Особенности распределения доходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 18:31, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ распределения доходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
Задачи исследования:
- рассмотреть устройство и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации, дать характеристику уровней бюджетной системы, определить особенности межбюджетных отношений
- проанализировать бюджет Челябинской области за I полугодие 2008 года, выявить особенности распределения доходных полномочий, сравнить с показателями 2007 года.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты устройства бюджетной системы Российской Федерации ………………………………………………………………………….4
1. Понятие бюджета и бюджетной системы Российской Федерации………….4
1.2 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации……...4
1.3. Бюджетная классификация доходов и расходов бюджета РФ……………...5
1.4. Характеристика и особенности распределения доходных полномочий
уровней бюджетной системы в Российской Федерации ……………………….10
1.4.1 Федеральный бюджет……………………………………………………….13
1.4.2 Региональные бюджеты…………………………………………………….14
1.4.3 Местные бюджеты………………………………………………………….15
1.5 Межбюджетные отношения…………………………………………………16
Глава II. Анализ бюджета Челябинской области за I полугодие 2008 года….20
2.1 Доходы ….…………………………………………………………………...20
2.2 Расходы……………………………………………………………………….21
2.3. Межбюджетные трансферты……………………………………………….23
Заключение…………………………………………………………………..……25
Список используемых источников……………………………………………..27

Работа состоит из  1 файл

курсовая финансы.doc

— 236.00 Кб (Скачать документ)

     Так, Министерством по физической культуре, спорту и туризму расходы исполнены  на 64%, Министерством образования  и науки – на 52%.

     16 министерств и ведомств исполнили  бюджет ниже среднеобластного  уровня, что связано как с сезонным  характером работ, так и с  недостатками в планировании  и организации бюджетного процесса  по срокам его этапов.

     Расходы, осуществляемые в рамках 20-ти областных программ, составили 3,6 миллиардов рублей или 42% к годовым назначениям. По сравнению с прошлым годом ситуация с использованием средств по областным программам несколько улучшилась. При том, что объем ресурсов на их реализацию в 1 полугодии увеличился почти в 1,6 раза, уровень освоения вырос на 8 процентных.

     Большая часть финансовых ресурсов направлена на:

     - капитальный ремонт многоквартирных  домов в Челябинской области;

     - развитие агропромышленного комплекса;

     - развитие дошкольного образования;

     - реализацию нацпроекта «Здоровье».

     Вместе  с тем, по 16 программам исполнение сложилось  ниже среднего уровня (от 0 до 39%). В частности, это программы:

     - развития инновационной деятельности  в Челябинской области,

     - повышения безопасности дорожного движения,

     - программа «Предупреждение и  борьба с заболеваниями социального  характера» в части реализации  подпрограмм улучшения онкологической  помощи населению и подпрограммы  «Сахарный диабет»,

     - а также программа «Дети Южного  Урала».

     Следует отметить неравномерность планирования этих расходов в течение года, что создает увеличенную нагрузку на бюджет в четвертом квартале и приводит к росту инфляции.  

    2.3 Межбюджетные трансферты 

     Большая часть средств областного бюджета - 56% или 17,9 млрд. рублей - в 1 полугодии 2008 года передана городам и районам области в виде межбюджетных трансфертов. Это на 5 млрд. рублей или на 40% больше, чем за соответствующий период прошлого года.

     Нецелевая финансовая помощь составила 3 млрд. 243 млн. рублей. Её объем увеличился на 27%.

     Более 80% общего объема межбюджетных трансфертов  или 14 млрд. 667 млн. рублей - это целевые  средства, объем которых увеличился на 42,4%.

     В состав этих средств входят:

     1) Средства на финансирование государственных  полномочий в сумме 8 млрд. 536 млн. рублей с приростом к соответствующему периоду 2007 года на 20%.

     В том числе это финансовые ресурсы  на:

     - выполнение полномочий в сфере  образования

     - оказание помощи гражданам по  оплате жилищно-коммунальных услуг  предоставление мер социальной  поддержки ветеранам труда и труженикам тыла

     - выплату детских пособий.

     2) Также в состав целевых трансфертов  включаются средства на решение  вопросов местного значения. Их  в январе-июне 2008 года передано  на сумму 6 млрд. 131 млн. рублей. Прирост объема этих средств на 92% позволил практически вдвое улучшить финансовые возможности органов местного самоуправления по повышению качества жизни населения.

     Это средства,

     - выделенные из федерального и  областного бюджетов на капитальный  ремонт многоквартирных домов

     - ресурсы, переданные на выполнение мероприятий областных целевых программ

     - субсидии местным бюджетам на  расходы по оплате топливно-энергетических  ресурсов

     - и на приобретение общественного  транспорта.

     В рамках контроля за использованием средств  областного бюджета проводится мониторинг освоения муниципальными образованиями переданных трансфертов.

     В течение 1 полугодия объем остатков областных средств на счетах местных  бюджетов снизился на 82% или на 3,5 млрд. рублей и составил на 1 июля 2008 года около 768 млн. рублей.

     Таким образом, в целом процесс исполнения областного бюджета в 1 полугодии  характеризовался положительной динамикой  и осуществлялся в соответствии с новыми требованиями бюджетного законодательства, вступившими в силу с 2008 года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

      Развитие  общества, многие годы жившего в  условиях жесткой централизации, еще  довольно длительное время будет  определяться развитием бюджетных  отношений. Но и при рыночной системе  роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

     Основу  бюджетного федерализма должно составить  до конца еще не реализованное  законодательное разграничение  предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти Федерации и субъектов  Федерации, что необходимо для такого распределения доходов, которое стимулировало бы ответственность субъектов Российской Федерации за реализацию ими их полномочий и, вместе с тем, дало бы возможность федеральным органам государственной власти обеспечивать целостность государства и его развитие.

     Для достижения поставленной цели работы решены следующие задачи:

     - рассмотрены структура и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации;

     -  дана характеристика уровней  бюджетной системы,

          - определены особенности распределения  доходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации

     В практической части курсовой  работы проведен анализ бюджета Челябинской области за I полугодие 2008 года, сделаны следующие выводы:

- темпы развития экономики области в первом полугодии 2008 года обеспечили дальнейший рост объема областного бюджета;

- при сохранении тенденции увеличения объема собственных доходов областного бюджета темп их роста по сравнению с первым полугодием прошлого года снизился;

- удельный вес социальных расходов в областном бюджете вырос;

- большая часть средств областного бюджета в 1 полугодии 2008 года передана городам и районам области в виде межбюджетных трансфертов;

- в рамках контроля за использованием средств областного бюджета проводится мониторинг освоения муниципальными образованиями переданных трансфертов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемых источников: 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г. М., 1993.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации.- М., 1998.
  3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ 
    "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
  4. Сайт Министерства финансов Челябинской области – minfin74.ru
  5. Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит

    Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.

Информация о работе Особенности распределения доходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации