Особенности распределения доходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 18:31, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ распределения доходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
Задачи исследования:
- рассмотреть устройство и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации, дать характеристику уровней бюджетной системы, определить особенности межбюджетных отношений
- проанализировать бюджет Челябинской области за I полугодие 2008 года, выявить особенности распределения доходных полномочий, сравнить с показателями 2007 года.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты устройства бюджетной системы Российской Федерации ………………………………………………………………………….4
1. Понятие бюджета и бюджетной системы Российской Федерации………….4
1.2 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации……...4
1.3. Бюджетная классификация доходов и расходов бюджета РФ……………...5
1.4. Характеристика и особенности распределения доходных полномочий
уровней бюджетной системы в Российской Федерации ……………………….10
1.4.1 Федеральный бюджет……………………………………………………….13
1.4.2 Региональные бюджеты…………………………………………………….14
1.4.3 Местные бюджеты………………………………………………………….15
1.5 Межбюджетные отношения…………………………………………………16
Глава II. Анализ бюджета Челябинской области за I полугодие 2008 года….20
2.1 Доходы ….…………………………………………………………………...20
2.2 Расходы……………………………………………………………………….21
2.3. Межбюджетные трансферты……………………………………………….23
Заключение…………………………………………………………………..……25
Список используемых источников……………………………………………..27

Работа состоит из  1 файл

курсовая финансы.doc

— 236.00 Кб (Скачать документ)
 
 

Министерство  образования Российской Федерации 

Южно-уральский государственный университет

Факультет экономики и управления

Кафедра экономическая теория и мировая  экономика 
 
 
 
 
 

     КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

     ПО  КУРСУ «ФИНАНСЫ»

Тема: «Особенности распределения доходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации». 
 

Выполнила: 
 
 
 
 
 

Челябинск 2009 
 
 

План  курсового проекта 

Введение……………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические аспекты устройства бюджетной системы Российской Федерации ………………………………………………………………………….4

    1. Понятие бюджета и бюджетной системы Российской Федерации………….4

1.2 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации……...4

1.3. Бюджетная  классификация доходов и расходов  бюджета РФ……………...5

1.4.  Характеристика и особенности распределения доходных полномочий

уровней бюджетной  системы в Российской Федерации  ……………………….10

1.4.1 Федеральный бюджет……………………………………………………….13

1.4.2 Региональные бюджеты…………………………………………………….14

1.4.3 Местные бюджеты………………………………………………………….15

1.5 Межбюджетные отношения…………………………………………………16

Глава II. Анализ бюджета Челябинской области за I полугодие 2008 года….20

2.1 Доходы ….…………………………………………………………………...20

2.2 Расходы……………………………………………………………………….21

2.3. Межбюджетные  трансферты……………………………………………….23

Заключение…………………………………………………………………..……25

Список используемых источников……………………………………………..27 
 
 
 
 
 

Введение  

     Государственный бюджет   занимает центральное  место  в финансовой системе  любого государства.

     Государство использует бюджет как инструмент финансового регулирования. Бюджетное регулирование – процесс  распределения доходов  и перераспределения средств  между бюджетами разных уровней  в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый  с учетом государственных  минимальных социальных стандартов. Основой  бюджетного регулирования  является закрепленное законом  распределение источников  доходов между бюджетами разного уровня (федеральным, региональным, местным). Цель бюджетного регулирования – поддержание стабильности экономики, обеспечение ее  сбалансированности, структурных сдвигов, решения глобальных задач  функционирования и развития общества.

     Целью данной работы является анализ распределения  доходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.

     Задачи  исследования:

     - рассмотреть устройство и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации, дать характеристику уровней бюджетной системы, определить особенности межбюджетных отношений

     - проанализировать бюджет Челябинской области за I  полугодие 2008 года, выявить особенности распределения доходных полномочий, сравнить с показателями 2007 года.

     Объект  исследования – показатели бюджета  Челябинской области за I полугодии 2008 года. 
 

Глава I.  Теоретические аспекты устройства бюджетной системы Российской Федерации  

    1.   Понятие бюджета и бюджетной системы Российской Федерации

     Бюджет (в переводе с английского языка  – сумка, кошелек) государства –  централизованный  денежный фонд, который  создается для обеспечения  функций  государства и  местного самоуправления.

     Бюджет как экономическая категория представляет собой  систему экономических денежных отношений  между государством, органами местного самоуправления, экономическими хозяйствующими субъектами и населением  по поводу перераспределения части стоимости  общественного продукта  в процессе образования и использования централизованного  фонда денежных средств для удовлетворения  потребностей общества  исходя из текущей государственной политики.

     Бюджет  государства как правовая категория (ст.6 Бюджетного кодекса РФ) – это форма образования и расходования  фонда денежных средств, предназначенных для  финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.

     Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права.

     Правовые  основы функционирования бюджетной  системы РФ закреплены в Бюджетном  кодексе РФ, а также в иных нормативно-правовых актах, соответствующих нормам Бюджетного кодекса.

    1. Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации

Бюджетная система РФ основана на таких принципах  как 

-   принцип единства бюджетной системы,  который означает единство правовой  базы, денежной системы, форм бюджетной  документации, логики бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней и ведения бухгалтерского учета бюджетных средств,

  • принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ, который предусматривает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов и органами местного самоуправления,
  • принцип самостоятельности бюджетов, означающий право законодательных органов государственной власти и местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, определяемых в соответствии с законодательством РФ, право органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов,        
  • принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении  и исполнении  бюджетов уполномоченные органы и получатели  бюджетных средств должны исходить из необходимости  достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата  с использованием определенного бюджетом объема средств,
  • принцип общего (совокупного) покрытия расходов предполагает покрытие  всех бюджетных расходов общей суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования  его дефицита,
  • принцип гласности,
  • принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
 

1.3 Бюджетная классификация расходов и доходов бюджетной системы Российской Федерации

     Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

     Согласно  БК РФ (Глава 4) бюджетная классификация  включает:

     - классификацию доходов бюджетов РФ;

     - функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

     - экономическую классификации расходов бюджетов РФ;

     - классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

     - классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

     - классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

     - классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ

      - ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

    Бюджетная классификация в части классификации  доходов бюджетов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

     Доходы  бюджета - денежные средства, поступающие  в  безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  РФ  в распоряжение органов государственной  власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления.

     В зависимости от источников доходы бюджетов подразделяются на налоговые и неналоговые  поступления, а также безвозмездные  перечисления.

       К налоговым доходам относятся   установленные налоговым законодательством  федеральные, региональные, местные налоги и сборы, а также пени и штрафы  за нарушение налогового законодательства. В соответствии с Налоговым кодексом РФ к федеральным налогам относятся, к региональным-, к местным -.

     На  основании Бюджетного кодекса РФ в состав неналоговых доходов включаются следующие виды доходов:

  • доходы от использования имущества, находящегося  в государственной или муниципальной собственности,
  • доходы от продажи или иного возмездного отчуждения  имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,
  • доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти  или органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями,
  • доходы в виде финансовой помощи  и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.  Финансовая помощь  от бюджетов другого уровня бюджетной системы – поступления в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иная безвозвратная и безвозмездная передача средств. Дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной  и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Субвенция -  бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу  на безвозмездной и безвозвратной основах  на осуществление определенных целевых расходов. Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня  бюджетной системы РФ, физическому или юридическому  лицу на  условиях долевого финансирования  целевых расходов.
  • иные неналоговые доходы.

     К безвозмездным перечислениям как  одному из видов доходов бюджета  относятся:

  • безвозмездные перечисления  от физических, юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств,
  • безвозмездные перечисления по взаимным расчетам, связанные с изменениями в налоговом  и бюджетном законодательстве, передачей полномочий  по финансированию расходов или передачей доходов, произошедшими после утверждения нормативного акта о бюджете и не учтенные им.

     В соответствии с Бюджетным кодексом РФ по порядку и условиям зачисления  в составе доходов выделяются собственные и регулирующие доходы бюджетов. Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе  полностью или частично  за соответствующими бюджетами. К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений ( в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год,  а также на долгосрочный период ( не менее чем на 3 года).

Информация о работе Особенности распределения доходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации