Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:22, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что пенсионная система имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью ее является - обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве - где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, венным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели.
1 Введение………………………………………………………………………4
2 Проблемы реформирования пенсионной системы ………………………..6
2.1Основы пенсионной системы…………………………………….………...6
2.2 Структура пенсионного обеспечения……………………………………..8
2.3 Причины реформирования пенсионной системы………………………..11
3 Анализ пенсионного обеспечения…………………………………………..12
3.1 История пенсионного обеспечения……………………………………….12
3.2 Анализ динамики и структуры граждан, получавших пенсии за 2009 – 2010г.г…………………………………………………………………………..13
3.3 Структура доходов и расходов ОПФР по Томской области за 2009 – 2010г.г…………………………………………………………………………..21
3.4. Сведения о размерах и категориях пенсий……………………………...25
4 Пути совершенствования пенсионной системы…………………………...26
5 Заключение…………………………………………………………………...28
Список используемых источников…………………………………………....29
Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (228 месяцев);
К — отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;
Б — фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности, который для лиц, не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, составляет при I группе — 5 124 руб. в месяц, при II группе — 2 562 руб. в месяц; при III группе — 1 281 руб. в месяц.
Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей или супругу указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.
Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца (за исключением трудовой пенсии по случаю потери кормильца детям, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери) каждому нетрудоспособному члену семьи умершего кормильца определяется по формуле:
П = ПК / (Т x К) / КН + Б, где
П — размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
ПК — сумма расчетного пенсионного капитала умершего кормильца, учтенного по состоянию на день его смерти;
Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости (192 месяца в 2010 году);
К — отношение нормативной продолжительности страхового стажа кормильца (в месяцах) по состоянию на день его смерти к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения умершим кормильцем возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;
КН — количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанной пенсии, установленной в связи со смертью этого кормильца по состоянию на день, с которого назначается трудовая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи;
Б — фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца, который составляет 1 281 руб. в месяц.[4]
Таблица 2.1 – Структура пенсионного обеспечения
Виды пенсий | Источник финансирования | Субъект формирования и выплат | ||
Обязательное пенсионное обеспечение и страхование | ||||
Государственная пенсия | Выплачивается:
- государственным служащим - военнослужащим - пострадавшим в техногенных катастрофах - участникам ВОВ - нетрудоспособным гражданам |
Бюджет | Государственные органы | |
Трудовая пенсия (страховой стаж не менее 5 лет) | Страховая часть | Страховые взносы | ПФР | |
Накопительная часть | Страховые взносы и доход от инвестирования | ПФР или негосударственный пенсионный фонд | ||
Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение | ||||
Негосударственная пенсия | Выплачивается работникам предприятий (организаций), гражданам на основании заключенных договоров негосударственного пенсионного обеспечения | Взносы предприятий, граждан и доход от их инвестирования | Негосударственный пенсионный фонд |
2.3 Причины реформирования
пенсионной системы
Пенсионная реформа, проводимая в России, напрямую затрагивает интересы каждого человека. Концепция проводимой реформы пенсионного обеспечения одобрена в 1995г. Постановлением Правительства РФ от 07.08.95 № 790. В этом документе был представлен не только анализ сложившейся пенсионной системы с выплатой пенсий на распределительной основе, но и подчеркивалась необходимость ее реформирования. Причем в первую очередь намечалось изменение пенсионного законодательства в сфере управления и финансирования пенсионной системы. Изменение законодательства должно было также создать условия для развития страховых принципов в пенсионном обеспечении. Цели пенсионной реформы:
- реализация гарантированного
- развитие пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования.
Во избежание проблем пенсионного обеспечения граждан в будущем назрела необходимость реформирования структуры пенсионной системы. Введение накопительного финансирования пенсий, то есть механизма выплаты пенсий за счет прошлых накоплений самого человека, является одним из путей решения проблемы достойного пенсионного обеспечения граждан в будущем. Ввиду важности реформирования пенсионного обеспечения в России, при Президенте РФ образован Национальный совет по пенсионной реформе.
Основными направлениями развития сферы пенсионного обеспечения являются:
- дальнейшее реформирование сложившейся пенсионной системы на распределительной основе;
- выработка правовых норм и основных мероприятий, направленных на введение накопительного финансирования пенсий;
- преобразование системы
3 Анализ пенсионного обеспечения
3.1
История пенсионного
обеспечения
Из общей численности постоянного населения Томской области (1 034 985 человек), численность пенсионеров, получающих пенсии по Федеральным законам «О трудовых пенсиях в РФ», на 01 января 2009 года составила 261 964 человек. Таким образом, каждый четвертый житель Томской области является пенсионером. Каждый третий пенсионер Томской области проживает в сельской местности. Доля пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, составляет 25,8% от общей численности пенсионеров, или 67 754 человек.
Из общего числа получателей пенсий по Томской области на 01 января 2009г. трудовые пенсии получают 90,5%.
Получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению из общего числа 9,5%.
С 01 января 2009г. по 01 января 2010г. численность всех получателей пенсий, проживающих на территории Томской области, увеличилась на 1,1%.
Удельный вес работающих пенсионеров в общей численности пенсионеров на 01 января 2009г. составил 33,4%. Число работающих пенсионеров за 2008 год увеличилось на 8,4%.
По состоянию на 01 января 2009г. количество застрахованных лиц составило 1 023 679 человек. На учете в территориальных Управлениях (Отделах) ПФР Томской области состоит 72 9922 страхователя:
- 56,4% – страхователей-работодателей юридических лиц;
- 43,6% – физических лиц, уплачивающих страховые взносы в виде фиксированного платежа.
Численность федеральных льготников – 76 774 человека.
Численность
получателей ДЕМО – 5 155 человек. [6]
3.2
Анализ динамики и структуры
граждан, получавших
пенсии в 2008 –
2010гг
Таблица 3.2 – Динамика численности пенсионеров по ТО за2008-2010гг
Размер увеличения | |||||
На 01.01.2008 года | На 01.01.2009 года | На 01.01.2010 года | Абсолютный | темп роста(%) | |
Численность пенсионеров всего, (чел.): | 259 066 | 261 964 | 267 057 | 2 898 | 101,1 |
В том числе работающих, (чел.) | 80 865 | 87 632 | 92 559 | 6 767 | 108,4 |
Численность пенсионеров получающих пенсию ниже прожиточного минимума (чел.) | 63 224 | 58 042 | 35 393 | -5 182 | 91,8 |
Численность пенсионеров, получающих пенсию от 1 до 1,5 прожиточных минимумов (чел.) | 148 778 | 133 265 | 53 224 | - 15 513 | 89,6 |
Численность пенсионеров, получающих пенсию от 1,5 до 2-х прожиточных минимумов (чел.) | 38 032 | 56 589 | 107,904 | 18 557 | 148,8 |
Численность пенсионеров получающих пенсию свыше 2-х прожиточных минимумов (чел.) | 9 034 | 14 164 | 70,592 | 5 130 | 156,8 |
Численность пенсионеров на 1.01.2010г. составило 267 057 человек, по сравнению с 1.01.2008 годом увеличилась на 3%.
Численность постоянного населения, проживающего в Томской области на начало 2008г. составила 1 035,0 тыс. человек, а на 2009 года составила 1 038,0 тыс. человек. Из общей численности населения, численность пенсионеров, получающих пенсии по Федеральным законам « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», на 1.01.2010 года составила 267 057 человек, таким образом, каждый четвертый житель Томской области является пенсионером. Каждый третий пенсионер Томской области проживает в сельской местности. Доля пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, составляет 25,7% от общей численности пенсионеров, или 68 619 человек.
Из общего числа получателей пенсий по Томской области на 1.01.2010 года получают трудовые пенсии 241 125 человек или 90,3%.
Получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению из общего числа 25 932 человека или 9,5%.[7]
За период с 01.01.2008 года по 01.01.2010 (1.01.2009 – 1.01.2010) года численность всех получателей пенсий увеличилась на 7 991 человека или 3%.
Рисунок 3.1 – Структура численности получателей пенсий по ТО на 01.01.2009 года
Доля пенсионеров по старости в общей численности получателей трудовых пенсий на 01.01.2009 - 1.01.2010 года составила 92,2% или 222 418 человек, получающих пенсий по инвалидности на 01.01.2009 - 1.01.2010гг. составляет 5,1%. Доля получателей пенсий по случаю потери кормильца в 01.01.2009 - 1.01.2010г.г уменьшилась с 3,1% до 2,7%.
Численность получателей трудовых пенсий с 01.01.2009 по 1.01.2010 года увеличилась на 1,7%. Увеличение численности получателей трудовых пенсий на 1.01.2010 произошло за счет увеличения получателей пенсий по старости на 5,4%, по сравнению с периодом на 01.01.2009 год произошло уменьшение числа получателей трудовых пенсий, за счет уменьшения получателей пенсий по случаю потери кормильца с 01.01.2009 (1.01.2010) 43,3% (12,3%). Резкое уменьшение числа получателей пенсий по случаю потери кормильца связанно с реализацией с 01.01.2008 года ФЗ РФ от 09.04.2007 № 43-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в РФ»» Данный закон предусматривает возможность установления социальных пенсий по случаю потери кормильца учащимся детям старше 18 лет. Соответственно число получателей социальных пенсий резко увеличилось.