Пенсионная система РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:26, курсовая работа

Описание

Современная пенсионная система Казахстана начинает свой отсчет с 1997 года, когда Правительство РК одобрило Концепцию реформирования системы пенсионного обеспечения в стране, и был принят Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан". Нововведения заключались в создании основ накопительной пенсионной системы при постепенном отказе от солидарной системы.

Содержание

Ведение
Глава 1. Теоретические основы функционирования накопительной пенсионной системы Республики Казахстан
1.1 История становления накопительной пенсионной системы
1.2 Законодательные аспекты регулирования пенсионного обеспечения
1.3 Зарубежный опыт реформирования пенсионной системы
Глава 2. Анализ пенсионной системы РК
2.1 Пенсионные фонды: состояние и функции
2.2 Источники формирования и направления использования
средств пенсионных фондов
Глава 3. Проблемы и перспективы развития пенсионной системы РК и ее анализ
Заключение

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ФИНА.docx

— 62.59 Кб (Скачать документ)

 

Конечно, вкладываются деньги чилийских пенсионных фондов и в отечественную экономику - инструменты банков, финансовых компаний, промышленных предприятий, что способствуют экономическому росту в стране, позволяет  увеличивать количество рабочих  мест, положительно сказывается на росте заработной платы, 10 процентов  которой, так же как и у нас, ежемесячно возвращается в накопительную  пенсионную систему. Но теперь это уже  другие, скажем так, более весомые  проценты.

 

Однако, право таким образом размещать  свои средства чилийским пенсионным фондам надо еще заслужить, пройдя всестороннюю проверку в социальной организации, именуемой там классификатором  риска. В данную организацию входят семь человек - четыре представителя  пенсионного фонда и три так  называемых "суперинтенданта", контролирующих рынки ценных бумаг и страхования, а так же банки и небанковские финансовые институты (то есть нечто  похожее на недавно созданное  в Казахстане Агентство по регулированию  финансового рынка). Классификатор  разбирается буквально с каждым инструментом, предложенным к инвестированию. Причем во внимание не принимаются  ни цена облигаций, ни ситуация на рынке  в данный момент, ни необходимость  оптимизации портфеля инвестиций, главное - максимальная гарантия возврата вложенных  средств. Прежде всего, классификатор  обращает внимание на соотношение балансовой и рыночной стоимости предприятия, чтобы уберечь фонды от вложения средств в компании, не имеющих серьезных активов либо не контролирующие свои активы самостоятельно.

 

В результате этой кропотливой работы как государства, так и пенсионных организаций инвестиционный портфель чилийских фондов оказался на столько хорошо организован, что издержки администрирования постоянно снижаются. Причем так стремительно, что четыре раза в 1998-1999 годах пенсионные фонды пересматривали размер своих комиссионных в сторону уменьшения.

Если  бы скопировав у чилийцев их пенсионную систему, в Казахстане позаботились принять и такие очень полезные и действенные ноу-хау, возможно, и сегодняшней ситуации, при которой  две трети пенсионных фондов по итогам года на получили инвестиционных доходов, возможно, было бы избежать. Прошлый год стал трудным испытанием для инвестиционной деятельности пенсионных фондов, тенденция дедолларизации экономики стала явной.

 

Итак, международный  опыт и практика убеждают нас в  том, что накопительные пенсионные фонды являются крупнейшими финансовыми  институтами. Финансовые ресурсы пенсионных фондов - это огромный потенциал, который  является стратегически важным как  для государства, так и для отдельных предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         2. АНАЛИЗ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РК

 

2.1 Пенсионные фонды: состояние  и функции

В Казахстанской структуре накопительной пенсионной системы действует три основных элемента: пенсионные фонды, организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА) и банки-кастодианы.

Пенсионные  фонды привлекают пенсионные взносы, осуществляют пенсионные выплаты и  ведут учет индивидуальных счетов вкладчиков. Они работают как операторы ваших  отчислений. ООИУПА, как следует  из их названия, управляют пенсионными  активами, инвестируя их в различные  инструменты, разрешенные законодательством. Пенсионный фонд заключает договор  с управляющей компанией, и та, исходя из собственного опыта и собственной  стратегии, заставляет пенсионные накопления работать за счет покупки и продажи  финансовых инструментов.

Несколько лет назад государство разрешило  пенсионным фондам получать лицензии на самостоятельное управление пенсионными  активами. И на сегодняшний день 9 из 14 фондов имеют такие лицензии. За свою работу НПФ получают комиссионное вознаграждение, которое состоит  из двух пунктов:

1) не  более 15% от инвестиционного дохода (эта сумма распределяется между  НПФ и ООИУПА согласно двустороннему  договору между ними или полностью  взимается НПФ в случае, если  он сам осуществляет инвестиционное  управление пенсионными активами);

2) еще  0,05% в месяц финансовый институт  получает от пенсионных активов. 

Третий  элемент системы – банк-кастодиан, который не может быть аффинированным с НПФ либо ООУИПА, хранит пенсионные деньги и контролирует их целевое размещение. У управляющей компании есть счет в банке. Совершая покупку ЦБ, она дает поручение банку-кастодиану оформить сделку и перечислить деньги на определенный счет. Набор финансовых инструментов строго регламентирован, и вне этого списка банк-кастодиан не имеет права переводить средства вкладчиков, что сводит возможность нецелевого использования пенсионных отчислений к нулю. Это система независимых элементов позволяет поддерживать высокий уровень надежности работы пенсионного капитала.

Чтобы исключить  возможность нецелевого использования  средств фондами, законодательство запрещает НПФ:

1) заниматься  предпринимательской деятельностью; 

2) покупать  или продавать имущество (исключение  составляют имущество для собственных  нужд и некоторые финансовые  инструменты, перечень которых  определяется АФН);

3) оказывать  услуги по страхованию; 

4) передавать  в залог пенсионные активы;

5) выпускать  ценные бумаги (кроме акций).

Накопительная система Казахстана на текущем этапе  состоит из двух частей: государственной и частной.

ГНПФ - Государственный  накопительный пенсионный фонд –  производит сбор только обязательных пенсионных отчислений вкладчиков и  осуществляет пенсионные выплаты получателям  в порядке, установленном Правительством РК. По истечении определенного периода  времени планируется приватизация ГНПФ, т.е. фактически вся пенсионная система будет сосредоточена  в частном секторе.

Акционерами Фонда являются со следующей долей:

- Национальный  Банк Республики Казахстан.  Доля  — 90,01% акций.

 

 Национальный  Банк Республики Казахстан является  центральным банком Республики  и представляет собой верхний  (первый) уровень банковской системы.  Его регулирующие и надзорные  функции направлены на поддержание  стабильности денежно-кредитной  системы Республики Казахстан,  защиту интересов кредиторов  банков, их вкладчиков и клиентов.

 

        - Европейский Банк реконструкции и развития. Доля — 9,99% акций.

 

  Европейский  Банк Реконструкции и Развития, владельцами которого являются 60 стран и две международные  организации, был создан в 1991 году. Его инвестиционные инструменты  используются в целях становления  рыночной экономики и демократии  в 29 странах. В настоящее время  Банк оказывает техническую поддержку  ГНПФ, выделив грант на его  дальнейшее развитие по ряду  направлений деятельности.

 

  ННПФ - Негосударственные накопительные  пенсионные фонды (с уставным  капиталом не менее 180 млн. тенге) - юридические лица, организованные  в форме акционерного общества  открытого или закрытого типа. В соответствии с Законом “О  пенсионном обеспечении в РК”  ННПФ являются центральным звеном  в пенсионной системе. Они организуют  работу с вкладчиками, заключают  пенсионные договора, ведут индивидуальный  учет пенсионных взносов и  начислений инвестиционного дохода, а также обязательств фонда  перед вкладчиками. Фонд получает  комиссионные вознаграждения за  свою деятельность, отчитывается  перед своими вкладчиками и  государственными органами, проводит  разъяснительную работу среди  населения, рассматривает жалобы  и заявления, решает вопросы  в связи со смертью вкладчика  или в связи с выездом за  рубеж. 

 

Текущее состояние накопительной  пенсионной системы  на 1 февраля 2013 года

 

 На 1 февраля 2013 года в республике функционировали 14 накопительных пенсионных фондов. Лицензии на деятельность по привлечению пенсионных взносов и осуществлению пенсионных выплат в январе 2013 года юридическим лицам не выдавались.

Лицензии  на инвестиционное управление пенсионными  активами фондов имеют 14 юридических  лиц, из них 10 фондов имеют лицензию на самостоятельное управление пенсионными  активами.

На  отчетную дату 11 банков второго уровня осуществляли кастодиальную деятельность. Вместе с тем, кастодиальное обслуживание фондов осуществляли 6 банков второго уровня: Дочерний банк АО «HSBC Банк Казахстан», АО « Банк ЦентрКредит», АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана», АО «Евразийский банк», АО «АТФБанк», АО «Ситибанк Казахстан».

 

Вкладчики (получатели) фондов

 

По  состоянию  на 1 февраля 2012 года количество счетов вкладчиков

(получателей)  по обязательным пенсионным взносам   составило 7 740 414 с общей суммой  пенсионных накоплений 1 887,7 млрд. тенге.  За январь 2010 года количество  счетов вкладчиков, перечисляющих   обязательные пенсионные взносы, увеличилось на 8 286, пенсионные накопления, в свою очередь, увеличились  на 32,5 млрд. тенге (1,7%).

На 1 февраля 2012 года наибольшее количество счетов вкладчиков (получателей) по обязательным пенсионным взносам было сосредоточено в 4 фондах:

 «Народного  Банка Казахстана» - 24,8%, «ГНПФ» - 22,5%, «Ұлар Үміт» – 13,0% и   «БТА  Казахстан» - 11,2% или на их  долю приходится 71,5% от общего  количества вкладчиков всех фондов. За январь 2012 года доля по 4 фондам уменьшилась на 0,1 процентный пункт.

 

 Количество  счетов вкладчиков ( получателей) по добровольным пенсионным взносам составило на 1 февраля 2012 года 41 410 с общей суммой пенсионных накоплений 1,2 млрд. тенге. За январь 2012 года количество счетов вкладчиков (получателей), перечисляющих добровольные пенсионные взносы, уменьшилось на 272 (0,7%).

Количество  счетов вкладчиков по добровольным профессиональным пенсионным взносам по состоянию  на 1 февраля 2010 года составило 4 060 с  общей суммой пенсионных накоплений 87,6 млн. тенге. За январь 2010 года количество счетов вкладчиков ( получателей), перечисляющих добровольные профессиональные пенсионные взносы, уменьшилось на 16, пенсионные накопления, также увеличились на 2,2 млн. тенге (2,6%). 

 

      

 

      

 

 

 

3. Проблемы и перспективы развития  пенсионной системы РК и ее  анализ

Современная пенсионная система Казахстана является одним из важных компонентов социального  обеспечения и инструментом инвестирования в экономику Республики. Именно пенсионной системе Республики Казахстан посвящено  данное небольшое исследование, проведённое  в апреле 2012 года. В фокусе - накопительная система. Целями исследования являются раскрытие структуры пенсионной системы Казахстана и способов её функционирования, выявление наметившихся тенденций и назревших проблем, а также рассмотрение путей решения проблем пенсионной системы Республики.

Как результат  событий первых лет независимости, сегодняшняя пенсионная система  представляет собой симбиоз солидарной и накопительной систем. Накопительная  система функционирует на основе следующих принципов, определённых в законе «О пенсионном обеспечении  в Республике Казахстан»:

- государственное  регулирование;

- обеспечение  гражданам права выбора осуществления  пенсионных накоплений в государственном или негосударственных накопительных пенсионных фондах;

- прямые  государственные гарантии по  обеспечению установленной минимальной  пенсии для граждан, продолжительность  участия которых в формировании  пенсионных фондов составляет  срок не менее трудового стажа, дающего право выхода на пенсию по возрасту;

- разграничение  пенсий и других форм социального  обеспечения;

- обязательность  участия каждого гражданина трудоспособного  возраста в формировании пенсионных  накоплений;

- эффективность  инвестирования в сочетании с  безопасностью пенсионных сбережений;

- обеспечения  права наследования граждан на  накопления в государственном и негосударственных накопительных пенсионных фондах.

В настоящее  время рынок пенсионных услуг  в Республике представлен 14 накопительными пенсионными фондами, из которых 1 государственный  и 13 негосударственных. За период их функционирования в них аккумулировано около 400 млрд. тенге пенсионных накоплений. Накопительная пенсионная система насчитывает более 6,5 млн. индивидуальных накопительных счетов граждан.

Создание  ЗАО «Государственный накопительный  пенсионный фонд» (ГНПФ) было предусмотрено  «Концепцией реформирования системы  пенсионного обеспечения в Республике Казахстан». 24 сентября 1997 года вышло  постановление Правительства РК № 1372 «О создании закрытого акционерного общества «Государственный накопительный  пенсионный фонд», и 17 декабря того же года было выдано свидетельство  о государственной регистрации  ГНПФ. В марте 1998 года поступили первые в истории накопительной пенсионной системы обязательные пенсионные взносы, были открыты первые индивидуальные пенсионные счета.

Информация о работе Пенсионная система РК