Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:26, курсовая работа
Современная пенсионная система Казахстана начинает свой отсчет с 1997 года, когда Правительство РК одобрило Концепцию реформирования системы пенсионного обеспечения в стране, и был принят Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан". Нововведения заключались в создании основ накопительной пенсионной системы при постепенном отказе от солидарной системы.
Ведение
Глава 1. Теоретические основы функционирования накопительной пенсионной системы Республики Казахстан
1.1 История становления накопительной пенсионной системы
1.2 Законодательные аспекты регулирования пенсионного обеспечения
1.3 Зарубежный опыт реформирования пенсионной системы
Глава 2. Анализ пенсионной системы РК
2.1 Пенсионные фонды: состояние и функции
2.2 Источники формирования и направления использования
средств пенсионных фондов
Глава 3. Проблемы и перспективы развития пенсионной системы РК и ее анализ
Заключение
Содержание
Ведение
Глава 1. Теоретические основы функционирования накопительной пенсионной системы Республики Казахстан
1.1 История
становления накопительной
1.2 Законодательные
аспекты регулирования
1.3 Зарубежный
опыт реформирования
Глава 2. Анализ пенсионной системы РК
2.1 Пенсионные фонды: состояние и функции
2.2 Источники
формирования и направления
средств пенсионных фондов
Глава 3. Проблемы и перспективы развития пенсионной системы РК и ее анализ
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Современная
пенсионная система Казахстана начинает
свой отсчет с 1997 года, когда Правительство
РК одобрило Концепцию реформирования
системы пенсионного
В настоящее
время, совокупные пенсионные активы в
Казахстане превысили совокупный банковский
капитал, отечественные
Финансовые
ресурсы пенсионных фондов - это
огромный потенциал, который является
стратегически важным как для
государства, так и для отдельных
отечественных предприятий. Пенсионные
активы сегодня - это долгосрочные и
недорогие источники
Наряду
с выполнением своей основной
функции: сбережение накоплений вкладчиков,
задачами участников пенсионной системы
являются - приумножение пенсионных активов
и инвестирование национальной экономики.
Поэтому одним из главных критериев
работы пенсионных фондов становиться
- эффективное управление пенсионными
активами и квалифицированная
В конце
прошлого столетия проблемы пенсионного
обеспечения приобрели особую остроту.
Причиной тому стали с одной стороны
переход к механизмам рыночной экономики,
с другой - социально-демографические
факторы, присущие Казахстану в 90-х
годах прошлого столетия. В условиях
действовавшей солидарной пенсионной
системы высокие темпы роста
инфляции и безработицы среди
населения, падение объёмов ВВП,
острый бюджетный дефицит стали
причинами появления и
Казахстан
стал первой страной на территории
СНГ, которая в 1998 г. начала планомерный
переход к системе
Меняющаяся
ситуация на финансовом рынке отражается
на структуре инвестиционных портфелей.
Снижение доходности пенсионных активов
за последние два года, проблемы
нехватки сверхнадежных и
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РК.
1.1 История становления
Унаследованная
Казахстаном от бывшего Советского
Союза пенсионная система являлась
частью единой, широкой государственной
системы пособий и
Однако
с переходом к рыночной экономике
и связанным с этим процессом
коренных преобразований и неизбежных
в переходный период дестабилизирующих
экономических и социально-
Рост
уровня безработицы и распространение
неформальной и неполной занятости
привели к негативным сдвигам
на рынке труда, следствием которых
стал выход части населения из
обязательной системы пенсионного
обеспечения, чьи взносы были источником
для финансовой основы солидарной пенсионной
системы. В целях снижения прогнозируемого
роста и чрезмерного усиления
пенсионной нагрузки на работающее население,
предупреждения ухудшения уровня жизни
как работающих, так и пенсионеров,
обеспечения в будущем
Когда население старится, на каждого престарелого приходится менее 6 человек трудоспособного возраста и доля лиц, вносящих взносы в пенсионный фонд, уменьшается из года в год. В нашей республике на каждого престарелого в 1992 году приходилось - 3 работающих, а в 1996 году только 1,8. Средняя продолжительность жизни в Казахстане у мужчин 63,8 года, у женщин 73,1 года, а средняя продолжительность собственного пенсионного возраста или период получения пенсий составляет у мужчин 13 лет и у женщин 21 год. Если население свыше 60 лет в 1990 году составляло не более 10 %, то в 1998 году - 18 %, к 2006 году составило 26 %, а в 2009 году-29 %.
Таким образом,
существовавшая в Казахстане система
пенсионного обеспечения, основанная
на принципе солидарности поколений, практически
исчерпала свои возможности. Сохранение
пенсионной системы в том виде,
в котором она существовала в
нашей стране до 1998 года, могло привести
к дальнейшему обострению кризиса.
Во избежание этого правительством
Казахстана было принято решение
о реформировании системы пенсионного
обеспечения.12 мая 1997 года вышла в
свет "Концепция реформирования
системы пенсионного
На сегодняшний день в Республике действуют две системы:
1.солидарная (для нынешних пенсионеров и тех граждан, чей трудовой стаж на первое января 1998 года составил не менее шести месяцев);
2.накопительная (для тех, кто с первого января 1998 года начал отчислять из заработной платы десятипроцентные обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды)
При накопительной пенсионной системе каждый участник копит пенсию индивидуально, перечисляя взносы со своего дохода, и пенсионные накопления являются его собственностью. Таким образом, пенсия не будет зависеть от количества работающих на момент выхода на пенсию, а будет выплачиваться с индивидуального пенсионного счета. В накопительной системе на взносы также начисляются проценты (инвестиционный доход), которые обеспечат более быстрый рост накоплений и защиту их от инфляции.
Особенности
реформирования системы направлены
в сторону дальнейшего
На сегодняшний день в Казахстане работают 14 лицензированных накопительных пенсионных фондов, из которых один - государственный.
В числе
тринадцати негосударственных
Вся система
пенсионного обеспечения
Рисунок
1. Структура пенсионного
Как видно
из рисунка 1, функции строго разделены:
фонды осуществляют сбор обязательных
и добровольных пенсионных взносов
вкладчиков и пенсионные выплаты
получателям; компании по управлению активами
занимаются непосредственно
Трехуровневая структура системы пенсионного обеспечения является гарантией сохранности пенсионных накоплений. Контроль над сохранностью накоплений ведется по многим направлениям в самом пенсионном фонде, в Национальном Банке, в банке-кастодиане, а когда они инвестируются в ЦБ - еще и подепозитарно. В основе новой системы пенсионного обеспечения граждан лежит принцип персональных сбережений. Защита интересов вкладчиков обеспечивается жесткой системой постоянного контроля за деятельностью накопительных фондов, компаний по управлению пенсионным активами и банков-кастидианов.
Таким образом, существует много причин, из-за которых правительство приняло решение об изменении пенсионной системы:
- неизвестная стоимость: при старой системе пенсия исчислялась единожды по достижении пенсионного возраста. При такой системе правительство не могло знать, какое количество денег понадобиться ежегодно на выплату пенсий, что делало невозможным расчет стоимости пенсионной системы;
- меньше работников, меньше взносов: в будущем ожидается снижение доли работающего населения в связи со снижением рождаемости. Это означает, что число людей, получающих пенсию, увеличится, а число людей, выплачивающих взносы, станет меньше. Старая система не в состоянии справиться с такой ситуацией;
- необходимость накоплений ради своего будущего: при новой накопительной пенсионной системе пенсия складывается из взносов работодателя и инвестиционного дохода на эти взносы. Это означает, что сумма возрастает каждый год, и каждый может быть уверенным, что получит пенсию по достижении пенсионного возраста. Вкладчик сможет каждый год проверять баланс своего пенсионного счета при получении ежегодного отчета от пенсионного фонда;
- каждый копит себе пенсию сам: новая накопительная пенсионная система устроена таким образом, что взносы, производимые за вас работодателем, будут использоваться для обеспечения вашей пенсии. При старой системе за счет взносов выплачивались пенсии уже состоявшимся пенсионерам. Однако не было гарантий, что найдутся деньги на их собственную пенсию по достижении ими пенсионного возраста;
- равенство означает справедливость: при старой пенсионной системе некоторые работники имели право на досрочный выход на пенсию. Содержание этих людей стоило налогоплательщикам и правительству дополнительных денег, так как они получали пенсию более длительный период времени.
Но эти работники платили такие же налоги, как и все остальные, а их работодатели - такую же сумму взносов как все работодатели. Новая накопительная система справедливее, так как для все установлен единый пенсионный возраст;