Особенности распределения доходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 18:31, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ распределения доходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
Задачи исследования:
- рассмотреть устройство и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации, дать характеристику уровней бюджетной системы, определить особенности межбюджетных отношений
- проанализировать бюджет Челябинской области за I полугодие 2008 года, выявить особенности распределения доходных полномочий, сравнить с показателями 2007 года.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты устройства бюджетной системы Российской Федерации ………………………………………………………………………….4
1. Понятие бюджета и бюджетной системы Российской Федерации………….4
1.2 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации……...4
1.3. Бюджетная классификация доходов и расходов бюджета РФ……………...5
1.4. Характеристика и особенности распределения доходных полномочий
уровней бюджетной системы в Российской Федерации ……………………….10
1.4.1 Федеральный бюджет……………………………………………………….13
1.4.2 Региональные бюджеты…………………………………………………….14
1.4.3 Местные бюджеты………………………………………………………….15
1.5 Межбюджетные отношения…………………………………………………16
Глава II. Анализ бюджета Челябинской области за I полугодие 2008 года….20
2.1 Доходы ….…………………………………………………………………...20
2.2 Расходы……………………………………………………………………….21
2.3. Межбюджетные трансферты……………………………………………….23
Заключение…………………………………………………………………..……25
Список используемых источников……………………………………………..27

Работа состоит из  1 файл

курсовая финансы.doc

— 236.00 Кб (Скачать документ)

     Согласно  Бюджетного кодекса РФ  расходы  бюджетов – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение  задач  и функций  государства и местного самоуправления.

     В зависимости  от экономического содержания  расходы бюджетов подразделяются на капитальные и текущие.

     Капитальные расходы бюджетов предназначены  для обеспечения  инновационной  и инвестиционной деятельности. Текущие  расходы бюджетов  обеспечивают текущее функционирование органов  государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

     Расходы бюджетов могут быть в следующих  формах:

  • ассигнования на содержание бюджетных учреждений,
  • средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам,
  • трансферты населению,
  • бюджетные кредиты юридическим лицам,
  • инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц,
  • бюджетные ссуды, дотации, субвенции, субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам,
  • субвенции и субсидии  физическим и юридическим лицам,
  • ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемые  на другие уровни власти,
  • средства на обслуживание  и погашение  долговых обязательств.

     В РФ исключительно из федерального бюджета  финансируются такие виды общенациональных расходов как

  • обеспечение деятельности  Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной  власти  и их территориальных органов, федеральной судебной системы,
  • национальная оборона и  обеспечение  безопасности государства,
  • фундаментальные исследования,
  • государственная поддержка  железнодорожного, воздушного и морского транспорта, атомной энергетике,
  • обслуживание  и погашение государственного долга,
  • формирование федеральной собственности,
  • финансовая поддержка субъектов РФ,
  • прочие расходы общенационального уровня.

     Согласно Бюджетному кодексу РФ  исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются функциональные виды расходов, связанные с осуществлением  их полномочий:

  • обеспечение  функционирования  органов законодательной и исполнительной власти  субъектов РФ,
  • обслуживание  и погашение  государственного долга  субъектов РФ,
  • обеспечение реализации региональных целевых программ, формирование  государственной собственности субъектов РФ,
  • содержание и развитие организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ,
  • прочие расходы, обеспечивающие финансирование полномочий  субъектов РФ.

     Исключительно из местных бюджетов финансируются  такие функциональные виды расходов как:

  • содержание органов местного самоуправления,
  • формирование муниципальной собственности,
  • организация, содержание и развитие  учреждений образования, здравоохранения,  культуры, спорта, средств массовой информации,  жилищно-коммунального хозяйства, дорожного строительства и содержания  дорог местного значения,  благоустройства и озеленения  территорий муниципальных образований,  других  организаций, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
  • обслуживание и погашение муниципального долга, целевое дотирование населения,
  • реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления.     

     Совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов финансируются  следующие функциональные расходы:

  • государственная поддержка промышленности, транспорта, связи, дорожного хозяйства, строительства, метрополитена,
  • обеспечение правоохранительной деятельности,
  • обеспечение охраны окружающей среды,
  • обеспечение социальной защиты населения,
  • развитие рыночной инфраструктуры,
  • обеспечение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба,
  • прочие расходы, находящиеся в совместном  ведении РФ, ее субъектов  и муниципальных образований.
 

     4.1  Характеристика и особенности распределения доходных полномочий  уровней бюджетной системы в Российской Федерации  

     Российская  федерация – федеративное государство, имеющее трехуровневую бюджетную систему:

  • федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов,
  • бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальный государственных  фондов,
  • местные бюджеты.

     Помимо  вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.

  Схему бюджетной системы Российской Федерации  иллюстрирует рис.1.

 

 

 
 

 
 
 

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, в том числе в области бюджета. Каждый субъект Федерации имеет свой бюджет, средства которого предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам его ведения. В статье 15 Бюджетного кодекса он назван региональным бюджетом. Административно–территориальные (муниципальные)образования, составляющие территорию субъекта Федерации согласно конституции РФ, имеют свои бюджеты. Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) и свод бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов) составляют консолидированный бюджет субъекта Федерации. В свою очередь свод региональных и местных бюджетов составляют территориальные бюджеты.

     Федеративное  устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и  субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.

Финансово-бюджетный  федерализм – это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.

     Финансово-бюджетный  федерализм реализуется главным  образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств.

     Финансово-бюджетный  федерализм базируется на следующих  основных принципах:

  1. законодательном разграничении полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;
  2. обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;
  3. обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;
  4. наличии единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов;
  5. самостоятельности и равноправии каждого бюджета, входящего в бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельности
  6. бюджетного процесса, в том числе в определении направлений использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органом власти и т.д.

     В 1994г. в соответствии с Указом Президента РФ №2268 в механизм финансово-бюджетного федерализма вводится новая форма  перераспределения средств между федеральными и региональными бюджетами – передача средств из федерального бюджета региональным бюджетам путем формирования фонда финансовой поддержки регионов и расчета размера выделяемых средств на основе специально разработанной формулы. Этот метод стал также использоваться и во взаимоотношениях между региональными и местными бюджетами. Применение его способствует объективизации межбюджетного распределения средств. 

      1. Федеральный бюджет

     Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.

     Средства  федерального бюджета являются главным  источником финансирования структурной  перестройки экономики, конверсии  предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

     Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы  РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.

     Основными функциями федерального бюджета  являются:

    - перераспределение национального дохода и ВВП;

    - государственное регулирование и стимулирование экономики;

    - финансовое обеспечение социальной политики;

    - контроль образования и использованием централизованного фонда денежных средств. 

      1.  Региональные  бюджеты

     Региональные  бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

      Бюджеты субъектов Российской Федерации  входят во второй уровень бюджетной  системы. Бюджет субъекта РФ – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

      В современных условиях все в большей  степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная  функция в экономическом и социальном развитии территорий.

Информация о работе Особенности распределения доходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации