Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:26, курсовая работа
Современная пенсионная система Казахстана начинает свой отсчет с 1997 года, когда Правительство РК одобрило Концепцию реформирования системы пенсионного обеспечения в стране, и был принят Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан". Нововведения заключались в создании основ накопительной пенсионной системы при постепенном отказе от солидарной системы.
Ведение
Глава 1. Теоретические основы функционирования накопительной пенсионной системы Республики Казахстан
1.1 История становления накопительной пенсионной системы
1.2 Законодательные аспекты регулирования пенсионного обеспечения
1.3 Зарубежный опыт реформирования пенсионной системы
Глава 2. Анализ пенсионной системы РК
2.1 Пенсионные фонды: состояние и функции
2.2 Источники формирования и направления использования
средств пенсионных фондов
Глава 3. Проблемы и перспективы развития пенсионной системы РК и ее анализ
Заключение
Конечно, вкладываются деньги чилийских пенсионных фондов и в отечественную экономику - инструменты банков, финансовых компаний, промышленных предприятий, что способствуют экономическому росту в стране, позволяет увеличивать количество рабочих мест, положительно сказывается на росте заработной платы, 10 процентов которой, так же как и у нас, ежемесячно возвращается в накопительную пенсионную систему. Но теперь это уже другие, скажем так, более весомые проценты.
Однако, право таким образом размещать свои средства чилийским пенсионным фондам надо еще заслужить, пройдя всестороннюю проверку в социальной организации, именуемой там классификатором риска. В данную организацию входят семь человек - четыре представителя пенсионного фонда и три так называемых "суперинтенданта", контролирующих рынки ценных бумаг и страхования, а так же банки и небанковские финансовые институты (то есть нечто похожее на недавно созданное в Казахстане Агентство по регулированию финансового рынка). Классификатор разбирается буквально с каждым инструментом, предложенным к инвестированию. Причем во внимание не принимаются ни цена облигаций, ни ситуация на рынке в данный момент, ни необходимость оптимизации портфеля инвестиций, главное - максимальная гарантия возврата вложенных средств. Прежде всего, классификатор обращает внимание на соотношение балансовой и рыночной стоимости предприятия, чтобы уберечь фонды от вложения средств в компании, не имеющих серьезных активов либо не контролирующие свои активы самостоятельно.
В результате этой кропотливой работы как государства, так и пенсионных организаций инвестиционный портфель чилийских фондов оказался на столько хорошо организован, что издержки администрирования постоянно снижаются. Причем так стремительно, что четыре раза в 1998-1999 годах пенсионные фонды пересматривали размер своих комиссионных в сторону уменьшения.
Если бы скопировав у чилийцев их пенсионную систему, в Казахстане позаботились принять и такие очень полезные и действенные ноу-хау, возможно, и сегодняшней ситуации, при которой две трети пенсионных фондов по итогам года на получили инвестиционных доходов, возможно, было бы избежать. Прошлый год стал трудным испытанием для инвестиционной деятельности пенсионных фондов, тенденция дедолларизации экономики стала явной.
Итак, международный опыт и практика убеждают нас в том, что накопительные пенсионные фонды являются крупнейшими финансовыми институтами. Финансовые ресурсы пенсионных фондов - это огромный потенциал, который является стратегически важным как для государства, так и для отдельных предприятий.
2. АНАЛИЗ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РК
2.1 Пенсионные фонды: состояние и функции
В Казахстанской структуре накопительной пенсионной системы действует три основных элемента: пенсионные фонды, организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА) и банки-кастодианы.
Пенсионные фонды привлекают пенсионные взносы, осуществляют пенсионные выплаты и ведут учет индивидуальных счетов вкладчиков. Они работают как операторы ваших отчислений. ООИУПА, как следует из их названия, управляют пенсионными активами, инвестируя их в различные инструменты, разрешенные законодательством. Пенсионный фонд заключает договор с управляющей компанией, и та, исходя из собственного опыта и собственной стратегии, заставляет пенсионные накопления работать за счет покупки и продажи финансовых инструментов.
Несколько
лет назад государство
1) не
более 15% от инвестиционного дохода
(эта сумма распределяется
2) еще
0,05% в месяц финансовый институт
получает от пенсионных
Третий
элемент системы – банк-
Чтобы исключить возможность нецелевого использования средств фондами, законодательство запрещает НПФ:
1) заниматься
предпринимательской
2) покупать
или продавать имущество (
3) оказывать услуги по страхованию;
4) передавать в залог пенсионные активы;
5) выпускать ценные бумаги (кроме акций).
Накопительная система Казахстана на текущем этапе состоит из двух частей: государственной и частной.
ГНПФ - Государственный
накопительный пенсионный фонд –
производит сбор только обязательных
пенсионных отчислений вкладчиков и
осуществляет пенсионные выплаты получателям
в порядке, установленном Правительством
РК. По истечении определенного
Акционерами Фонда являются со следующей долей:
- Национальный Банк Республики Казахстан. Доля — 90,01% акций.
Национальный
Банк Республики Казахстан
- Европейский Банк реконструкции и развития. Доля — 9,99% акций.
Европейский
Банк Реконструкции и Развития,
владельцами которого являются 60
стран и две международные
организации, был создан в 1991
году. Его инвестиционные
ННПФ
- Негосударственные
Текущее состояние накопительной пенсионной системы на 1 февраля 2013 года
На 1 февраля 2013 года в республике функционировали 14 накопительных пенсионных фондов. Лицензии на деятельность по привлечению пенсионных взносов и осуществлению пенсионных выплат в январе 2013 года юридическим лицам не выдавались.
Лицензии на инвестиционное управление пенсионными активами фондов имеют 14 юридических лиц, из них 10 фондов имеют лицензию на самостоятельное управление пенсионными активами.
На отчетную дату 11 банков второго уровня осуществляли кастодиальную деятельность. Вместе с тем, кастодиальное обслуживание фондов осуществляли 6 банков второго уровня: Дочерний банк АО «HSBC Банк Казахстан», АО « Банк ЦентрКредит», АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана», АО «Евразийский банк», АО «АТФБанк», АО «Ситибанк Казахстан».
Вкладчики (получатели) фондов
По состоянию на 1 февраля 2012 года количество счетов вкладчиков
(получателей)
по обязательным пенсионным
На 1 февраля 2012 года наибольшее количество счетов вкладчиков (получателей) по обязательным пенсионным взносам было сосредоточено в 4 фондах:
«Народного
Банка Казахстана» - 24,8%, «ГНПФ» -
22,5%, «Ұлар Үміт» – 13,0% и
«БТА Казахстан» - 11,2% или на их
долю приходится 71,5% от общего
количества вкладчиков всех
Количество счетов вкладчиков ( получателей) по добровольным пенсионным взносам составило на 1 февраля 2012 года 41 410 с общей суммой пенсионных накоплений 1,2 млрд. тенге. За январь 2012 года количество счетов вкладчиков (получателей), перечисляющих добровольные пенсионные взносы, уменьшилось на 272 (0,7%).
Количество счетов вкладчиков по добровольным профессиональным пенсионным взносам по состоянию на 1 февраля 2010 года составило 4 060 с общей суммой пенсионных накоплений 87,6 млн. тенге. За январь 2010 года количество счетов вкладчиков ( получателей), перечисляющих добровольные профессиональные пенсионные взносы, уменьшилось на 16, пенсионные накопления, также увеличились на 2,2 млн. тенге (2,6%).
3. Проблемы и перспективы
Современная пенсионная система Казахстана является одним из важных компонентов социального обеспечения и инструментом инвестирования в экономику Республики. Именно пенсионной системе Республики Казахстан посвящено данное небольшое исследование, проведённое в апреле 2012 года. В фокусе - накопительная система. Целями исследования являются раскрытие структуры пенсионной системы Казахстана и способов её функционирования, выявление наметившихся тенденций и назревших проблем, а также рассмотрение путей решения проблем пенсионной системы Республики.
Как результат событий первых лет независимости, сегодняшняя пенсионная система представляет собой симбиоз солидарной и накопительной систем. Накопительная система функционирует на основе следующих принципов, определённых в законе «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»:
- государственное регулирование;
- обеспечение
гражданам права выбора
- прямые
государственные гарантии по
обеспечению установленной
- разграничение
пенсий и других форм
- обязательность
участия каждого гражданина
- эффективность
инвестирования в сочетании с
безопасностью пенсионных
- обеспечения права наследования граждан на накопления в государственном и негосударственных накопительных пенсионных фондах.
В настоящее время рынок пенсионных услуг в Республике представлен 14 накопительными пенсионными фондами, из которых 1 государственный и 13 негосударственных. За период их функционирования в них аккумулировано около 400 млрд. тенге пенсионных накоплений. Накопительная пенсионная система насчитывает более 6,5 млн. индивидуальных накопительных счетов граждан.
Создание
ЗАО «Государственный накопительный
пенсионный фонд» (ГНПФ) было предусмотрено
«Концепцией реформирования системы
пенсионного обеспечения в