Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:08, курсовая работа
Цель работы – определение перспектив развития пенсионных фондов в РФ.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и виды пенсионных фондов;
- провести анализ выполнения функций Пенсионным Фондом РФ по данным за 2010 г.;
- выделить основные направления развития пенсионных фондов в РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ 4
1.1. Негосударственные пенсионные фонды 4
1.2. Пенсионный Фонд РФ 8
2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ПЕНСИОННЫМ ФОНДОМ РФ В 2010 Г. 13
2.1. Установление и выплата пенсий 13
2.2. Управление средствами пенсионных накоплений 16
2.3. Анализ доходов и расходов бюджета Пенсионного Фонда РФ 20
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В РФ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
Пенсионные накопления – это средства накопительной части трудовой пенсии, которая в обязательном порядке формируется у граждан 1967 г.р. и моложе. В 2002–2004 годах накопительная часть трудовой пенсии формировалась у мужчин 1953–1966 г.р. и женщин 1957–1966 г.р. Также формируется за счет добровольных страховых взносов граждан – участников системы ОПС.
Участники
системы обязательного
- Пенсионный фонд Российской Федерации, выбрав одну из частных управляющих компаний (ЧУК), отобранных по результатам конкурса, с которой ПФР заключил договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, либо один из двух инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (ГУК): расширенный инвестиционный портфель или инвестиционный портфель государственных ценных бумаг;
- негосударственный пенсионный фонд, выбрав один из негосударственных пенсионных фондов (НПФ), осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию.
С 2009 года, помимо передачи средств пенсионных накоплений, сформированных в рамках обязательного пенсионного страхования, ПФР передает в УК и НПФ дополнительные страховые взносы граждан и взносы работодателей в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, а также средства материнского (семейного) капитала, направленные владельцами МСК на формирование накопительной части пенсии.
Для
реализации прав при формировании накопительной
части трудовой пенсии застрахованному
лицу необходимо не позднее 31 декабря
текущего года подать в территориальный
орган Пенсионного фонда Российской Федерации
или в организацию, с которой у Пенсионного
фонда Российской Федерации заключено
соглашение о взаимном удостоверении
подписей, соответствующее заявление,
а в случае перехода из ПФР в НПФ или из
одного НПФ в другой НПФ – заключить с
выбранным НПФ договор об обязательном
пенсионном страховании.
Рисунок 2 – Распределение соглашений о взаимном распределении подписей, полученных в 2010 г.
Отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации в целом по Российской Федерации в 2010 году было заключено 578 соглашений о взаимном удостоверении подписей. Из них:
- с негосударственными пенсионными фондами – 341 соглашение (на 49 больше, чем в 2009 году);
-
с организациями-
- с кредитными организациями – 212 соглашений (на 122 соглашения меньше, чем в 2009 году).
В течение 2010 года территориальные органы ПФР приняли 4 769 269 заявлений застрахованных лиц о реализации их прав при формировании накопительной части трудовой пенсии. Это на 78,3% больше числа заявлений, принятых в 2009 году. Из них 4 135 241 заявление – о переводе средств пенсионных накоплений граждан из ПФР в НПФ, 533 838 заявлений – о переводе из одного НПФ в другой, 70 076 заявлений – о переводе из НПФ в ПФР, 30 114 заявлений – о выборе управляющей компании. Часть заявлений была отклонена ПФР по причине неправильного заполнения, при этом положительные решения были приняты почти по 3,9 млн. заявлений.
Число заявлений о переводе средств пенсионных накоплений, поданных гражданами в территориальные органы ПФР, почти в два раза превышает уровень 2009 года, что свидетельствует о растущем интересе россиян к вопросу формирования своей будущей пенсии.
При этом из 3 897 133 человек 3 397 386 человек подали заявления о переводе средств своих пенсионных накоплений из ПФР в негосударственные пенсионные фонды (на 1 494 734 человека больше, чем в 2009 году), 425 685 человек – о переводе средств из одного НПФ в другой НПФ (на 230 356 человек больше, чем в 2009 году), 20 258 человек – о смене инвестиционного портфеля в управляющих компаниях (на 4 529 человек меньше, чем в 2009 году). И только 53 804 гражданина подали заявления о переводе средств пенсионных накоплений из НПФ в ПФР (в 2009 году – 40 726 человек).
В 2010 году показатели доходности временного размещения средств страховых взносов улучшились по сравнению с предыдущим годом.
Чистый финансовый результат, рассчитанный в 2010 году по страховым взносам 2008 года, составил 24,3 млрд. рублей (9,63% от суммы страховых взносов).
Чистый финансовый результат, рассчитанный в 2011 году по страховым взносам 2009 года, составил 33,0 млрд. рублей (12,22% от суммы страховых взносов).
Показанный результат является максимальной доходностью ПФР с 2002 года – начала инвестирования Фондом пенсионных накоплений.
С 1 июля 2010 года вступили в силу законодательные нормы о передаче страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии в доверительное управление УК и в НПФ в течение шести месяцев со дня окончания отчетного периода, установленного для представления страхователями индивидуальных сведений. Таким образом, если до 2010 года отчетным периодом являлся календарный год, то в 2010 году – полугодие, а с 1 января 2011 года отчетным периодом установлен квартал. Изменение длительности отчетного периода привело к сокращению сроков временного размещения Пенсионным фондом Российской Федерации (инвестиционного горизонта) средств страховых взносов.
На конец 2010 года деятельность по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации осуществляли 118 негосударственных пенсионных фондов. При этом в течение 2010 года прекратили свою деятельность в связи с аннулированием (окончанием срока действия лицензии) по обязательному пенсионному страхованию 2 НПФ, еще 7 Н ПФ присоединились к более крупным фондам.
Пенсионный фонд Российской Федерации передает средства пенсионных накоплений в НПФ в соответствии с заявлениями застрахованных лиц на основании заключенных договоров об ОПС. Величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности НПФ должна составлять не менее 50 млн. рублей, а для новых НПФ – не менее 100 млн. рублей.
В течение 2010 года в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации от 101 НПФ поступило 72 087 уведомлений о вновь заключенных договорах об обязательном пенсионном страховании.
С
указанными уведомлениями поступило 4
600 160 договоров об обязательном пенсионном
страховании, заключенных негосударственными
пенсионными фондами с застрахованными
лицами.
2.3.
Анализ доходов
и расходов бюджета
Пенсионного Фонда
РФ
Суммарные доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 год превысили 4,6 трлн. рублей, в том числе 4,3 трлн. рублей – доходы по распределительной составляющей бюджета Фонда.
Из федерального бюджета на выплаты пенсий, пособий, ЕДВ и социальных выплат перечислено 2,64 трлн. рублей, что на 0,7 трлн. рублей больше, чем в 2009 году, в т.ч.:
- на предоставление материнского (семейного) капитала – 98,6 млрд. рублей;
- на компенсацию выпадающих доходов бюджета ПФР в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков – 72,8 млрд. рублей;
- на финансовое обеспечение федеральной социальной доплаты – 32,0 млрд. рублей;
- на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц – участников Программы государственного софинансирования пенсии, уплативших дополнительные страховые взносы в 2009 году – 2,5 млрд. рублей.
Рисунок
3 – Доля доходов и расходов ПФР в ВВП РФ
На покрытие дефицита бюджета ПФР в 2010 году перечислено 1,3 трлн. рублей, из них 150 млрд. рублей поступило на пополнение доходной части бюджета ПФР в связи со снижением фонда заработной платы в стране в 2010 году по макроэкономическому прогнозу МЭР.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2010 год поступили в общей сумме 1,9 трлн. рублей, или 99% от плана с учетом зарезервированных средств федерального бюджета. Сумма поступлений страховых взносов за 2010 год превышает уровень поступлений в 2009 году на 654,6 млрд. рублей. Главным образом, превышение связано с переходом с 1 января 2010 года от уплаты ЕСН к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование напрямую в ПФР.
Суммарные доходы по накопительной составляющей бюджета ПФР за 2010 год составили 361,2 млрд. рублей, из них страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии поступило 324,6 млрд. рублей.
В рамках Программы государственного софинансирования пенсии в 2010 году в бюджет ПФР поступили дополнительные страховые взносы граждан на общую сумму 3,6 млрд. рублей, что почти на 1,0 млрд. рублей больше, чем в 2009 году.
Общий объем средств пенсионных накоплений в течение 2010 года увеличился на 291,2 млрд. рублей и на 31 декабря 2010 года составил 1267,0 млрд. рублей.
Расходы
бюджета Пенсионного фонда Российской
Федерации за 2010 год в целом составили
4,25 трлн. рублей, в т.ч. в части, не связанной
с формированием средств для финансирования
накопительной части трудовой пенсии
– 4,18 трлн. рублей, что на 1,2 трлн. рублей
превышает расходы 2009 года. Расходы по
накопительной составляющей бюджета Фонда
составили за 2010 год около 70 млрд. рублей,
что превышает расходы 2009 года более чем
в 2 раза. Из них около 67 млрд. рублей –
расходы по передаче средств пенсионных
накоплений в негосударственные пенсионные
фонды.
Рисунок
4 – Исполнение бюджета ПФР
Обязательства ПФР по пенсионному обеспечению граждан выполнены в полном объеме.
На выплату пенсий в 2010 году направлено 3,7 трлн. рублей, что на 1,1 трлн. рублей больше, чем в 2009 году, из них расходы на выплату трудовых пенсий составили 3,4 трлн. рублей против 2,4 трлн. рублей в 2009 году.
Расходы ПФР на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии в 2010 году превысили 31 млрд. рублей.
На ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан израсходовано 293,6 млрд. рублей (в 2009 году – 263,6 млрд. рублей).
На единовременные выплаты к 65-летию Победы направлено 11,4 млрд. рублей. В декабре 2010 года ПФР осуществил досрочную выплату пенсий за праздничные дни января 2011 года. На начало 2011 года Фонд располагал достаточными денежными средствами для обеспечения своевременной выплаты пенсий в январе 2011 года.
Таким
образом, бюджет Пенсионного фонда Российской
Федерации за 2010 год исполнен по доходам
в сумме 4,6 трлн. рублей (10,4% к ВВП), что
на 1,4 трлн. рублей превышает уровень 2009
года, по расходам в сумме 4,2 трлн. рублей
(9,6% к ВВП), что на 1,2 трлн. рублей превышает
уровень 2009 года. Общий профицит бюджета
составляет около 360,8 млрд. рублей, в том
числе в части, не связанной с формированием
средств для финансирования накопительной
части трудовых пенсий, – около 70 млрд.
рублей.
3. Направления развития
пенсионных фондов в
РФ
Актуарно обоснованный комплекс мер для усиления страховых механизмов пенсионной системы РФ включает следующие направления:
- регулирование тарифов страховых взносов и базы начисления страховых взносов;
- повышение требований к продолжительности страхового стажа для обеспечения коэффициента замещения на уровне международных норм;
- учет при исчислении пенсии стажа застрахованного лица, влияния демографической и макроэкономической ситуации;
- совершенствование накопительного компонента исходя из конечного результата для застрахованных лиц – коэффициент замещения;
- вывод из распределительной системы (льготных) досрочных пенсий, (в профессиональные пенсионные системы, в систему страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и т.п.);
- регулирование выплаты пенсий работающим пенсионерам;
- стимулирование продолжения трудовой деятельности после достижения общеустановленного пенсионного возраста без получения пенсии;
- повышение общеустановленного пенсионного возраста.
Государственное
регулирование «внешних»
- повышение рождаемости, снижении смертности и привлечение внешней трудовой миграции;
- улучшение качества здравоохранения и профилактики заболеваемости;
- опережающее повышение производительности труда и увеличение заработной платы;
- сокращение теневой экономики и недопущение сокрытия зарплаты;