Особенности государственного социального страхования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 03:24, курсовая работа

Описание

Целью данной работы определение места и роли социального страхования в обществе как ведущего института социальной защиты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
-описать основные понятия и проблемы социального страхования;
-проследить динамику развития социального страхования в России;
-ознакомиться с системой государственных внебюджетных фондов;
-выявить особенность социального, пенсионного и медицинского страхования РФ.

Содержание

Введение
1. Понятие, социально-экономическая сущность, особенности государственного социального страхования в России
2. Зарубежный опыт организации социального страхования
3.Система государственного социального страхования в России
3.1 Единый социальный налог (взнос) зачисляемый в государственные внебюджетные фонды
3.2 Особенности обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации
3.3 Фонд социального страхования Российской Федерации
3.4 Особенности обязательного медицинского страхования
4. Модернизация системы социального страхования в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 255.50 Кб (Скачать документ)
Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года Федеральный бюджет ФСС Фонды ОМС

ФФОМС ТФОМС

Итого
ДО 280 000 20,0% 2,9 % 1,1 % 2,0 % 26,0
ОТ 280 001 РУБ. ДО 600 000 РУБ. 56 000 РУБ.+7,9% С  СУММЫ, ПРЕВЫЩАЮЩЕЙ 280 000 руб. 8120+1,0% с суммы, превышающей 280 000 руб. ФФОМС - 3080+0,6% с суммы свыше 280 000

ТФОМС – 5600руб.+0,5 % с суммы свыше 280000 руб.

72800 + 10 % с суммы  превышающей 280 000 руб.
свыше 600 0000 руб. 81 280 + 2,0 % с суммы  превышающей 600 000 руб. 11320 руб. 5000 руб. 7 200 руб. 104800 + 2 ,0% с суммы  свыше 600 000 руб.
 

Пример

  ООО «Космос» осуществляет два вида деятельности. Один из видов деятельности находится на ЕНВД (96,67%), другой — на общем режиме налогообложения (3,33%).

  При этом выплаты в пользу директора в I квартале 2005 г. составили 300 000 руб., в том числе в части, относящейся к деятельности, облагаемой ЕНВД, — 290 000 руб., в части, относящейся к общему режиму налогообложения, — 10 000 руб.

  Базой для исчисления страховых пенсионных взносов является общая сумма выплат в пользу работника, то есть 300 000 руб., что свидетельствует о возникновении обязанности по применению регрессивного тарифа.

  То есть на выплаты в пользу директора общество обязано начислить и перечислить в бюджет Пенсионного фонда: 

     (28 000 + 3,9% × 20 000) + (11 200 + 1,6% × 20 000) = 40 300 руб. 

  Рассчитаем сумму ЕСН, подлежащую перечислению в федеральный бюджет: 

     10 000 × 20% = 2000 руб. 

 Сумма налогового вычета составит: 

     40 300 × 3,33% (доля общего режима налогообложения из всей деятельности) = 1343 руб. 

  Следовательно, уменьшив величину ЕСН, исчисленную в части федерального бюджета, на сумму налогового вычета, организация получит значение налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет. По данному сотруднику это 657 руб. (2000 – 1343).

  За семнадцатилетний период функционирования государственных внебюджетных фондов, как экономических, так и социальных, наряду с положительными сторонами выявились и крайне отрицательные , обусловленные двойственным правовым статусом фондов, функционирующих как властные структуры при формировании доходов и распределяющих, в том числе на договорной основе, поступившие средства.

          Такая ситуация создала условия для злоупотреблений, которые и проявились на практике. Это стало одной из причин переориентации курса на ограничение внебюджетных средств и их консолидацию (объединение) в бюджетной системе.

  В последние годы стали отчетливо проявляться негативные тенденции, подрывающие устойчивость финансовой базы государственных социальных внебюджетных фондов.

  Несмотря на номинальный рост доходов фондов, реальная ситуация в сфере формирования финансовой базы ухудшается. Прежде всего это связано со снижением ставок единого социального налога (ЕСН). В материалах Аналитического вестника Совета Федерации в этой связи обращается внимание на обострение проблемы финансового обеспечения государственных внебюджетных фондов.

  По имеющимся расчетам, снижение максимальной ставки ЕСН с 35,6 до 26% от размера выплат в пользу работника привело в 2005 году к выпадающим доходам бюджетов государственных внебюджетных фондов на сумму почти 317 млрд.руб.

 Часть выпадающих доходов была возмещена из средств Стабилизационного фонда, однако эта мера касается только Пенсионного фонда России и пока только в 2005 году.

  Остается нерешенным вопрос возмещения выпадающих доходов для фондов обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования.

  В 2005 г. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования направляются средства федерального бюджета в объеме 3 млрд. рублей на обязательное медицинское страхование детей и 9 млрд. руб. из Пенсионного фонда РФ на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров;

  Пенсионный Фонд РФ получает трансферт из федерального бюджета в объеме 4, млрд. руб. на финансирование базовой части трудовой пенсии. Принятое решение о повышении базовой части пенсии до 900 руб. Увеличивает еще на 100 млрд.руб. Дефицит собственных средств Пенсионного Фонда РФ на финансирование базовой части трудовой пенсии в объеме 82 млрд. руб., который в 2005 г. покрывается за счет имевшегося остатка средств фонда (не связанного с формированием накопительной части пенсии), которые к началу 2006 года будут практически израсходованы.

   Дефицит бюджета Фонда социального страхования РФ покрывается в 2005 году (как и в 2003-2004 г.г.) за счет изменения порядка финансирования страхового возмещения, а также отказа от частичного финансирования содержания детско-юношеских спортивных школ.

  Преодоление этих тенденций требует, очевидно, разработки комплекса мер, обеспечивающих устойчивое функционирование и развитие государственных социальных внебюджетных фондов как в краткосрочной , так и долгосрочной перспективе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.2 Особенности обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации 

  В законе «Об обязательном пенсионном страховании « № 166-Фз от 15.12.2001 г. Пенсионный фонд рассматривается как один из субъектов обязательного пенсионного страхования, а именно как страховщик.

  Под обязательным пенсионным страхованием понимается система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

  Субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти , страхователи, страховщик и застрахованные лица.

  Страховыми рисками признается утрата застрахованным лицом заработка(выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

  Страховыми случаями признаются : достижение пенсионного возраста , наступление инвалидности, потеря кормильца.

  Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:

  1. страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости ;
  2. страховая и накопительная части трудовой пенсии по                     инвалидности;
  3. страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
  4. социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Обязательное  страховое обеспечение – исполнение страховщиком своих обязательств перед  застрахованным лицом при наступлении  страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Бюджет Пенсионного  фонда Российской Федерации формируется  для реализации расходных обязательств Российской Федерации, связанных с:

  • государственным пенсионным обеспечением,
  • обязательным пенсионным страхованием,
  • государственной социальной помощью, социальной защитой инвалидов, ветеранов, лиц, подвергшихся воздействую радиационных катастроф, безработных,
  • социальной поддержкой других категорий граждан,
  • дополнительным пенсионным обеспечением работников летного состава гражданской авиации,
  • реализацией Федерального закона от 29 декабря 2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»1 и др.

Указанные расходные обязательства относятся к публичным нормативным обязательствам .Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные гл.24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ.

     Доходы  бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации включают:

     - налоговые доходы в виде отчислений в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения

     - неналоговые доходы, включающие:

  • страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (на страховую и накопительную часть трудовой пенсии), включая взносы в виде фиксированного платежа, осуществляемого индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами
  • страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации
  • недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации
  • доходы от размещения средств Пенсионного фонда
  • штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба

     - безвозмездные поступления:

  • межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации
  • безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов при принятии решения застрахованных о передаче пенсионных накоплений из негосударственных пенсионных фондов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Расходы бюджета  Пенсионного фонда Российской Федерации  делятся по распределительной и накопительной составляющим. Расходы накопительной составляющей связаны с формированием накопительной части трудовой пенсии застрахованных по обязательному пенсионному страхованию.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3 Фонд социального  страхования Российской  Федерации  

  Фонд социального страхования (ФСС) является вторым после Пенсионного фонда круным источником финансовых ресурсов, предназначенных на социальные цели. Положение о ФСС утверждено Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. № 722. Фонд образован в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования.

  Из Фонда социального страхования выплачиваются следующие виды пособий: по временной нетрудоспособности; беременности и родам; женщинам , вставшим на учет в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг; санаторно-курортное обслуживание работников и их детей.

     Средства  фонда формируются за счет :

     - страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности );

     - страховых взносов граждан , занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

     - страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты им и страховых взносов в фонд;

     - доходов от инвестирования части  временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете фонда на соответствующий период:

     - добровольных взносов граждан  и юридических лиц;

Информация о работе Особенности государственного социального страхования в России