Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 18:31, курсовая работа
Целью данной работы является анализ распределения доходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
Задачи исследования:
- рассмотреть устройство и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации, дать характеристику уровней бюджетной системы, определить особенности межбюджетных отношений
- проанализировать бюджет Челябинской области за I полугодие 2008 года, выявить особенности распределения доходных полномочий, сравнить с показателями 2007 года.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты устройства бюджетной системы Российской Федерации ………………………………………………………………………….4
1. Понятие бюджета и бюджетной системы Российской Федерации………….4
1.2 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации……...4
1.3. Бюджетная классификация доходов и расходов бюджета РФ……………...5
1.4. Характеристика и особенности распределения доходных полномочий
уровней бюджетной системы в Российской Федерации ……………………….10
1.4.1 Федеральный бюджет……………………………………………………….13
1.4.2 Региональные бюджеты…………………………………………………….14
1.4.3 Местные бюджеты………………………………………………………….15
1.5 Межбюджетные отношения…………………………………………………16
Глава II. Анализ бюджета Челябинской области за I полугодие 2008 года….20
2.1 Доходы ….…………………………………………………………………...20
2.2 Расходы……………………………………………………………………….21
2.3. Межбюджетные трансферты……………………………………………….23
Заключение…………………………………………………………………..……25
Список используемых источников……………………………………………..27
Согласно Бюджетного кодекса РФ расходы бюджетов – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов подразделяются на капитальные и текущие.
Капитальные расходы бюджетов предназначены для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности. Текущие расходы бюджетов обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.
Расходы бюджетов могут быть в следующих формах:
В РФ исключительно из федерального бюджета финансируются такие виды общенациональных расходов как
Согласно Бюджетному кодексу РФ исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются функциональные виды расходов, связанные с осуществлением их полномочий:
Исключительно из местных бюджетов финансируются такие функциональные виды расходов как:
Совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов финансируются следующие функциональные расходы:
4.1
Характеристика и особенности
распределения доходных
полномочий уровней
бюджетной системы в
Российской Федерации
Российская федерация – федеративное государство, имеющее трехуровневую бюджетную систему:
Помимо
вышеперечисленных видов
Схему бюджетной системы Российской Федерации иллюстрирует рис.1.
В
соответствии с Конституцией Российской
Федерации разграничены предметы ведения
и полномочия между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Федерации,
в том числе в области бюджета. Каждый
субъект Федерации имеет свой бюджет,
средства которого предназначены для
обеспечения задач и функций, отнесенных
к предметам его ведения. В статье 15 Бюджетного
кодекса он назван региональным бюджетом.
Административно–
Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.
Финансово-бюджетный федерализм – это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.
Финансово-бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств.
Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:
В
1994г. в соответствии с Указом Президента
РФ №2268 в механизм финансово-бюджетного
федерализма вводится новая форма
перераспределения средств между федеральными
и региональными бюджетами – передача
средств из федерального бюджета региональным
бюджетам путем формирования фонда финансовой
поддержки регионов и расчета размера
выделяемых средств на основе специально
разработанной формулы. Этот метод стал
также использоваться и во взаимоотношениях
между региональными и местными бюджетами.
Применение его способствует объективизации
межбюджетного распределения средств.
Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.
Средства
федерального бюджета являются главным
источником финансирования структурной
перестройки экономики, конверсии
предприятий военно-
Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.
Основными функциями федерального бюджета являются:
- перераспределение национального дохода и ВВП;
- государственное регулирование и стимулирование экономики;
- финансовое обеспечение социальной политики;
- контроль
образования и использованием централизованного
фонда денежных средств.
Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.
Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы. Бюджет субъекта РФ – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.