Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:27, курсовая работа

Описание

Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. В системе персонифицированного учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 миллионов пенсионеров.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Пенсионный фонд Российской Федерации 5
1.1. История возникновения Пенсионного фонда РФ 5
1.2. Государственные внебюджетные фонды РФ 9
1.3. Сущность, роль и основные задачи Пенсионного фонда РФ 11
Глава 2. Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда
Российской Федерации 18
2.1. Порядок образования и расходования средств Пенсионного фонда
РФ 18
2.2. Анализ расходов и доходов Пенсионного фонда РФ 23
Глава 3. Перспективы развития Пенсионного фонда Российской
Федерации 26
3.1. Этапы совершенствования пенсионной системы РФ 26
3.2. Целевые ориентиры пенсионной системы РФ 28
Заключение 32
Список использованной литературы 33

Работа состоит из  1 файл

Финансы.doc

— 209.00 Кб (Скачать документ)
    • Пенсионный фонд РФ;
    • Фонд социального страхования РФ;
    • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Пенсионный  фонд РФ (ПФР) создан на основании постановления  Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения граждан [7, с. 395].

Фонд социального страхования  Российской Федерации (ФСС) был создан в 1990 г. в соответствии с постановлением Совета министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. [400]. ФСС создан в целях обеспечения  государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением [6, с. 78].

Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) создан в 1991 г. в соответсвии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28 июня 1991 г. [7, с. 402]. ФОМС реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Фонд является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца [4, с. 258].

  1. К децентрализованным относятся территориальные внебюджетные фонды. Децентрализованные внебюджетные фонды формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и лругих задач. К ним относятся внебюджетные фонды, создаваемые:
    • по решению региональных и муниципальных органов власти для решения региональных и местных задач;
    • для решения отраслевых задач (фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и др.) [7, с. 392-393].

 

 

1.3. Сущность, роль  и основные задачи Пенсионного  фонда РФ

 

Пенсионный фонд Российской Федерации – это фонд денежных средств, предназначенный для финансового  обеспечения защиты граждан от особого  вида социального риска – утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности и в ряде других случаев. Как социальный институт Пенсионный фонд Российской Федерации представляет собой самостоятельное государственное финансово-кредитное учреждение, обладающее специальной правоспособностью и публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию. В современной системе обязательного пенсионного страхования он выполняет функции страховщика1 [4, с. 259].

Страхователями являются лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, адвокаты).

Застрахованные лица – это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.

Обектом обложения стрховыми взносами и базой для начисления страховых взносов является Фонд оплаты труда [7, с. 396].

Правовой основой ныне действующей в России пенсионной системы являются Конституция Российской Федерации; Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ; Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ; Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

В основные задачи Пенсионного  Фонда Российской Федерации входят:

  • целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;
  • организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  • контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
  • межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Указом Президента РФ от 27 сентября 2000г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» предусмотрено:

1) закрепить за Пенсионным  фондом РФ и его территориальными  органами полномочия по выплате  государственных пенсий;

2) рекомендовать органам  исполнительной власти субъектов  РФ заключить с Пенсионным  фондом РФ соглашения о передаче  территориальным органам Пенсионного  фонда РФ полномочия по назначению  и выплате государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реализацию указанных полномочий, а также о переводе лиц, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы Пенсионного фонда РФ.

Таким образом, Президент  РФ, издав Указ, наделил Пенсионный фонд РФ полномочием по начислению и выплате государственных пенсий (до Указа это полномочие принадлежало территориальным государственным органам социальной защиты — собесам, а Пенсионный фонд РФ осуществлял передачу средств собесам на финансирование выплат пенсий).

Рис. 1 - Организационная  структура Пенсионного фонда  РФ

 

Система Пенсионного  фонда Российской Федерации и  его территориальных органов  имеет трехуровневую структуру (рис. 1):

1) центральный аппарат  (Исполнительная дирекция ПФР,  Ревизионная комиссия ПФР);

2) отделения ПФР в  субъектах Российской Федерации;

3) управления (самостоятельные  отделы) ПФР в городах (районах).

Руководство Пенсионным фондом осуществляется правлением Фонда  и его исполнительной дирекцией. В состав правления ПФ России входят председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФ России, а также управляющие отделениями ПФР. В состав правления могут входить представители государственных и общественных организаций. Для контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ и его региональных органов образуется ревизионная комиссия Пенсионного фонда РФ. Состав правления Фонда утверждается Государственной Думой [6, с. 94-96].

Постановлением Правления  Пенсионного фонда РФ от 9 октября 2000 г. № 118 «О создании управлений ПФР в федеральных округах» созданы управления Пенсионного фонда России в 7 федеральных округах: Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном.

Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:

  • фонд запланирован органами власти и управления, и имеет  строгую целевую направленность;
  • денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  • страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • на отношения, связанные с исчислением, уплатой  и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;
  • денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  • расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

Как уже было сказано выше, пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и  на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоят из следующих  частей: базовой части; страховой  части; накопительной части. Трудовая пенсия по старости назначается при  наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В России установлены следующие виды трудовых пенсий:

1) трудовая пенсия по старости (по возрасту);

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия  по случаю потери кормильца.

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет; женщины, достигшие возраста 55 лет.

Государственные пенсии назначаются и выплачиваются  в соответствии с Законом «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации» отдельным категориям граждан  за счет средств федерального бюджета [3, с. 107-108].

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – это  ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой  определяется федеральным законом. Она предоставляется гражданам  в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленных законом выслуг при выходе на трудовую пенсию.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют  следующие виды:

  • пенсия за выслугу лет;
  • пенсия по старости;
  • пенсия по инвалидности;
  • социальная пенсия.

Установлены следующие  размеры пенсий федеральным служащим за выслугу лет при наличии  стажа государственной службы не менее 15 лет в размере 45% среднемесячного  заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой  и страховой частей трудовой пенсии по старости. За каждый полный год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу увеличивается на 3% среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет не может превышать 75% среднемесячного заработка федерального государственного служащего.

Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни [6, с. 102].

До недавнего времени  в России использовалась так называемая распределительная система пенсионного  обеспечения. Её суть в следующем: взносы в пенсионный фонд, собираемые сейчас с работающего населения, идут на выплату пенсионерам. Такой механизм называют механизмом солидарности поколений, так как те, кто сегодня содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения. Неэффективность распределительной системы особенно ярко проявляется на фоне современной демографической ситуации в нашей стране и во всем мире в целом. Так, согласно расчету предположительной численности населения Российской Федерации до 2015 года, сделанного Госкомстатом России, численность населения в начале 2016 года будет в пределах от 130,3 до 147,2 миллионов человек. Наиболее вероятная средняя оценка – 138,1 миллионов человек. Численность населения из группы старше трудоспособного возраста в последние годы систематически увеличивается. Показатель демографической нагрузки в 2006 году составил 586 лиц нетрудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста, а в 2015 году он составит 696 человек.

В настоящее время в России используется так называемая накопительная система пенсионного обеспечения. При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии. Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения.

В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут  на себя и частные компании. Может  существовать даже система конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов.

В настоящее время  через Пенсионный фонд Российской Федерации  осуществляются выплаты по государственному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению. Граждане, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию, имеют право на получение трудовой пенсии2, которое реализуется в случае уплаты страховых взносов3. Лица, которые по тем или иным причинам не охвачены пенсионным страхованием, имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению [4, с. 274-275]. 
Глава 2. Особенности доходов и расходов

Информация о работе Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы