Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:08, курсовая работа
Цель работы – определение перспектив развития пенсионных фондов в РФ.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и виды пенсионных фондов;
- провести анализ выполнения функций Пенсионным Фондом РФ по данным за 2010 г.;
- выделить основные направления развития пенсионных фондов в РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ 4
1.1. Негосударственные пенсионные фонды 4
1.2. Пенсионный Фонд РФ 8
2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ПЕНСИОННЫМ ФОНДОМ РФ В 2010 Г. 13
2.1. Установление и выплата пенсий 13
2.2. Управление средствами пенсионных накоплений 16
2.3. Анализ доходов и расходов бюджета Пенсионного Фонда РФ 20
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В РФ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
Содержание
Введение
В условиях рыночной экономики с особой остротой встают проблемы социальной защиты наименее обеспеченных слоев населения, в том числе пенсионеров. Важнейшей составляющей частью социальной политики в отношении пенсионеров выступает пенсионное обеспечение. По своей экономической сущности пенсионное обеспечение выражает согласование финансовых интересов нетрудоспособных членов общества с остальной его частью, создающей материальные блага.
Пенсионная система и механизм управления ее финансами требуют изменений, адекватных современным экономическим, социальным и демографическим условиям с учетом передового мирового опыта, накопленного финансовой наукой. Это вызывает необходимость глубокого научного анализа деятельности пенсионных фондов.
Цель работы – определение перспектив развития пенсионных фондов в РФ.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и виды пенсионных фондов;
-
провести анализ выполнения
- выделить основные направления развития пенсионных фондов в РФ.
Объект исследования – пенсионные фонды РФ.
Предмет исследования – социально-экономические отношения, возникающие в процессе развития пенсионных фондов.
Теоретические
основы исследования опираются на работы
ученых и специалистов в области
финансов, пенсионного обеспечения, государственного
управления.
1. Сущность и виды пенсионных
фондов
1.1.
Негосударственные
пенсионные фонды
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:
- деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (НПО);
- деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании (ОПС);
- деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем (в настоящий момент не осуществляется по причине отсутствия соответствующего законодательства).
Таким образом, негосударственный пенсионный фонд представляет собой особый вид некоммерческих организаций и имеет специально созданную для осуществления своей деятельности организационно-правовую форму.
Работа
негосударственного пенсионного фонда
в соответствии с российским законодательством
аналогична работе Пенсионного фонда
РФ. Негосударственный пенсионный фонд
так же, как ПФР аккумулирует средства
пенсионных накоплений, организует их
инвестирование, учёт, назначение и выплату
накопительной части трудовой пенсии
[6, c. 296].
Имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, образуется за счет:
-
совокупного вклада учредителей (вклада
учредителя);
целевых взносов вкладчиков, части дохода
фонда от размещения пенсионных резервов
и инвестирования средств пенсионных
накоплений;
- части сумм пенсионных взносов, если право фонда на направление части соответствующих взносов на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и покрытие административных расходов предусмотрено правилами фонда и соответствующим договором. При этом предельный размер части суммы пенсионного взноса не может превышать 3 процента суммы взноса.
Для
обеспечения своей
Для
обеспечения своей
Пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв и формируются за счет: пенсионных взносов; дохода фонда от размещения пенсионных резервов; целевых поступлений; части имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, в случае направления этого имущества на покрытие отрицательного результата от размещения пенсионных резервов по решению совета фонда.
Появление первых негосударственных пенсионных фондов связано с изданием Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Указ был принят в рамках чрезвычайных полномочий Президента РФ на период проведения экономических реформ и имел силу закона.
На основании Указа в 1993-1994 гг. было учреждено около 350 организаций, относящихся к негосударственным пенсионным фондам. В 1995 году создана Инспекция негосударственных пенсионных фондов (в настоящий момент упразднена) с целью лицензирования деятельности НПФ.
К
концу 1996 года выдано 26 разрешений на осуществление
некоммерческой деятельности по формированию
активов путем привлечения
К концу 1997 года такие разрешения выданы уже 252 организациям.
До 2007 года количество НПФ в России принципиально не изменялось. Лишь в 2008 году число НПФ начало стремительно сокращаться преимущественно путем самоликвидации или слияния вследствие законодательных изменений.
Исходя из характера развития фондов, можно условно выделить следующие типы НПФ:
Кэптивные - развивают преимущественно корпоративные пенсионные программы компаний - учредителей и их родственных структур. В портфеле активов под управлением значительно преобладают пенсионные резервы над пенсионными накоплениями. Пример: НПФ Транснефть.
Корпоративные (условно кэптивные) - деятельность таких фондов по-прежнему основывается на обслуживании корпоративных пенсионных программ своих учредителей. При этом с каждым годом доля пенсионных накоплений в портфеле активов возрастает. Преимущественно изменение статуса с кэптивного на корпоративный связано с привлечением пенсионных накоплений имеющихся по корпоративным программам клиентов. Пример: НПФ Благосостояние, НПФ Норильский Никель.
Территориальные - действуют преимущественно в рамках отдельного региона или группы регионов. В большинстве случаев такие Фонды были образованы при поддержке действующей законодательной и исполнительной властей. Пример: Ханты-Мансийский НПФ, НПФ Эрэл.
Открытые (универсальные) - будучи в большинстве случаев независимыми от крупных финансово-промышленных групп, строят свою деятельность на обслуживании максимально широкого круга как физических, так и юридических лиц. В активах обычно преобладают пенсионные накопления.
Наконец, существуют также профессиональные НПФ. Такие фонды основываются группой юридических лиц, причем в их составе могут быть и профессиональные союзы. В такие негосударственные пенсионные фонды могут вступить лишь те физические лица, которые имеют отношение к той или иной профессиональной деятельности, которая прописана в Уставе фонда.
Фонд осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также устава и правил фонда.
Фонд вправе самостоятельно осуществлять ведение пенсионных счетов либо заключать договоры на оказание услуг по ведению пенсионных счетов с иными организациями.
Оплата расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда, производится из имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, за исключением расходов, связанных с размещением средств пенсионных резервов и инвестированием средств пенсионных накоплений.
Оплата
расходов, связанных с размещением
средств пенсионных резервов и инвестированием
средств пенсионных накоплений, производится
соответственно из средств пенсионных
резервов и средств пенсионных накоплений.
1.2. Пенсионный Фонд
РФ
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из наиболее значимых социальных институтов страны, это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.
ПФР
был образован 22 декабря 1990 года Постановлением
Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об
организации Пенсионного фонда
РСФСР» для государственного управления
финансами пенсионного
В
структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений
в Федеральных округах
Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:
- учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
- назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;
- назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.
- персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
- взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
- выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
- управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
- реализация Программы государственного софинансирования пенсии.
Пенсионный фонд Российской Федерации реализует единую стратегию управления пенсионной системой России. ПФР представлен во всех республиканских, краевых и областных центрах, городахи большинстве районов.
Структура ПФР включает в себя (рис. 1) Правление ПФР, которому подчиняются Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР и Информационный цент персонифицированного учета. На региональном уровне ПФР представлен 82 отделениями ПФР в субъектах Российской Федерации и г. Байконуре (Казахстан), а также 2 400 территориальными управлениями и 11 центрами назначения пенсий.
Координацию
деятельности Пенсионного фонда Российской
Федерации осуществляет Министерство
здравоохранения и социального развития
Российской Федерации [13].
Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется Правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом – Исполнительной дирекцией ПФР.
В
состав Правления Пенсионного фонда
Российской Федерации входят Председатель
Правления ПФР, Первый заместитель Председателя
Правления ПФР, пять заместителей Председателя
Правления ПФР, управляющие семью региональными
отделениями Пенсионного фонда Российской
Федерации, а также Председатель Совета
Всероссийской организации ветеранов
(пенсионеров) войны, труда, Вооруженных
Сил и правоохранительных органов.