Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:27, курсовая работа

Описание

Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. В системе персонифицированного учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 миллионов пенсионеров.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Пенсионный фонд Российской Федерации 5
1.1. История возникновения Пенсионного фонда РФ 5
1.2. Государственные внебюджетные фонды РФ 9
1.3. Сущность, роль и основные задачи Пенсионного фонда РФ 11
Глава 2. Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда
Российской Федерации 18
2.1. Порядок образования и расходования средств Пенсионного фонда
РФ 18
2.2. Анализ расходов и доходов Пенсионного фонда РФ 23
Глава 3. Перспективы развития Пенсионного фонда Российской
Федерации 26
3.1. Этапы совершенствования пенсионной системы РФ 26
3.2. Целевые ориентиры пенсионной системы РФ 28
Заключение 32
Список использованной литературы 33

Работа состоит из  1 файл

Финансы.doc

— 209.00 Кб (Скачать документ)

Пенсионного фонда  Российской Федерации

 

2.1. Порядок  обрязования и расходования средств  Пенсионного фонда РФ

 

Доходы Пенсионного  фонда Российской Федерации формируются за счет следующих источников:4

  1. отчислений от единого социального налога, поступающих из федерального бюджета на выплату базовой части трудовой пенсии.

С 2010 года ЕСН отменяется, будут установлены прямые взносы работодателей (страхователей) в три  внебюджетных фонда – ПФР, ФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объем взносов сохранится на уровне ставки ЕСН – 26%, из которых 20% будут направляться в Пенсионный фонд РФ. При этом взносы будут уплачиваться с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются. С 2011 года размер совокупных взносов возрастет до 34 %, из которых 26% составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Эта система позволит существенно увеличить уровень пенсий в стране.

  1. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии;
  2. средств федерального бюджета, за счет которых производится финансирование выплат государственных пенсий и пособий федеральным государственным служащим, военнослужащим и членам их семей, участникам Великой Отечественной войны, социальных пенсий нетрудоспособным гражданам и некоторые другие виды расходов, а так же осуществляются расходы на выплату досрочных пенсий безработным;
  3. доходов, полученных от размещения сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;
  4. прочих доходов. К их числу относятся доходы от размещения временно свободных средств, штрафные санкции и пени, другие поступления, добровольные взносы физических и юридических лиц [6, с. 108].

Плательщиками страховых  взносов в ПФР являются:

  • работодатели – юридические лица, в том числе иностранные, их обособленные подразделения;
  • международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, - в отношении граждан, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение;
  • граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью и народными художественными промыслами;
  • крестьянские, фермерские хозяйства;
  • граждане, в том числе иностранные лица, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие приём на работу по трудовому договору;
  • граждане, работающие по трудовым договорам, получающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, по авторским договорам.

Порядок уплаты и тарифы страховых взносов работодателями и гражданами в ПФ РФ устанавливаются  ежегодно законодательством РФ по представлению  правления Пенсионного фонда.

Определение обоснованности тарифов взносов во внебюджетные фонды и в Пенсионный фонд, в частности – очень сложная задача. Здесь речь идет прежде всего о размере пенсионных взносов для индивидуальных предпринимателей, которых в России в настоящее время насчитывается около 12 миллионов человек. В начале 1997 года ставка взносов была повышена с 5 процентов до 28 от дохода предпринимателей, то есть почти в 6 раз. Повышенные пенсионные взносы уплачивают также адвокаты, частнопрактикующие нотариусы, частные детективы и аудиторы. Если в 1996 году фермеры должны были уплачивать 5 процентов от дохода, то в 1997 году уже 20,6 процента. Таким образом, не вставшему на ноги фермерству был нанесен весьма ощутимый удар. По данным Международной ассоциации социального обеспечения, применяемая в России ставка взносов в Пенсионный фонд для «самозанятых» работников является самой высокой среди 165 стран мира, в которых эта организация проводит мониторинг. Так, в Германии эта ставка – 18,6 процента, в США – 12,4 процента. В отличие от подоходного налога, ставка которого растет плавно, пенсионные взносы в размере 28 процентов берутся с любого дохода независимо от его размера. Такое усиление фискального бремени ведет к укрывательству от государства доходов индивидуальных предпринимателей и переходу их в теневую экономику.

Вновь созданные предприятия, учреждения и организации регистрируются в качестве плательщиков страховых  взносов в 30-дневный срок со дня  их учреждения. Банки открывают расчётные  и иные счета при предъявлении предпринимателями документа, подтверждающего регистрацию в качестве плательщиков страховых взносов.

Регистрационный номер  страхователя формируется как цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих слева направо  следующее:

  • код субъекта Российской Федерации;
  • код района (города);
  • порядковый номер записи о физическом лице в отделении ПФР (территориальном органе ПФР).

Присвоенный страхователю регистрационный номер не может  быть повторно присвоен другому страхователю, в том числе после снятия страхователя с учета в территориальных органах ПФР в связи с прекращением деятельности, а также в случае смерти физического лица.

Страхователям, зарегистрированным в территориальных органах ПФР  до вступления в силу настоящего Порядка, сохраняется ранее присвоенный  регистрационный номер.

Страховые взносы начисляются  на все виды оплаты труда в денежном или натуральном выражении (по всем основаниям), из которых исчисляется  пенсия, в том числе на вознаграждение за выполнение работы по договорам  подряда и поручения.

Работодатели уплачивают страховые взносы один раз  в месяц – в срок, установленный для получения оплаты труда за истёкший месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и удерживают обязательные страховые взносы с работников [5, с. 114-117].

Основной источник доходов  фонда – это страховые взносы работодателей и работающих граждан. Работодатели ежемесячно уплачивают взносы в сроки получения в учреждениях  банков средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа  следующего месяца. Граждане, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве, уплачивают взносы ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за месяцем начисления заработной платы.

Работодатели, не имеющие  счетов в учреждениях банков, а  также выплачивающие суммы на оплату труда из выручки реализуемой продукции, выполнения работ и указания услуг, уплачивают страховые взносы до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы. Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для подоходного налога с этой категории граждан. Крестьянские (фермерские) хозяйства уплачивают страховые взносы в фонд с доходов, полученных за истекший календарный год, не позднее 1 апреля следующего года. Доход определяется как разница между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству, и документально подтвержденными расходами, связанными с получением этого дохода.

При нарушении установленных  сроков уплаты взносов (независимо от причин нарушения) невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается отделением ПФ РФ с начислением пеней.

Недоимки, пени, а также  суммы штрафов и иных финансовых санкций взыскиваются отделениями  ПФ РФ с работодателей в бесспорном порядке, определенных для налоговых органов по взысканию не внесенных в срок налогов и налоговых платежей, а с иных плательщиков взносов в судебном порядке.

Срок исковой давности по взысканию с физических лиц  недоимки, пени, а также сумм штрафов  и иных финансовых санкций составляет 3 года. Бесспорный порядок взыскания этих сумм с юридического лица может быть применен в течение 6 лет с даты образования указанной недоимки.

Согласно статье 147 Бюджетного Кодекса РФ – расходование средств  государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. За счет средств Пенсионного фонда финансируются программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.

Расходы на пенсионное обеспечение  – это самый объемный поток  социальных трансфертных платежей в России. В течение последних лет эти финансовые потоки составили от 25 до 47 процентов по отношению к расходам федерального бюджета. В нашей стране насчитывается более 38,5 миллионов пенсионеров, это более 1/5 всего населения России [6, с. 111-113].

Расходы Пенсионного  фонда Российской Федерации состоят из следующих групп:

    • по обязательному пенсионному страхованию. Они включают в себя выплаты трудовой пенсии, пособий и компенсаций (неработающим гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, получающими трудовые пенсии, выплата пособий на погребение).
    • по государственному пенсионному обеспечению. Включают в себя выплаты пенсий военнослужащим, социальных пенсий.
    • по дополнительному пенсионному обеспечению. Включают в себя доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам ядерного оружейного комплекса Российской Федерации;
    • расходы по пенсионному обеспечению безработных граждан;
    • расходы по обеспечению деятельности фонда;
    • прочие расходы.

Еще одна статья расходов бюджета Пенсионного фонда, появившаяся  в 2010 году, связана с валоризацией. Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая  направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой «советский» трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу добавилось по 1%.

Если после валоризации  размер пенсии в сумме с другими  причитающимися пенсионеру выплатами  оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона [5, с. 120-121].

 

 

2.2. Анализ расходов  и доходов Пенсионного фонда РФ

 

Взносы в пенсионный фонд РФ отчисляются с доходов. Здесь  они аккумулируются и перераспределяются. Часть собранных взносов ежегодно возвращается в виде пенсий, пособий  по временной нетрудоспособности или  оплаты медицинской помощи, часть – откладывается до тех пор, пока человек не достигнет пенсионного возраста.

Доходы бюджета ПФР за 2010 год составили 4,61 трлн. рублей, что по отношению к ВВП составляет 10,4% (в 2009 году – 3,2 трлн. рублей, или 8,2% к ВВП). Доходы бюджета Фонда без учета накопительной составляющей в 2010 году выросли по сравнению с 2009 годом на 44,5% и составили 4,25 трлн. рублей, из них: 1,6 трлн. рублей – страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии; 2,64 трлн. рублей – межбюджетные трансферты из федерального бюджета, из которых на покрытие дефицита бюджета ПФР перечислено 1,32 трлн. рублей.

Расходы бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации за 2010 год составили 4,25 трлн. рублей, что  по отношению к ВВП составляет 9,6%.

Расходы на пенсионное обеспечение  за 2010 год увеличились на 1 трлн. рублей и составили свыше 3,6 трлн. рублей, в том числе 480 млрд. руб. было направлено на повышение трудовых пенсий вследствие проведения валоризации расчетного пенсионного капитала пенсионеров. Из них 3,4 трлн. рублей – расходы на выплату трудовых пенсий (в 2009 году – 2,4 трлн. рублей).

Суммарные доходы в бюджете  Пенсионного фонда России в 2011 году составили 5,14 триллиона рублей. А расходы оцениваются в 4,82 триллиона.

Пенсионный фонд по-прежнему остается мощнейшей финансовой структурой в России. Его более чем пятитриллионные доходы в следующем году составили, по оценкам, 10,2 процента объема ВВП страны.

Суммарные расходы на будущий год выросли по сравнению с 2010 годом на 400 миллиардов рублей. Как всегда, в бюджете заложены средства на повышение материального обеспечения пенсионеров: индексацию трудовых пенсий с 1 февраля 2011 года на 8 процентов (это коснулось 36,6 миллиона пенсионеров), а также увеличилось на 6,5 процента размер выплат с 1 апреля 2011 года (число получателей – 17 миллионов человек).

Превышение доходов  над расходами бюджета составили 315 миллиардов рублей. Эти средства будут направлены на формирование накопительной части трудовой пенсии будущих пенсионеров. Эта часть пенсии формируется у граждан 1967 года рождения и моложе за счет части уплачиваемых работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд.

Суммарные доходы ПФР в 2012 году составили 5,7 трлн. рублей (в 2011 году – 5,14 трлн. рублей), или 9,7% объема ВВП страны. Суммарные расходы составили 5,4 трлн. (в 2011 году – 4,82 трлн. рублей). Превышение доходов над расходами бюджета: 289,6 млрд. рублей.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы