Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:27, курсовая работа
Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. В системе персонифицированного учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 миллионов пенсионеров.
Введение 3
Глава 1. Пенсионный фонд Российской Федерации 5
1.1. История возникновения Пенсионного фонда РФ 5
1.2. Государственные внебюджетные фонды РФ 9
1.3. Сущность, роль и основные задачи Пенсионного фонда РФ 11
Глава 2. Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда
Российской Федерации 18
2.1. Порядок образования и расходования средств Пенсионного фонда
РФ 18
2.2. Анализ расходов и доходов Пенсионного фонда РФ 23
Глава 3. Перспективы развития Пенсионного фонда Российской
Федерации 26
3.1. Этапы совершенствования пенсионной системы РФ 26
3.2. Целевые ориентиры пенсионной системы РФ 28
Заключение 32
Список использованной литературы 33
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАФЕДРА: ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
По дисциплине: «ФИНАНСЫ»
на тему: «Пенсионный фонд РФ
и его роль в финансировании социальной сферы»
Исполнитель:
Шайхулисламова Гузель Разифовна
специальность
группа 14 ФВ
курс 4
№ личного дела 10ФФД41081
вариант
Руководитель:
Рахматуллина Ю.А.
Уфа-2013
Содержание
Введение 3
Глава 1. Пенсионный фонд Российской Федерации 5
1.1. История возникновения Пенсионного фонда РФ 5
1.2. Государственные внебюджетные фонды РФ 9
1.3. Сущность, роль и основные задачи Пенсионного фонда РФ 11
Глава 2. Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда
Российской Федерации 18
2.1. Порядок образования и расходования средств Пенсионного фонда
РФ 18
2.2. Анализ расходов и доходов Пенсионного фонда РФ 23
Глава 3. Перспективы развития Пенсионного фонда Российской
Федерации 26
3.1. Этапы совершенствования пенсионной системы РФ 26
3.2. Целевые ориентиры пенсионной системы РФ 28
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Введение
Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.
К задачам общественного
страхования относятся:
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – один из крупнейших и наиболее важных социальных институтов России.
Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. В системе персонифицированного учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 миллионов пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей. Фонд реализовывает ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними более чем 54,6 млн. застрахованных, имеющим в составе пенсии накопительную часть, и более 20 млн., имеющим только страховую часть пенсии, в том числе работающим пенсионерам.
Актуальность данной темы, определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально–экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования.
Целью курсовой работы является
рассмотрение Пенсионного фонда
Российской Федерации как составной
части системы социальных внебюджетных
фондов.
Глава 1. Пенсионнный
фонд Российской Федерации
1.1. История возникновения Пенсионного фонда РФ
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства.
Внебюджетные фонды
Появление системы внебюджетных фондов в 90-е годы XX столетия связано с реформированием системы государственных финансов в России. Создание внебюджетных фондов было продиктовано необходимостью безотлагательного решения отдельных жизненно важных для общества задач как социального, так и экономического характера. В частности, речь шла о создании устойчивой системы государственного пенсионного обеспечения.
В своем развитии оно охватило только небольшую часть населения России, только высшие слои населения могли пользоваться им. Но после революции 1917 года оно было практически отменено [3, с. 101-102].
Однако по прошествии
переходного периода
Все граждане имели право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты нетрудоспособности, а также потери кормильца. Это право реализовывалось путем общего социального обеспечения служащих и колхозников пособиями по временной нетрудоспособности и выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца, другими формами социального обеспечения.
Данная пенсионная система входила в так называемую систему социального страхования, она не содержит экономических признаков системы государственного пенсионного страхования. Однако несмотря на многочисленные экономические недостатки, данная система имела одно важное преимущество – она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень. Поэтому пенсионная система до 1990 г. носила определение – государственное пенсионное обеспечение. Средства на государственное пенсионное обеспечение аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который в свою очередь, входил в государственный бюджет страны. Таким образом, эта пенсионная система была основана на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны.
Бюджет пенсионного обеспечения являлся составной частью государственного бюджета СССР и был включен в него как по доходам, так и по расходам.
В 1956 году впервые была представлена дотация из государственного бюджета на социальное страхование. Она была направлена на покрытие существенно возросших расходов на выплату пенсий неработающим пенсионерам из числа рабочих и служащих, и членов их семей, в связи с введением в действие Закона от 14.07.56 г. «О государственных пенсиях», значительно расширившего круг лиц, имеющих право на получение пенсии, и увеличившего размер пенсии по отдельным группам пенсионеров в два раза.
С 1 января 1965 г. государство установило право на получение пенсий колхозниками в период наступления соответствующего возраста, получения инвалидности либо по случаю потери кормильца. Систематическое повышение уровня пенсионного обеспечения трудящихся, увеличение числа пенсионеров обусловили возрастание в дальнейшем поступлений из государственного бюджета в фонд государственного социального страхования. Поскольку взносы на социальное страхование не покрывали все расходы этой системы, недостающая часть, поступавшая из союзного бюджета, постоянно возрастала и в 80-е годы составила около 60% бюджета социального страхования.
Пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых, как правило, соизмерялся с прошлым заработком. В зависимости от события, при наступлении которого предоставлялось пенсионное обеспечение по социальному страхованию, в законодательстве указанного периода выделялись пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях, за выслугу лет [6, 74-76].
Материальное обеспечение инвалидов войны, с детства и от рождения осуществлялось за счет средств союзного бюджета, бюджетов союзных республик. Военнослужащие рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы имели право на пенсию в случае инвалидности, а их семьи – в случае потери кормильца. Пенсии этим категориям получателей назначались независимо от продолжительности военной службы и предшествовавшей работы военнослужащего.
Пенсионное обеспечение генералов, адмиралов, офицеров, военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы и приравненных к ним лиц, а также их семей осуществлялось в особом порядке, установленном Советом Министров СССР, за счет сметы Министерства обороны СССР.
Пенсионное обеспечение работников науки регулировалось специальным Положением о пенсионном обеспечении работников науки, которое в то же время не исключало возможности получения работником науки или членом его семьи пенсии по общему пенсионному законодательству.
Часть средств союзного бюджета передавалась в виде дотации централизованному союзному фонду социального обеспечения колхозников. За счет средств союзного бюджета выплачивались также и персональные пенсии союзного значения. За счет республиканских бюджетов выплачивались персональные пенсии республиканского значения. За счет местных бюджетов и бюджетов автономных республик выплачивались пенсии инвалидам войн и их семьям, персональные пенсии местного значения, пенсии работникам науки.
Полноправное пенсионное обеспечение колхозников было введено только в 1965 г. В 1969 году в стране была введена единая система социального страхования колхозников. Пенсионное обеспечение членов колхозов осуществлялось непосредственно из Централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников, формировавшегося за счет отчислений колхозов от сумм их валового дохода и ежегодных ассигнований из государственного бюджета.
В конце 80-х годов главной проблемой пенсионной системы стал несбалансированность доходной и расходной частей пенсионного бюджета. Финансово-ресурсная обеспеченность выплаты пенсий к середине восьмидесятых годов снизилась настолько, что для проведения очередного незначительного повышения размера пенсии потребовалось привлекать дополнительные средства. Повышение тарифов взносов на социальное страхование в 1982 г. сократило разрыв в уровне формирования доходной части и потребности в расходной части бюджета социального страхования до 0,57. Однако уже в 1989 г. это соотношение вновь снизилось до предельно допустимого 0,51. Таким образом, даже в результате повышения размера отчислений на социальное страхование не удалось ликвидировать дефицитность пенсионного бюджета.
Развитие пенсионной системы до начала радикальных рыночных реформ 1990 г. свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в бюджетно-финансовую систему страны. В этих целях был образован Пенсионный фонд Российской Федерации на основании постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990г. был принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР».
Через полгода после
его утверждения изменение
Российский пенсионный закон 1990г. стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в автономную систему. Важнейшим условием во взаимоотношениях Пенсионного фонда и государственного бюджета являлся полный отказ от бюджетных дотаций. Развитие собственных источников финансирования должно было достигаться улучшением сбора страховых взносов на указанные цели [3, с. 103-105].
1.2. Государственные внебюджетные фонды РФ
Исходя из выше сказанного внебюджетные
фонды – это совокупность денежных
распределительных и
Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления [4, с. 256].
Внебюджетные фонды выполняют
распределительную и
Распределительная функция выражается в перераспределении через внебюджетные фонды части национального дохода в пользу некоторых социальных групп населения.
Контрольная функция проявляется в сигнализации обществу о возникших отклонениях в производственном либо социальном процессе [7, с. 392].
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:
В зависимости
от источников формирования, назначения
и масштабов использования
Информация о работе Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы