Пенсионный фонд, социально-экономическая сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 17:31, курсовая работа

Описание

Основными задачами моей курсовой работы является изучение исторического аспекта развития Пенсионного обеспечение в России, рассмотреть правовое регулирование в соответствии с положениями о Пенсионном фонде РФ, ознакомиться с Пенсионным обеспечением в Японии; проанализировать деятельность Пенсионного фонда РФ и его финансовую устойчивость за период 2006-2008гг., рассмотреть деятельность Пенсионного фонда в Оренбургской области, проанализировать состояние Пенсионного фонда РФ на современном этапе, ознакомиться с основными направлениями пенсионной реформы в РФ.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 43.10 Кб (Скачать документ)

     Введение 

     Пенсионное  обеспечение является базовой и  одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает  интересы нетрудоспособного населения, а оно обычно составляет свыше 25-30 % населения любой страны. Также  этот вопрос косвенно касается и всего  трудоспособного населения. Для  России этот вопрос в данное время  является очень актуальным, так как  в России проживает в настоящий  момент свыше 38 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца

     Объектом  моей курсовой работы является деятельность Пенсионного Фонда Российской Федерации  и его финансовая устойчивость.

     В силу масштабности государственной  программы пенсионного обеспечения  в условиях нашей страны, а также  ее сложности из-за особенностей накопленных  за советский период пенсионных обязательств, современная пенсионная система  России играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и  в его и перераспределение  денежных ресурсов в региональном и  отраслевых аспектах, на стабильность и сбалансированность финансовой системы  государства. Действующая система  пенсионного обеспечения предусматривает  возможность функционирования как  государственного, так и негосударственных  пенсионных фондов, аккумулирующих средства, используемых для финансирования выплаты  пенсии и иных выплат

     Основными задачами моей курсовой работы является изучение исторического аспекта  развития Пенсионного обеспечение  в России, рассмотреть правовое регулирование  в соответствии с положениями  о Пенсионном фонде РФ, ознакомиться с Пенсионным обеспечением в Японии; проанализировать деятельность Пенсионного  фонда РФ и его финансовую устойчивость за период 2006-2008гг., рассмотреть деятельность Пенсионного фонда в Оренбургской области, проанализировать состояние Пенсионного фонда РФ на современном этапе, ознакомиться с основными направлениями пенсионной реформы в РФ.

     Курсовая  работа состоит из трех глав. Первая глава посвящается рассмотрению истории развития Пенсионного фонда  в России. Здесь же описаны задачи, функции и полномочия Пенсионного  фонда, теоретические основы организации  пенсионного обеспечения в зарубежных странах.

     Во  второй главе, исходя из общих теоретических  положений, рассмотренных в первой главе будет проанализировано деятельность и анализ состояния пенсионного  фонда по России и по Оренбургской области за 2006-2008гг. Также определена финансовая устойчивость Пенсионного  фонда РФ.

     В третьей главе я описала основные направления и перспективы пенсионной реформы и оценка состояния Пенсионного  фонда РФ.

     Информационную  и теоретическую базу исследования для моей курсовой работы составили  следующие источники: Бюджетный  кодекс Российской Федерации, Законодательные  акты Российской Федерации, учебные  пособия под редакцией В.П. Климовича, Л.А. Дробозиной., Г.Б. Поляка, периодические издания: журналы «Финансы», «Финансы и кредит», «Российская газета», а так же материалы размещенные с глобальной сети Интернет и электронные ресурсы КонсультантПлюс, Гарант.

 

      1. Социально-экономическая  сущность Пенсионного  фонда РФ 

     1.1 Исторические аспекты  развития пенсионного  обеспечения 

     Пенсионный фонд России образовался постановлением Верховного совета РСФСР от 22 декабря 1990г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ.

     Еще в 1932 году для отдельных категорий  трудящихся решением Совнаркома СССР было установлено пенсионное обеспечение  по старости с понижением общеустановленного пенсионного возраста и уменьшением  для других категорий необходимого трудового стажа, для чего был  утвержден «Временный список вредных  профессий, дающих право на понижение  стажа и повышение пенсии». Согласно этому нормативному акту пенсия по старости на льготных условиях назначалась  на 10 лет раньше как мужчинам, так  и женщинам при наличии 20-летнего  трудового стажа, из которых трудовая деятельность, дающая право на пенсионные льготы, должна была быть не менее 10 лет. В течение десяти послевоенных лет (после окончания Великой Отечественной  войны) в 1945 году льготы по пенсионному  обеспечению предоставлялись только по отраслевому признаку. В этот период была создана особая система  пенсий, которые обычно именовали  «повышенными». Однако точнее их следует  называть пенсиями на льготных условиях, так как для определенных категорий  работников устанавливались не только повышенные размеры пенсий, в том  числе по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, но одновременно были понижены требования к возрасту и стажу.

     Причинами быстрого развития пенсионного обеспечения  на льготных условиях состояли в следующем.

     1. Экономическое развитие страны, которое в это время уже  позволило назначать пенсии в  более раннем возрасте и в  повышенном размере тем рабочим и служащим, которые заняты на работах с вредными и опасными условиями труда в важнейших отраслях народного хозяйства.

     2. Общие размеры пенсий явно  отставали от роста заработной  платы. За 15 лет, прошедших после  1932 года, заработная плата резко  возросла. В 1932 году среднемесячная  заработная плата по народному  хозяйству СССР составляла немногим  больше 90 рублей; в 1946 году – 481 руб., в 1950 году – 642 руб., а в  1955 году – 718 руб.

     В соответствии с законом РСФСР  «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991г. средства, направляемые на социальное обеспечение и социальное страхование, были выведены из государственного бюджета, и на их основе были созданы  внебюджетные фонды. Такие действия были обусловлены стремлением центральных  органов власти: усилить контроль представленных органов власти за целевым  использованием общегосударственных  средств на социальную защиту населения:

  1. передать исполнение бюджетов внебюджетных фондов из сферы государственной исполнительной власти органам управления специально созданных фондов;
  2. Создать четкий механизм формирования и использования целевых внебюджетных фондов, соизмерить величины источников формирования этих фондов с суммами используемых ими средств;
  3. снять нагрузку с центрального бюджета, из которого раньше давались дотации на социальную защиту населения.
 

     1.2 Правовое регулирование пенсионного обеспечения в РФ 

     Согласно  пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации  является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

     В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионом страховании  в российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и  осуществляет функции страховщика  в системе обязательного пенсионного  страхования.

     При этом Пенсионный фонд имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным  законом, средства которого являются федеральной  собственностью, не входит в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

     Пенсионный  фонд Российской Федерации является государственным учреждением, наделенным публично-властным полномочиями и имеющим специальную правоспособность.

     Кроме того, следует отметить, что Положением о Пенсионом фонде Российской Федерации (России), а так же Положением о Правление Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденным постановлением Правления ПФР от 15.09.2003 № 130п, установлено, что руководство Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется Правлением ПФР, которое возглашает Председатель Правительства (состав правления Пенсионного фонда России см. приложение 1).

     С 01.01.2002 введены в действие два  федеральных закона, регламентирующих условия и порядок установления и выплат пенсий.

     Положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении  в Российской Федерации» установлены  основания возникновения права  на пенсию по государственному пенсионному  обеспечению и порядок ее установления, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.

     Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях  в Российской Федерации» внес изменения  в порядок возникновения и  реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, согласно новому пенсионному законодательству размер трудовой пенсии состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется  за счет средств федерального бюджета, страховая часть – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем  за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых  взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную  часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.

     Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной  части трудовой пенсии в РФ» установил  правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, определил особенности  правового положения, права, обязанности  и ответственность субъектов  и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а так же установил  основы государственного регулирования  контроля и надзора в сфере  формирования и инвестирования средств  пенсионных накоплений. Кроме того, указанный Закон закрепил за пенсионным фондом Российской Федерации новые  права и обязанности как субъекта отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений.

     С целью создания законодательных  основ реформирования федеральных  органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контрольных функций  в области налогообложения, трудоустройства  и занятости, технического и экспортного  контроля, государственной регистрации, исполнения наказаний и таможенного  дела. Был принят Федеральный закон  от 29.06.2004 № 58-ФЗ «О внесении изменений  в некоторые законодательные  акты РФ и признании утратившими  силу некоторых законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления».

     Указом  Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре  федеральных органов исполнительной власти» координация деятельности внебюджетных фондов, в том числе  Пенсионного фонда Российской Федерации, возложена на Министерство здравоохранения  и социального развития Российской Федерации.

     В развитие вышеназванного Указа Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации  от 30.06.2004 № 321 было утверждено Положение  о Министерстве здравоохранения  и социального развития Российской Федерации, в котором уточнены функции  и полномочия Министерства здравоохранения  и социального развития Российской Федерации, в том числе в отношении  Пенсионного фонда Российской Федерации.

     Бюджет  Пенсионного фонда РФ (ПФР) - второй по величине после федерального, поэтому  эффективность и целесообразность использования бюджетных средств  является существенной задачей в  его деятельности. В связи с  этим возникает вопрос о контроле за осуществлением этой деятельности. Структура контроля за деятельностью  Пенсионного фонда России (См. в  приложении 2).

     В соответствии с ФЗ РФ «О бюджете  Пенсионного фонда России на 2009г. и плановый период 2010-2011гг» На 2009 год общий объем доходов бюджета  спланирован в сумме 3 217 млрд. рублей. Расходная часть бюджета определена в размере 2 911 млрд. рублей. Таким  образом, предусматривается, что предельный объем профицита бюджета 2009 года составит 306 млрд. рублей. На плановый период 2010 и 2011 годов предполагается увеличение поступлений в доходную часть  бюджета до 4 102 млрд. рублей в 2010 году и 4 757 млрд. рублей в 2011 году. С учетом планируемых расходов в указанный  период профицит бюджета 2010 и 2011 годов составит, соответственно, 380 млрд. рублей и 489 380 млрд. рублей. Следует отметить, что бюджет Фонда на 2009 и 2010 год спланирован с дефицитом в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий. К 2011 году в указанной части профицит бюджета составит 9,87 млрд. рублей. Законом, в частности, утверждено распределение бюджетных ассигнований и межбюджетных трансфертов, установлены особенности исполнения бюджета Фонда в 2009 году.

     Контроль  за использованием средств бюджета  ПФР осуществляется Счетной палатой  РФ в соответствии с законодательством  Российской Федерации, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым  в порядке, определяемом Правительством РФ. Счетная Палата РФ проводит детальные  проверки ПФР и его региональных отделений и осуществляет следующие  задачи:

Информация о работе Пенсионный фонд, социально-экономическая сущность