Пенсионный фонд, социально-экономическая сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 17:31, курсовая работа

Описание

Основными задачами моей курсовой работы является изучение исторического аспекта развития Пенсионного обеспечение в России, рассмотреть правовое регулирование в соответствии с положениями о Пенсионном фонде РФ, ознакомиться с Пенсионным обеспечением в Японии; проанализировать деятельность Пенсионного фонда РФ и его финансовую устойчивость за период 2006-2008гг., рассмотреть деятельность Пенсионного фонда в Оренбургской области, проанализировать состояние Пенсионного фонда РФ на современном этапе, ознакомиться с основными направлениями пенсионной реформы в РФ.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 43.10 Кб (Скачать документ)
  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей ПФР по объемам, структуре и целевому назначению;
  • определение эффективности и целесообразности расходов;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей бюджета ПФР;
  • финансовая экспертиза проекта бюджета ПФР;
  • анализ соответствия плановых и фактических показателей, касающихся исполнения бюджета;
  • контроль за законностью и своевременностью движения средств ПФР.

     Канал отвлечения ресурсов является накопительная  часть пенсионной системы, в которой  участвуют работающие граждане моложе 1967 года рождения. Таким образом, значительная часть финансовых ресурсов (сейчас более трети, а в ближайшие  годы - более 40%) обслуживает механизмы  базовой и накопительной частей пенсионного обеспечения.

 

      1.3 Пенсионное обеспечение  в Японии 

     Модель  пенсионного обеспечения, действующая  в Японии, характерна также для  Великобритании, Австралии и ряда стран Северной Европы. В ней доминирует государственное социальное обеспечение, финансируемое из бюджета. Другие институты  социальной защиты хотя и достаточно развиты, но выполняют роль дополнительных систем.

     По  классификации ООН, Япония к 1970 году превратилась в «стареющее» государство, так как пожилые люди старше 65 лет превышали 7% населения. К 1990 году число пенсионеров достигло уже 14,9 млн. человек, то есть около 12% населения. Согласно прогнозам, эта тенденция  сохранится и к 2020 году лица старше 65 лет составят 25,5%.

     Право на базовую пенсию по старости определяется двумя условиями: достижением установленного законом возраста и наличием страхового стажа.

     Применяется механизм гибкого пенсионного возраста, в соответствии с которым граждане 60-64 лет при уходе на пенсию получают ее в сокращенном размере. Размер базовой пенсии по старости устанавливается  ежегодно в твердой сумме, достаточной  для удовлетворения основных жизненных  потребностей. Увеличение ее производится ежегодно с 1 апреля в соответствии с индексом роста потребительских  цен за прошедший год.

     Если  на иждивении пенсионера находится  супруг старше 65 лет, то к базовой  пенсии назначается надбавка.

     Источником  финансирования базовых пенсий являются пенсионные взносы застрахованных граждан, работодателей и дотации государства. Государство покрывает около  трети затрат на базовые пенсии.

     Современный мировой опыт свидетельствует о  том, что за рубежом функционируют  различные модели пенсионных систем. Причем модели, построенные по «распределительному» или «накопительному» принципу, в  чистом виде встречаются крайне редко. Опыт показывает, что накопительные  системы формируются и получают значительное распространение, уровень жизни престарелых поддерживается за счет государственных распределительных пенсионных программ, введенных в более ранний период. В России созданы лишь предпосылки к ее формированию. История государственного накопительного пенсионного страхования новейшей России начата лишь в 2003 г, причем только в форме инвестирования средств. 

 

      2. Деятельность Пенсионного  фонда в РФ на  современном этапе 

     2.1 Деятельность Пенсионного фонда и его финансовая устойчивость за период 2006-2009 годы 

     В соответствии с федеральным законом  «О внесении изменений в ФЗ «О бюджете  Пенсионного фонда Российской Федерации  на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

     Доходы  Пенсионного фонда России (ПФР) в 2008 году выросли по сравнению с 2007 годом на 40,2 % и составили 2,73 трлн. рублей.

     Суммарный объем расходов в 2008 году составил 2,36 трлн. рублей.

     Суммарные доходы бюджета Фонда в 2009 году прогнозируются в сумме 3,3 трлн. рублей, суммарные  расходы - в сумме 3,0 трлн. рублей, из них на исполнение публичных нормативных  обязательств по выплате пенсий, пособий  и социальных выплат будет направлено 2,9 трлн. рублей.

     В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется  государством, и ее размер устанавливается  законодательно в виде фиксированной  суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда  конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе. (Сведения о численности  пенсионеров и размерах их пенсии представлены в приложении 3).

     Варианты  механизмов достижения сбалансированности распределительной составляющей бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации несбалансированность распределительной составляющей бюджета Пенсионного фонда РФ может проявляться в следующем:

     - превышении расходов на выплату  страховой части трудовой пенсии  над поступлениями страховых  взносов и других закрепленных  источников;

     - несвоевременном и неполном поступлении  средств федерального бюджета  в виде межбюджетных трансфертов  в бюджет Пенсионного фонда  РФ для финансирования базовой части трудовой пенсии и обеспечения расходных обязательств Российской Федерации, не связанных с выплатой страховой части трудовой пенсии. Наиболее остро проблема несбалансированности доходов и расходов по страховой части трудовой пенсии проявляется в результате:

     - ухудшающейся демографической ситуации;

     - снижения эффективного тарифа  страховых взносов на страховую  часть трудовой пенсии по мере  роста средней заработной платы;

     - несимметричной индексации расходной  и доходной частей бюджета  Пенсионного фонда РФ.

     Основные  характеристики бюджета Пенсионного  фонда РФ на 2008 год:

     1) прогнозируемый общий объем доходов  бюджета Фонда в сумме 2 621 075 405,3 тыс. рублей.

     2) общий объем расходов бюджета  Фонда в сумме 2 378 681 283,4 тыс.  рублей

     3) предельный объем профицита бюджета  Фонда в сумме 242 394 121,9 тыс. рублей.

     2. Основные характеристики бюджета  Пенсионного фонда РФ на плановый  период 2009 и 2010 годов:

     1) прогнозируемый общий объем доходов  бюджета Фонда на 2009 год в сумме  2 914 189 485,3 тыс. рублей.

     2) общий объем расходов бюджета  Фонда на 2009 год в сумме 2 481 441 976,7 тыс. рублей.

     3) предельный объем профицита бюджета  Фонда на 2009 год в сумме 432 747 508,6 тыс. рублей.

     Прогноз бюджета Пенсионного фонда РФ на период до 2020 года в рамках системы  обязательного пенсионного страхования  складывается с расчетом текущим  дефицитом, который в 2020 году составит 1458,2 млрд. руб.

     Финансовая  устойчивость ПФР в долгосрочной перспективе во многом будет определяться резервом, предназначенным для финансирования выплаты накопительной части  трудовой пенсии. Учитывая данное обстоятельство, в настоящее время особую актуальность приобретают вопросы эффективности  накопительной составляющей пенсионной системы в связи с обострением  проблемы размещения пенсионных накоплений, заключающейся в возрастающем объеме средств, подлежащих размещению государственной  управляющей компанией в государственные  ценные бумаги.

     Анализ  текущего финансового состояния  исполнения бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации и  актуарный прогноз на долгосрочную перспективу. Показывает резкое углубление негативных тенденций в развитии пенсионной системы, обусловленных, прежде всего, угрозой потери ее самостоятельности (автономности) и финансовой устойчивости в связи с грядущим ухудшением демографической ситуации в стране, снижением ставки ЕСН и несовершенством  отдельных норм действующего пенсионного  законодательства.

     Скорректированы в сторону увеличения основные параметры  бюджета ПФР на 2009 год. Это связано  с ростом базовой части трудовой пенсии в 2009 году (42.8 %, в отличие от запланированных ранее 37,1 %). Страховая  часть трудовой пенсии будет проиндексирована на 26,3 % (вместо 15,6 %). В результате, к  концу 2009 года среднегодовой размер трудовой пенсии по старости, которую  в России получают свыше 30 млн. человек, превысит прожиточный минимум пенсионера на 33% и будет составлять 5 641 руб. Размер социальной пенсии, которую  получают 2,5 млн. россиян, в конце  года достигнет величины прожиточного минимума пенсионера – 4 294 рубля

     На  реализацию дополнительных мероприятий  по повышению пенсий и пособий  ПФР в 2009 году получит дополнительные ассигнования из федерального бюджета: 315,6 млрд. рублей на финансирование увеличения страховой части трудовой пенсии, 12,45 млрд. рублей на выплату базовой  части и 11,52 млрд. рублей на дополнительную индексацию ЕДВ. Общий объем доходов бюджета ПФР в 2009 году составит 3,3 трлн. рублей. Удельный вес средств федерального бюджета в общих дохода ПФР достигнет 62,6 %.

     С 01.08.2008 страховая часть трудовых пенсий увеличена на 8% на основании  постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 548 "Об утверждении  коэффициента индексации с 1 августа 2008 г. страховой части трудовой пенсии. Кроме того, с 01.08.2008 согласно статье 2 Федерального закона от 01.11.2007 № 244-ФЗ "О внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации  в целях повышения уровня материального  обеспечения отдельных категорий  граждан увеличена базовая часть  трудовой пенсии.

     При этом увеличению подлежит страховая  и базовая части трудовой пенсии любого вида (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).

     По  состоянию на 31.07.2008 трудовая пенсия по старости, составляла 3520,71 рублей, из них: базовая часть трудовой пенсии - 1560,00 рублей, страховая часть трудовой пенсии - 1960,71 рублей. С 01.08.2008 размер трудовой пенсии по старости гражданина. Составит 3911,57 рублей, из них: базовая часть  трудовой пенсии - 1794,00 рублей, страховая  часть трудовой пенсии - 2117,57 рублей.

     На  основании Федерального закона от 01.11.2007 № 244-ФЗ увеличению подлежат не только трудовые пенсии, но и пенсии, установленные  отдельным категориям граждан в  соответствии с Федеральным законом  от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (например, вторая пенсия по инвалидности участникам Великой  Отечественной войны), размер которых  определяется в процентном отношении  от размера базовой части трудовой пенсии по старости.

     В условия финансового экономического кризиса была разработана антикризисная  программа.

     Все пособия и социальные выплаты, финансируемые  из федерального бюджета, в 2009году будут  «доиндексированы» с учетом нового прогноза инфляции.

     Обсуждая  программу на заседании правительства, премьер Владимир Путин уточнил  еще раз, что, как и планировалось  ранее, средний размер социальной (минимальной) пенсии в конце года составит 4294 рубля и догонит прожиточный  минимум пенсионера. Средняя трудовая пенсия к концу года вырастет на 23,9%, на 8,7% опережая инфляцию.

     Что касается детских пособий, весь детский  «пакет» был увеличен с 1 января на 8,5%, но принято решение пересчитать  эти выплаты еще раз—с учетом повышения опять же с 1 января на 13%. В частности, единовременное пособие  при рождении ребенка составит 9989,86 руб. (по сравнению с январем 2008 года—увеличение  на 1,3 тыс. руб.). Минимальный порог  ежемесячных пособий работающим мамам по уходу за первым ребенком до 1,5 лет вырастет до 1873,1 руб., за вторым и последующими детьми — до 3746,2 руб. Максимальный размер этого пособия, который зависит от уровня зарплаты, будет равен 7492,4рубля.

     Кроме того, будет пересмотрен размер материнского капитала - он вырастет до 312 тыс. 162 руб., то есть на 12,431 тыс. руб. по сравнению  с нынешним уровнем.

     Государственная Дума утвердила в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений  в Федеральный закон «О бюджете  Пенсионного фонда Российской Федерации  на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

     Скорректированы в сторону увеличения основные параметры  бюджета ПФР на 2009 год. Это связано  с ростом базовой части трудовой пенсии в 2009 году (42.8 %, в отличие от запланированных ранее 37,1 %). Страховая  часть трудовой пенсии будет проиндексирована на 26,3 % (вместо 15,6 %). В результате, к концу 2009 года среднегодовой размер трудовой пенсии по старости, которую в России получают свыше 30 млн. человек, превысит прожиточный минимум пенсионера на 33% и будет составлять 5 641 руб. Размер социальной пенсии, которую получают 2,5 млн. россиян, в конце года достигнет величины прожиточного минимума пенсионера – 4 294 рубля.

Информация о работе Пенсионный фонд, социально-экономическая сущность