспечивает выплату пособий, восполняющих потерянный во время болезни трудовой доход и оплату медицинских услуг.
В Российской Федерации в силу исторических предпосылок покрытие этого риска выступает предметом двух отдельных отраслей: государственного социального страхования (в части выплаты социальных пособий) и обязательного медицинского страхования (в части оплаты расходов на лечение).
Риск постоянной утраты трудоспособности – предмет пенсионного страхования.
Риск потери работы и невозможности трудоустройства регулируется посредством страхования от безработицы.
Последствия несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний покрываются обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Фонд социального страхования занимается осуществлением собственно государственного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. (ФСС).
Пенсионный
фонд занимается пенсионным страхованием,
фонды обязательного медицинского страхования
(ФОМС) – медицинским страхованием.
Рассмотрим
процесс управления системой обязательного
социального страхования.
Обязательное социальное страхование проводят страховщики, создаваемые Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью.
Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.
Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами. Они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.
Источники поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования:
- страховые взносы:
- дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства других бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- штрафные санкции и пени;
- денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
- доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
- другие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Проблемы включения в бюджетную систему бюджетов государственных внебюджетных фондов:
- противоречие между основами формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов и их исполнения принципам совокупного покрытия расходов бюджета доходами и поступлениями из источников финансирования дефицита бюджета;
- разделение доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в разных главах Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- применение бюджетной классификации доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов не дает возможности без дополнительной группировки провести анализ отдельных видов социального страхования;
- увеличение доли
межбюджетных трансфертов из федерального
бюджета в доходах бюджетов государственных
внебюджетных фондов Российской Федерации,
увеличение состава доходов и расходов
в бюджетах фондов, выходящих за рамки
отдельных видов социального страхования.
3.1
Единый социальный
налог (взнос) зачисляемый
в государственные
внебюджетные фонды
В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст.234) единый социальный налог (ЕСН) непосредственно предназначен для мобилизации средств в целях реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.
ЕСН был введен в действие с 01.01.2001 г, заменив собой совокупность уплачиваемых ранее взносов в социальные внебюджетные фонды. В состав ЕСН не были включены страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые должны были уплачиваться в соответствии со специальным законодательством, регулирующим этот вид страхования, независимо от уплаты ЕСН.
С введением
ЕСН перестала существовать категория
налогоплательщиков – наемные работники.
Таб.3. Ставки единого социального налога для работодателей
Информация о работе Особенности государственного социального страхования в России