Особенности распределения доходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 18:31, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ распределения доходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
Задачи исследования:
- рассмотреть устройство и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации, дать характеристику уровней бюджетной системы, определить особенности межбюджетных отношений
- проанализировать бюджет Челябинской области за I полугодие 2008 года, выявить особенности распределения доходных полномочий, сравнить с показателями 2007 года.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты устройства бюджетной системы Российской Федерации ………………………………………………………………………….4
1. Понятие бюджета и бюджетной системы Российской Федерации………….4
1.2 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации……...4
1.3. Бюджетная классификация доходов и расходов бюджета РФ……………...5
1.4. Характеристика и особенности распределения доходных полномочий
уровней бюджетной системы в Российской Федерации ……………………….10
1.4.1 Федеральный бюджет……………………………………………………….13
1.4.2 Региональные бюджеты…………………………………………………….14
1.4.3 Местные бюджеты………………………………………………………….15
1.5 Межбюджетные отношения…………………………………………………16
Глава II. Анализ бюджета Челябинской области за I полугодие 2008 года….20
2.1 Доходы ….…………………………………………………………………...20
2.2 Расходы……………………………………………………………………….21
2.3. Межбюджетные трансферты……………………………………………….23
Заключение…………………………………………………………………..……25
Список используемых источников……………………………………………..27

Работа состоит из  1 файл

курсовая финансы.doc

— 236.00 Кб (Скачать документ)

      Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако существуют определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов - каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов).

    Тем регионам, в которых среднедушевой  доход по бюджету за предыдущий год  ниже, чем в целом по России, и  у которых собственных доходов  и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя менее 95 % от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100 % плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ осуществляется помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований.

     В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между уровнями бюджетной  системы заложены принципы самостоятельности  бюджетов, их государственной поддержки, территориального формирования источников их доходов. Исходя из этих принципов, доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

     Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью  или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие.

     К регулирующим доходам относится  вся совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов.

     Федеральный закон о федеральном бюджете  на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов  и платежей субъектов РФ.  

     4.1.3 Местные бюджеты 

     Местные бюджеты составляют третий уровень  бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. На местные органы власти возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства. Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения в значительной части проводится за счет местных бюджетов.

     Наиболее  ярко последствия экономических  и социальных процессов отражаются на расходной части местных бюджетов. Возрастание расходов связано с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения, на благоустройство территорий, с новым строительством. Также в последние годы широко практикуется передача различных ведомственных объектов, таких как жильё, социально-культурные учреждения, организации бытового обслуживания в муниципальную собственность, что ведет к значительному увеличению бюджетных расходов.

     Следует отметить, что структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его органам власти различных территориальных образований. Так, городским органам подчинена значительная часть предприятий местной промышленности, жилищно-бытового хозяйства, транспорта, поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же районных, поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий, оно составляет порядка 60-80% расходов.

     Доходы  местных бюджетов, также как и  доходы бюджетов субъектов федерации состоят из собственных и регулирующих. 

    1.   Межбюджетные отношения

     Все бюджеты, входящие в бюджетную систему  страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

     Межбюджетные  отношения – это отношения  между органами государственной  власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

     Межбюджетные  отношения основываются на следующих  принципах:

     - распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;

    - разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

    - равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

     - равенства всех бюджетов Российской  Федерации во взаимоотношениях  с федеральным бюджетом, равенства  местных бюджетов во взаимоотношениях  с бюджетами субъектов Российской Федерации;

     - принцип распределения доходных  источников (формы и направление  поддержки дотационных бюджетов  субъектов Российской Федерации).

     В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ – в местные бюджеты.

     В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной  системы заложен принцип равенства  бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а так же единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

     Бюджетным кодексом РФ (ст.48) установлено, что  при распределении налоговых  доходов по уровням бюджетной  системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета РФ.

      Для обеспечения расходов территориальных  бюджетов (республиканских, республик  в составе РФ, краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь  соответствующие доходы.

      Доходы  территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.

      Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или  частично за соответствующими бюджетами  законодательством РФ.

      Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.

      Собственные доходы составляют меньшую часть  доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечения выполнения возложенных на региональные местные органы власти функции, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы.

      Регулирующие  доходы – это федеральные и  региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы  отчисления (в процентах) бюджеты  субъектов РФ или местные бюджеты  на очередной финансовый год, а также  на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Консолидированный бюджет Российской Федерации – это  свод бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации. Консолидируемый  бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированный бюджеты субъектов Российской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т.е. бюджет субъекта Российской Федерации, и местные бюджеты.

 

Глава II. Анализ бюджета Челябинской области за I полугодие 2008 года 

    1. Доходы
 

     Темпы развития экономики области в  первом полугодии 2008 года обеспечили дальнейший рост объема областного бюджета.

     В целом доходы областного бюджета  выросли по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года на 29% и составили 37 миллиардов 498 миллионов рублей или 58% от годовых бюджетных назначений.

     Объем собственных доходов, полученных за счет налоговых и неналоговых  поступлений, составил 29 миллиардов 968 миллионов рублей и увеличился на 19%.

     В основном это средства от налога на прибыль организаций - 46% собственных  доходов или 13,8 млрд. рублей; налога на доходы физических лиц - 31% или 9,2 млрд. рублей; налога на имущество организаций  и акцизов.

     При сохранении тенденции увеличения объема собственных доходов областного бюджета темп их роста по сравнению с первым полугодием прошлого года снизился на 20 процентных пунктов. Эта ситуация прогнозировалась при формировании бюджета текущего года и была учтена в расчетах.

     Финансовая  поддержка области из федерального бюджета выросла почти в два раза - до 7,5 млрд. рублей. Доля федеральных средств в доходах областного бюджета увеличилась с 14% до 20%, в том числе за счет новых видов трансфертов:

     - средств Фонда содействия реформированию  ЖКХ в сумме более 1 млрд. рублей,

     - средств Фонда обязательного  медицинского страхования на  лекарственное обеспечение населения  - 408 млн. рублей.

     По  отдельным видам субсидий и субвенций  средства уже поступили в годовом  объеме. 

     2.2 Расходы 

     Дальнейшее  укрепление доходной базы позволило увеличить объем расходов областного бюджета по сравнению с соответствующим периодом прошлого года до 32,2 млрд. рублей с ростом 145%. Все расходные обязательства бюджета были обеспечены финансовыми ресурсами.

     Особенностью  исполнения областного бюджета в 1 полугодии текущего года является существенное увеличение расходов социальной направленности. Объем средств, выделенных на эти цели, вырос на 80%, до 8,9 миллиардов рублей, что связано с принятием решений по дополнительной социальной поддержке населения области.

     В первую очередь – это расширение круга граждан, имеющих право  на получение звания ветеран труда  Челябинской области – в областном  бюджете на эти цели предусмотрен 1 миллиард 558 миллионов рублей –  а также перевод региональных льгот по оплате проезда на денежные выплаты. Годовая сумма средств на реализацию права бесплатного проезда увеличилась с 581 млн. рублей в 2007 году до 1 млрд. 21 млн. рублей в 2008 году.

     Кроме этого, впервые в текущем году из областного бюджета выплачена  единовременная социальная помощь пенсионерам в размере 500 рублей к Дню Победы (395 млн. рублей). На 60% выросли выплаты населению по детским пособиям.

     В результате удельный вес социальных расходов в областном бюджете  вырос с 54% в 1 полугодии 2007 года до 62% - в январе-июне текущего года.

     Расходы экономического блока – на дорожное, жилищно-коммунальное, сельское, лесное хозяйство, транспорт и охрану окружающей среды - составили 2,9 млрд. рублей или 20% от общего объема расходов. Из них средства на развитие дорожного хозяйства – 1 млрд. 766 млн. рублей, государственную поддержку сельского хозяйства - 559 млн. рублей.  
 
 
 

Структура расходов консолидированного бюджета  Челябинской области

 

           При значительном росте  объема расходов к соответствующему периоду прошлого года уровень исполнения годовых бюджетных назначений министерствами и ведомствами повысился с 41,2% до 44,6%.

Информация о работе Особенности распределения доходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации