Пенсионные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:08, курсовая работа

Описание

Цель работы – определение перспектив развития пенсионных фондов в РФ.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и виды пенсионных фондов;
- провести анализ выполнения функций Пенсионным Фондом РФ по данным за 2010 г.;
- выделить основные направления развития пенсионных фондов в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ 4
1.1. Негосударственные пенсионные фонды 4
1.2. Пенсионный Фонд РФ 8
2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ПЕНСИОННЫМ ФОНДОМ РФ В 2010 Г. 13
2.1. Установление и выплата пенсий 13
2.2. Управление средствами пенсионных накоплений 16
2.3. Анализ доходов и расходов бюджета Пенсионного Фонда РФ 20
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В РФ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32

Работа состоит из  1 файл

кур. пенс. фонды ОРАГС 41433.doc

— 564.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 
 

 

Введение 
 

     В условиях рыночной экономики с особой остротой встают проблемы социальной защиты наименее обеспеченных слоев населения, в том числе пенсионеров. Важнейшей составляющей частью социальной политики в отношении пенсионеров выступает пенсионное обеспечение. По своей экономической сущности пенсионное обеспечение выражает согласование финансовых интересов нетрудоспособных членов общества с остальной его частью, создающей материальные блага.

     Пенсионная  система и механизм управления ее финансами требуют изменений, адекватных современным экономическим, социальным и демографическим условиям с  учетом передового мирового опыта, накопленного финансовой наукой. Это вызывает необходимость глубокого научного анализа деятельности пенсионных фондов.

     Цель  работы – определение перспектив развития пенсионных фондов в РФ.

     В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

     - рассмотреть сущность и виды  пенсионных фондов;

     - провести анализ выполнения функций  Пенсионным Фондом РФ по данным  за 2010 г.;

     - выделить основные направления  развития пенсионных фондов  в  РФ.

     Объект  исследования – пенсионные фонды  РФ.

     Предмет исследования – социально-экономические отношения, возникающие в процессе развития пенсионных фондов.

     Теоретические основы исследования опираются на работы ученых и специалистов в области  финансов, пенсионного обеспечения, государственного управления.  
 

 

1. Сущность и виды пенсионных фондов 
 

1.1. Негосударственные  пенсионные фонды 

     Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

     - деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (НПО);

     - деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании (ОПС);

     - деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем (в настоящий момент не осуществляется по причине отсутствия соответствующего законодательства).

     Таким образом, негосударственный пенсионный фонд представляет собой особый вид некоммерческих организаций и имеет специально созданную для осуществления своей деятельности организационно-правовую форму.

     Работа  негосударственного пенсионного фонда  в соответствии с российским законодательством  аналогична работе Пенсионного фонда  РФ. Негосударственный пенсионный фонд так же, как ПФР аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учёт, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии [6, c. 296]. 

     Имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, образуется за счет:

     - совокупного вклада учредителей (вклада учредителя); 
целевых взносов вкладчиков, части дохода фонда от размещения пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений;

     - части сумм пенсионных взносов, если право фонда на направление части соответствующих взносов на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и покрытие административных расходов предусмотрено правилами фонда и соответствующим договором. При этом предельный размер части суммы пенсионного взноса не может превышать 3 процента суммы взноса.

     Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед участниками  фонд формирует пенсионные резервы.

     Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед застрахованными  лицами фонд формирует пенсионные накопления.

     Пенсионные  резервы включают в себя резервы  покрытия пенсионных обязательств и  страховой резерв и формируются  за счет: пенсионных взносов; дохода фонда от размещения пенсионных резервов; целевых поступлений; части имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, в случае направления этого имущества на покрытие отрицательного результата от размещения пенсионных резервов по решению совета фонда.

     Появление первых негосударственных пенсионных фондов связано с изданием Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Указ был принят в рамках чрезвычайных полномочий Президента РФ на период проведения экономических реформ и имел силу закона.

     На основании Указа в 1993-1994 гг. было учреждено около 350 организаций, относящихся к негосударственным пенсионным фондам. В 1995 году создана Инспекция негосударственных пенсионных фондов (в настоящий момент упразднена) с целью лицензирования деятельности НПФ.

     К концу 1996 года выдано 26 разрешений на осуществление  некоммерческой деятельности по формированию активов путем привлечения денежных взносов юридических лиц, передаче этих средств компаниям по управлению активами (управляющей компании), осуществлению пожизненно или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме [4, c. 253].

     К концу 1997 года такие разрешения выданы уже 252 организациям.

     До 2007 года количество НПФ в России принципиально не изменялось. Лишь в 2008 году число НПФ начало стремительно сокращаться преимущественно путем самоликвидации или слияния вследствие законодательных изменений.

     Исходя  из характера развития фондов, можно  условно выделить следующие типы НПФ:

     Кэптивные - развивают преимущественно корпоративные пенсионные программы компаний - учредителей и их родственных структур. В портфеле активов под управлением значительно преобладают пенсионные резервы над пенсионными накоплениями. Пример: НПФ Транснефть.

     Корпоративные (условно кэптивные) - деятельность таких фондов по-прежнему основывается на обслуживании корпоративных пенсионных программ своих учредителей. При этом с каждым годом доля пенсионных накоплений в портфеле активов возрастает. Преимущественно изменение статуса с кэптивного на корпоративный связано с привлечением пенсионных накоплений имеющихся по корпоративным программам клиентов. Пример: НПФ Благосостояние, НПФ Норильский Никель.

     Территориальные - действуют преимущественно в рамках отдельного региона или группы регионов. В большинстве случаев такие Фонды были образованы при поддержке действующей законодательной и исполнительной властей. Пример: Ханты-Мансийский НПФ, НПФ Эрэл.

     Открытые (универсальные) - будучи в большинстве случаев независимыми от крупных финансово-промышленных групп, строят свою деятельность на обслуживании максимально широкого круга как физических, так и юридических лиц. В активах обычно преобладают пенсионные накопления.

     Наконец, существуют также профессиональные НПФ. Такие фонды основываются группой  юридических лиц, причем в их составе могут быть и профессиональные союзы. В такие негосударственные пенсионные фонды могут вступить лишь те физические лица, которые имеют отношение к той или иной профессиональной деятельности, которая прописана в Уставе фонда.

     Фонд  осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также устава и правил фонда.

     Фонд  вправе самостоятельно осуществлять ведение  пенсионных счетов либо заключать договоры на оказание услуг по ведению пенсионных счетов с иными организациями.

     Оплата  расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда, производится из имущества, предназначенного для  обеспечения уставной деятельности фонда, за исключением расходов, связанных с размещением средств пенсионных резервов и инвестированием средств пенсионных накоплений.

     Оплата  расходов, связанных с размещением  средств пенсионных резервов и инвестированием  средств пенсионных накоплений, производится соответственно из средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений. 

 

1.2. Пенсионный Фонд  РФ 

     Пенсионный  фонд Российской Федерации (ПФР) - один из наиболее значимых социальных институтов страны, это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

     ПФР был образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об  организации Пенсионного фонда  РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан [13].

     В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного  фонда в субъектах РФ, а также  ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а  также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.

     Пенсионный  фонд осуществляет ряд социально  значимых функций, в т.ч.:

     - учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

     - назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;

     - назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.

     - персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

     - взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

     - выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

     - управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

     - реализация Программы государственного софинансирования пенсии.

     Пенсионный  фонд Российской Федерации реализует единую стратегию управления пенсионной системой России. ПФР  представлен во всех республиканских, краевых и областных центрах, городахи большинстве районов.

     Структура ПФР включает в себя (рис. 1) Правление ПФР, которому подчиняются  Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР и Информационный цент персонифицированного учета. На региональном уровне ПФР представлен 82 отделениями ПФР в субъектах Российской Федерации и г. Байконуре (Казахстан), а также 2 400 территориальными управлениями и 11 центрами назначения пенсий.

     Координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации [13]. 

     Пенсионным  фондом Российской Федерации осуществляется Правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом – Исполнительной дирекцией ПФР.

     В состав Правления Пенсионного фонда Российской Федерации входят Председатель Правления ПФР, Первый заместитель Председателя Правления ПФР, пять заместителей Председателя Правления ПФР, управляющие семью региональными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, а также Председатель Совета Всероссийской организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. 

Информация о работе Пенсионные фонды