Пенсионная система РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:26, курсовая работа

Описание

Современная пенсионная система Казахстана начинает свой отсчет с 1997 года, когда Правительство РК одобрило Концепцию реформирования системы пенсионного обеспечения в стране, и был принят Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан". Нововведения заключались в создании основ накопительной пенсионной системы при постепенном отказе от солидарной системы.

Содержание

Ведение
Глава 1. Теоретические основы функционирования накопительной пенсионной системы Республики Казахстан
1.1 История становления накопительной пенсионной системы
1.2 Законодательные аспекты регулирования пенсионного обеспечения
1.3 Зарубежный опыт реформирования пенсионной системы
Глава 2. Анализ пенсионной системы РК
2.1 Пенсионные фонды: состояние и функции
2.2 Источники формирования и направления использования
средств пенсионных фондов
Глава 3. Проблемы и перспективы развития пенсионной системы РК и ее анализ
Заключение

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ФИНА.docx

— 62.59 Кб (Скачать документ)

- создание  экономических и социально-трудовых  условий для обеспечения адекватного  уровня замещения утраченного  застрахованным в ПФР лицом  дохода (заработка) (коэффициент замещения);

- государственная  гарантия обеспечения минимального  прожиточного уровня всем Для эффективной реализации инструментов государственного регулирования пенсионной системы следует учитывать факторы, которые определяют ее развитие. Пенсионная система представляет собой один из наиболее сложных (если не самый сложный) экономических объектов управления в современном обществе, который зависит от комплекса факторов, включающего:

- макроэкономические: в частности темпы роста и  структуру ВВП, долю в нем  фонда оплаты труда, индексы  роста потребительских цен (инфляции), количественные характеристики  состояния рынка труда и др.;

- демографические:  рождаемость, смертность, продолжительность  жизни, возрастно-половую структуру  населения;

- социально-трудовые: ситуацию на рынке труда, период  трудовой активности и структуру  трудового стажа, уровень оплаты  труда (доходы) лиц, уплачивающих  взносы, величину прожиточного минимума  трудоспособного и нетрудоспособного  населения и др.;

- собственно  пенсионные: нормативные требования  к условиям выхода на пенсию (пенсионные схемы и пенсионные  программы), исторически сложившуюся  организационную структуру самой  пенсионной системы и т. п.

Перечисленные группы факторов накладывают конкретные ограничения на формирование экономических механизмов, регулирующих развитие пенсионной системы, и должны приниматься во внимание при определении ее долгосрочных целевых ориентиров.

Итак, накопительная  пенсионная система является одним  из важнейших компонентов социального  обеспечения Республики, с одной  стороны, и инструментом инвестирования средств в экономику Казахстана, с другой. Две функции накопительной  системы осуществляются следующим  образом. Занятые граждане государства  отчисляют из своих доходов пенсионные взносы в пенсионные фонды. Средства, привлечённые накопительными пенсионными  фондами от занятого населения, инвестируются  специальными организациями в экономику  страны, а по достижении гражданами пенсионного возраста выплачивают  последним пенсии. Абстрактная картина  довольно привлекательна, но в реальности пенсионная система испытывает три  серьёзные проблемы, на преодоление  которых нужно направлять большие  усилия. Что же это за проблемы?

Первая проблема накопительной пенсионной системы Республики Казахстан – отсутствие прозрачности, а именно, отсутствие информации о том, что за организации занимаются инвестиционной деятельностью накопительных фондов. О том, кто распоряжается пенсионными активами фондов, известно только то, что в сумме эта экономическая сила представляет десять юридических лиц. Сколько же реальных ключевых фигур распоряжается миллиардами накопительных пенсионных отчислений и кто эти люди, остаётся неизвестным миллионам занятых казахстанцев.

Вторая проблема накопительной пенсионной системы заключается в том, что большинство занятых перечисляют в пенсионные фонды через работодателей всего лишь десять процентов своих доходов. Добровольные пенсионные отчисления в настоящее время являются редкой практикой, а отчислений в размере десяти процентов от заработной платы не хватит сегодняшним работающим на получение достойной пенсии в будущем.

Третья проблема наиболее велика по своим масштабу и значению, как в пенсионном обеспечении, так и в экономике страны в целом. Она заключается в нехватке финансовых инструментов. Говоря проще, сегодня мероприятия, доступные для вложения пенсионных активов фондов, можно пересчитать по пальцам одной руки. Это мероприятия, поддерживаемые ценными государственными бумагами, депозитами отечественных банков, ценными бумагами исполнительных органов и облигациями иностранных эмитентов и международных финансовых организаций.

Так, в 2004 году 75-80% пенсионных активов было вложено  в государственные ценные бумаги Министерства финансов Республики Казахстан  и в ценные бумаги некоторых отечественных  предприятий. Остальные же 20-25% были распределены между депозитами в  отечественных банках, ценными бумагами исполнительных органов и облигациями  иностранных эмитентов. Вдобавок, к  проблеме дефицита финансовых инструментов 10 из 16 существовавших на то время накопительных  фондов работали в убыток. Скорее всего, эти две проблемы прямо связаны.

Возможными  инструментами для вложения пенсионных активов могут стать:

- государственные  проектные ценные бумаги. Это  могут быть ценные бумаги, выпущенные  корпоративными эмитентами с  гарантией государства, либо ГЦБ,  эмитированные под определенные  проекты;

- акции и  облигации казахстанских предприятий,  национальных компаний по листингу "А" и "В";

- акции и  облигации России, Кыргызстана и  Узбекистана; 

- акции и  облигации иностранных компаний  с более низким рейтингом и  более высоким инвестиционным  доходом;

- ипотечные  облигации.

 Следует  отметить, что государство, которому  не чужд реформаторский дух,  планирует увеличить усилия, направляемые  на развитие пенсионной системы.  Реформирование продолжается. Постановлением  Правительства 

- повышение  финансовой надежности и прозрачности  деятельности накопительных пенсионных  фондов и организаций, осуществляющих  инвестиционное управление пенсионными  активами,

-  увеличение  предложения финансовых инструментов  для инвестирования пенсионных  активов, 

- стабилизация  доходов от инвестирования пенсионных  накоплений,

- повышение  эффективности надзора и регулирования  субъектов накопительной пенсионной системы.

Сегодня пенсионные активы составляют почти 10% от ВВП. Это количественные шаги по построению пенсионной системы. Что касается качественного этапа. В Казахстане в одно время существовали двойные, тройные, ошибочные счета и, по сути, сейчас количество счетов превышает количество трудоспособного населения страны, тогда как регулярно отчисления в пенсионные фонды делают около 4 млн. человек. Чтобы внести качественные изменения, необходимо провести инвентаризацию пенсионных счетов, то есть один вкладчик имеет право открывать один пенсионный счет только лишь в одном пенсионном фонде.

Это важно  по очень многим моментам. Например, когда считают коэффициент замещения. Казахстан поставил себе цель войти в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, но для этого необходимо соответствовать целому ряду критериев, где один из самых важных — социальный. То есть уровень зарплаты, образование и так далее. Среди них есть такое понятие как коэффициент замещения. То есть, процентное соотношение пенсии к средней заработной плате. В развитых странах оно составляет около 50% от средней зарплаты. У нас же на сегодня этот показатель равняется примерно 25—28%, нам необходимо поднять его хотя бы до 40—45%. Однако, если накопления человека разбросаны на пяти счетах, то никто не сможет подсчитать, какой у него коэффициент замещения. Чтобы упорядочить этот показатель, необходимо подсчитать, сколько у человека счетов, сколько денег на этих счетах и объединить их на одном счете.

Такой шаг  приведет и к удешевлению администрирования системы, так как обслуживать 9 млн. счетов дороже, чем 6 млн. После инвентаризации необходимо приступить к оптимизации. Это значит, что на счет открытого последним пенсионного счета вкладчика будут перетекать деньги с других фондов, где он тоже открывал счета. Мы сейчас прорабатываем план действий по вышесказанным новациям, но пока что в них еще есть кое-какие минусы, которые мы в будущем решим.

Необходима  консолидация пенсионных фондов, так  как 14 фондов для Казахстана — это много. А когда количество фондов превышает необходимое, начинается неконкурентное ведение бизнеса: подкупы, договоренности и т.д. Соответственно ряд пенсионных фондов должен слиться, укрупниться, чтобы осталось конкурентное количество фондов. Каким образом? Нужно поднимать требования к пенсионным фондам.

Очень важно, чтобы деньги вкладчиков пенсионных фондов были хорошо инвестированы. В этом деле есть два аспекта. Первый, чтобы государство эффективно боролось с инфляцией, второй — чтобы фондам давали возможность инвестировать накопления вкладчиков посредством развития механизма государственно-частного партнерства в прорывные и инфраструктурные проекты. Многих казахстанцев волнует вопрос наследования пенсионных накоплений.

Только  из нашего пенсионного фонда за десять лет было выплачено 15 млрд. 210 млн. тенге около 211 тыс. вкладчикам, вышедшим на пенсию, из сумм, которые они накопили. При этом инвестиционный доход от этой суммы, заработанный фондом для вкладчиков, составляет 26,5%. Если вкладчик после выхода на пенсию пережил установленные статистикой 19 лет для женщин и 12 лет для мужчин и у него закончились его пенсионные накопления, начинает работать солидарная система. То есть базовую пенсию государство будет платить человеку, пока он жив. Если же человек не дожил до того времени, когда его накопления закончились, то мы выдаем все оставшиеся его деньги согласно закону его наследнику. Как я уже говорил, пенсионные накопления — это собственность вкладчика, и она наследуется его родными или близкими по документам, подтверждающим право наследования.

В результате анализа сущности накопительных пенсионных фондов необходимо сделать следующие выводы:  пенсионные фонды выступают своеобразным стабилизатором финансовой системы страны, а появление полноценных институциональных инвесторов способствует формированию внутреннего рынка капитала и созданию предпосылок для устойчивого роста отечественной экономики. Поэтому пенсионные фонды должны стремиться капитализировать свои активы в развитие промышленности, телекоммуникации, сферы обслуживания и торговли и т. д.

 


Информация о работе Пенсионная система РК