Пенсионная система РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:26, курсовая работа

Описание

Современная пенсионная система Казахстана начинает свой отсчет с 1997 года, когда Правительство РК одобрило Концепцию реформирования системы пенсионного обеспечения в стране, и был принят Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан". Нововведения заключались в создании основ накопительной пенсионной системы при постепенном отказе от солидарной системы.

Содержание

Ведение
Глава 1. Теоретические основы функционирования накопительной пенсионной системы Республики Казахстан
1.1 История становления накопительной пенсионной системы
1.2 Законодательные аспекты регулирования пенсионного обеспечения
1.3 Зарубежный опыт реформирования пенсионной системы
Глава 2. Анализ пенсионной системы РК
2.1 Пенсионные фонды: состояние и функции
2.2 Источники формирования и направления использования
средств пенсионных фондов
Глава 3. Проблемы и перспективы развития пенсионной системы РК и ее анализ
Заключение

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ФИНА.docx

— 62.59 Кб (Скачать документ)

 

-  Наследование - каждый работник имеет право  передать по наследству баланс  своего пенсионного счета.

 

-  Изъятие  - если работник переезжает из  Казахстана в другую страну  на постоянное место жительства, он имеет право забрать с  собой весь баланс своего пенсионного  счета [4].

 

1.3 Зарубежный опыт реформирования  пенсионной системы 

Проблема  материального обеспечения достойной  старости актуальна для всех стран  мира, в том числе и для экономических  благополучных стран. Это обусловлено  естественным увеличением доли престарелых  граждан в общей численности  населения, а так же эволюцией  социальных и экономических отношений  государства и гражданина, работодателей  и работников, родителей и детей. Например, в Великобритании в 1995 году коэффициент зависимости, то есть отношение  числа людей в возрасте от пятнадцати до шестидесяти лет (экономически активное население) составил 24,0 % по сравнению  с 20,7 % в 1970 году. Для Европы в целом  эксперты ожидают, что этот показатель возрастет с 21,5 % в 1990 году до 29,9 % в 2010 году. Безусловно, проблемы старения населения и его пенсионного обеспечения актуальны и для нашего государства. Поэтому Казахстан, как и многие страны мира, в конце 20 столетия перешел на качественно новую систему пенсионного обеспечения - накопительную систему частного и обязательного характера.

Итак, пенсионное обеспечение - одна из серьезнейших проблем, которые постоянно находятся  в поле зрения правительства любой  из развитых стран.

В центре дискуссий о реформировании систем пенсионного обеспечения, развернувшихся в научных и политических кругах западных стран и стран с переходной экономикой, поиск новых, более эффективных  страховых методов и механизмов; создание многоуровневых, взаимодополняющих  и взаимоувязанных пенсионных систем; активное привлечение частного сектора  и самих застрахованных к финансированию пенсионных затрат; методы вовлечения в процесс коллективного и  личного страхования пенсий лиц, занятых в теневом рынке труда; создание комплексных, взаимоувязанных  институтов социальной защиты престарелых  слоев населения.

 

Реформы пенсионных систем уже состоялись в  Германии, США, Италии, Франции, Японии, Венгрии, Польше, Чехии.

Они сводятся к различным комбинациям следующих  мер: плавное повышение пенсионного  возраста, снижение размеров отдельных  видов пенсий, увеличение размеров страховых взносов и периодов страхования, обособление институтов социального страхования и социальной помощи, ограничение практики долгосрочного выхода на пенсию, стимулирование создания частных пенсионных фондов.

Как правило, государство реформирует пенсионную систему, при изменении доли иждивенцев пенсионного возраста. Есть страны с молодым населением, находящиеся  на первом этапе жизненного цикла. В  этих странах на одного человека пожилого возраста приходится более 15 работающих, и число лиц, делающих взносы в пенсионные фонды превышает число получателей пенсий.

В формировании системы пенсионного обеспечения  на базе негосударственных накопительных  пенсионных фондов наше правительство  не являлось первооткрывателем, а использовало положительный опыт в формировании пенсионных систем в таким странах, как Перу, Аргентина, Чили и некоторые  Европейские страны, в которых  накопительная пенсионная система  действует более десяти лет, а  пенсионные фонды зарекомендовали  себя как самые серьезные финансовые институты.

 

Считается, что проводимая в Казахстане пенсионная реформа аналогична реформе, проводимой в Чили в начале 80-х годов ХХ столетия. Формирование чилийской пенсионной системы состояло в переходе от распределительной системы с оговоренными выплатами к накопительной системе с оговоренными взносами. Казахстан и Чили имеют много общего. Эти страны почти с одинаковой численностью населения имеют богатые запасы природных ресурсов, особенно руд цветных металлов. Основу экономики этих стран составляет горнодобывающая промышленность, которая ориентирована в основном на экспорт.

Фундамент новой пенсионной системы в Чили составляют личные капитализированные счета чилийский граждан, объединенные в пенсионные фонды.

Рассмотрим  более подробно механизм функционирования пенсионной системы в Чили.

Все служащие и лица, работающие по найму, за исключением  тех, кто выбрал для себя страхование  по государственной системе, обязаны  уплачивать страховые взносы в один из частных пенсионных фондов (по выбору). Норма взносов на персонифицированные  счета снижена с 19 % до 10 % заработной платы. Размер обязательных пенсионных взносов в настоящее время  в Казахстане также составляет 10 % от заработной платы. При поступлении  взносов в фонды, после удержания  комиссионных за административные расходы (3 % к заработной плате), они зачисляются  на личные счета и инвестируются. Этот процесс повторяется при  каждом поступлении взносов. Полученный инвестиционный доход также зачисляется  на личные счета. До достижения пенсионного  возраста вернуть взносы полностью  или заимствовать их невозможно.

 

Обязательные  взносы в пенсионный фонд и пенсионные накопления освобождены от налогообложения. Дополнительные (добровольные) взносы также освобождаются от налогов, если они не превышают 20 % налогооблагаемого  дохода. Пенсионные выплаты включаются в облагаемый доход. В тех случаях, когда средств на персональном счете застрахованного не хватает для обеспечения ему установленного законом минимума, разницу между фактическим уровнем пенсии и минимумом доплачивает государство, но при условии, что имеется 20-летний стаж уплаты страховых взносов и будет достигнут пенсионный возраст.

 

Установлены следующие соотношения: минимальная  заработная плата - 35 % от средней заработной платы; минимальная пенсия - 25 % от средней  заработной платы.

 

Срок  выхода на пенсию в Чили на два года больше, чем в Казахстане, и составляет 65 лет для мужчин и 60 лет для  женщин, что ближе к мировым  стандартам. Чилийская система имеет  двойственную основу. Чилийские пенсионные фонды управляются частными организациями, известными как администрациями  пенсионных фондов. АПФ являются аналогами  наших КУПА, но с более широким  кругом полномочий. Кроме инвестиционного  управления пенсионными фондами  они выполняют все технические  функции пенсионных фондов по сбору  и учету пенсионных взносов.

 

Государство играет важную роль в функционировании частной системы. Строгое регулирование, надзора и аудит осуществляется специальными органами - суперинтендантством. Компания по управлению активами должны обеспечивать определенный инвестиционный доход.

 

В Чили портфель инвестиционных инструментов для вложения пенсионных активов менялся со временем с целью предоставления АПФ новых  возможностей для инвестирования, сочетающих должным образом надежность и  доходность, позволяющих осуществлять эффективное и надежное инвестирование значительного, растущего объема сбережений на нужды социального обеспечения. На первом этапе размещалось инвестирование средств пенсионных фондов только в  инструменты с фиксированной  доходностью, то есть государственные  ценные бумаги, инструменты финансовых учреждений и корпоративные облигации.

 

В начале 1985 года произошли существенные изменения, касающиеся выбора инструментов и соответствующих  ограничений по инструментам: впервые  АПФ разрешалось инвестировать  до 30 % своих средств в акции  предприятий, находящихся в процессе приватизации. А в 1990 году было разрешено  пенсионным фондам инвестировать средства в акции обществ с концентрированной  собственностью, в иностранные инструменты  и паи инвестированных фондов.

 

Средства  чилийских негосударственных пенсионных фондов являются важным источником роста  национального рынка капиталов  т.к. их ресурсы являются источником ресурсов для финансового рынка  страны, а также вкладываются в  реальные инвестиционные проекты как  внутри страны, так и за границей.

 

Значительная  часть активов вложена в Чили в бумаги с твердыми и переменными  доходами, но сейчас наблюдается начало инвестирования в мировые финансовые центры. За счет активов накопительных  пенсионных фондов, составляющих более 25 % от объема национального ВВП, решена жилищная проблема, построены новые  производства, автодороги, порты, созданы  компании, альтернативные государственным  монополистам, например телекоммуникационные. Результаты чилийской модели пенсионной системы доказывают значимость пенсионного  капитала. Кризис, через который  проходят традиционные системы, способствовал  тому, что многие страны принимают  как модель схему, функционирующей в Чили.

Высокое благосостояние населения в странах  Латинской Америки, где едва ли не главной движущей силой стала  пенсионная реформа, является убедительным аргументом в пользу накопительной  системы. Общий капитал системы  индивидуальных накоплений и капитализации  в странах Латинской Америки  еще в середине 2008 года составил более 129 млрд. долларов США. По прогнозам  в 2010 году общий капитал пенсионных накоплений фондов Латинской Америки  превысит 600 млрд. долларов США. Проанализируем также пример Польши, в которой  проводится пенсионная реформа аналогичная  чилийской модели. Несмотря на то, что  пенсионные системы в Польше и  у нас в Казахстане строились  по чилийской модели, и имеют принципиальное сходство в общих чертах, несомненно, имеются и различия. С января 2005 года в Польше проводится реформа  пенсионной системы. Как и в старой системе пенсионного обеспечения  Казахстана, основными причинами  реформирования прежней солидарной системы Польши явились: естественный процесс старения населения и  задолженность государства перед  пенсионерами по пенсионным выплатам.

 

На данный момент, согласно статистическим данным, на одного пенсионера в Польше приходится 1,7 работающих, а через десять лет  по прогнозам это соотношение  будет работающий на одного пенсионера. Хотя процесс лицензирования негосударственных  накопительных пенсионных фондов начался  в августе 2004 года, свою деятельность фонды начали только весной 2005 года. К концу ноября вкладчиками накопительных  пенсионных фондов стали около 9 млн. человек. Сегодня на рынке услуг  Польши функционирует 21 накопительный  пенсионный фонд. Одной из важных особенностей пенсионной системы Польши в отличие  от системы в Казахстане является отсутствие государственного фонда, что, несомненно, способствует более быстрому развитию негосударственного сектора.

 

Пенсионные  фонды в Польше создавались на базе уже существовавших на момент внедрения пенсионной реформы крупных  инвестиционных фондов и страховых  компаний, что позволило им использовать имеющийся опыт в инвестиционной и финансовой деятельности. Крупнейший пенсионный фонд обслуживает около 1 млн. вкладчиков, а недавно вошедшие в рынок пенсионных услуг фонды  обслуживают около 3-4 тыс. вкладчиков. Общий объем рынка составляет порядка 13 млн. человек, которые формируют  пенсионные накопления только в накопительной  системе. Пенсионная система Польши состоит из трех секторов: солидарная система; накопительная (обязательная) система; добровольный сектор. Данная структура принципиально разделяет  весь пенсионный рынок на три большие  группы граждан, осуществляющих перечисление обязательных и добровольных пенсионных взносов в систему пенсионного  обеспечения. Все отчисления в пенсионную систему осуществляются не напрямую в фонды, а через Управление по социальному страхованию (ZUS), главными функциями которого является взимание пенсионных взносов, распределение  пенсионных отчислений по фондам, осуществление  выплат более чем 7 млн. пенсионерам. В ZUS создан и ведется реестр всех вкладчиков.

 

Очень важно, что работодатель, перечисляя обязательные пенсионные взносы за своего работника, не имеет информации о том, с каким  фондом его работник заключил договор.

Попытка работодателя повлиять на выбор работником фонда строго наказывается по закону.

Каждый  гражданин Польши имеет право  четыре раза в год перевести свои накопления из одного фонда в другой, при этом он заключает договор  с новым фондом и подает заявление  на перевод накоплений в этот же фонд, причем заявление он может  передать через агента нового фонда  или по почте без нотариальной доверенности. С 1970 года с момента  рождения каждому гражданину Польши Министерством внутренних дел присваивается  гражданский индивидуальный идентификационный  номер (NIP), его функции приблизительно схожи с функциями социального  индивидуального кода (СИК) в нашей  системе. Также каждый гражданин  Польши имеет налоговый идентификационный  номер (PESEL), теми же функциями в Казахстане наделен регистрационный номер  налогоплательщика (РНН).

 

Пенсионные  фонды Польши могут инвестировать  пенсионные активы по своему выбору либо самостоятельно, либо используя управляющую  компанию. Министерство финансов Польши не определяет минимальные рамки для инвестиций в государственные ценные бумаги, но при этом около 80 % всех пенсионных активов фондов инвестировано в ГРБ, а по остальным финансовым инструментам существуют следующие ограничения: 40 % - ценные бумаги корпоративных эмитентов; 5 % - ценные бумаги иностранных эмитентов; 10 % - ценные бумаги национальных инвестиционных фондов; 10 % - ценные бумаги национального банка; 15 % - муниципальные облигации; 15 % - ценные бумаги открытых инвестиционных фондов.

 

Участие государства в пенсионной системе  Польши не ограничивается одним контрольными и административными функциями, со стороны государственных органов  проводится активная политика по информированию и разъяснению населению принципов  пенсионной реформы, финансируются  крупные рекламные компании с  целью наглядной агитации к участию  граждан в развитии пенсионной реформы.

 

В Чили, чью пенсионную систему Казахстан  в свое время взял за основу, только до 1985 года действовало табу на инвестирование пенсионных вкладов в акции, как  инструменты с нефиксированным, а значит, весьма зависящим от колебаний  рынка доходом.

 

Кроме того, до 1993-го чилийские фонды не имели  права выхода на международные рынки  капиталов и размещали средства исключительно внутри страны. Пересмотреть эти запреты чилийцев заставили  кризисные явления середины 90-х  годов, и теперь от инвестиций за рубеж, причем именно в инструменты с  негарантированным доходом, таким, как акции, напрямую зависит будущее  чилийских пенсионеров.

Информация о работе Пенсионная система РК