Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:22, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что пенсионная система имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью ее является - обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве - где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, венным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели.
1 Введение………………………………………………………………………4
2 Проблемы реформирования пенсионной системы ………………………..6
2.1Основы пенсионной системы…………………………………….………...6
2.2 Структура пенсионного обеспечения……………………………………..8
2.3 Причины реформирования пенсионной системы………………………..11
3 Анализ пенсионного обеспечения…………………………………………..12
3.1 История пенсионного обеспечения……………………………………….12
3.2 Анализ динамики и структуры граждан, получавших пенсии за 2009 – 2010г.г…………………………………………………………………………..13
3.3 Структура доходов и расходов ОПФР по Томской области за 2009 – 2010г.г…………………………………………………………………………..21
3.4. Сведения о размерах и категориях пенсий……………………………...25
4 Пути совершенствования пенсионной системы…………………………...26
5 Заключение…………………………………………………………………...28
Список используемых источников…………………………………………....29
Численность получателей пенсий по инвалидности на 01.01.2009 года уменьшилась на 5,52% , а на 1.01.2010 год уменьшилась на 34,5%.
Рисунок 3.3 – Структура численности получателей трудовых пенсий по ТО на 01.01.2009 год
Рисунок 3.4 – Структура численности получателей трудовых пенсий по ТО на 01.01.2010 года
Наибольший удельный вес среди пенсионеров, получающих пенсии по государственному пенсионному обеспечению, составляют пенсионеры – получатели социальных пенсий с 01.01.2009г. по 1.01.2010 г. 95,1% -195,1% или 23664 - 24 657 человек, пенсионеров пострадавших вследствие радиационных и техногенных катастроф и членов их семей на 01.01.2009 года 1,5% .
Численность получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению за период с 01.01. 2009 по 1.01.2010 года увеличилась на 4,2% . Увеличение численности пенсионеров произошло за счет получателей социальных пенсий на 01.01.2009, 26,14% или 993 (4 904) человека, получателей пенсий пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф и членов их семей на 01.01.2009 год на 3,7% или 22 человека, пенсионеров федеральных государственных гражданских служащих на 01.01.2009 года на 19,3% или 17 человек. Численность пенсионеров военнослужащих и членов их семей уменьшилась на 01.01.2009 года 7,09% или 29 человек.
Рисунок 3.6 – Сравнение численности получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению в ТО за 2009 и 2010 года.
3.3 Анализ доходов и расходов ОПФР по Томской области за 2009– 2010г.г.
Денежные доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату наемных работников, социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии, страховые возмещения и прочие выплаты), доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы. Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц) рассчитаны путем делением годового объема денежных доходов на 12 и на среднегодовую численность населения.
В 2010 г. величина среднедушевых денежных доходов населения составила 8041 руб. и увеличилась на 24.2% по сравнению с 2009 годом.
Реальные денежные доходы в 2010 г. по сравнению с 2009 г., увеличились на 10.3%. Показатель реальных доходов рассчитан путем деления индекса номинального размера денежных доходов населения на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.
Средняя начисленная заработная плата в 2010 г. составила 9609.9 руб. и по сравнению с предыдущим годом возросла на 20.5%.
Заработная плата в реальном выражении за указанный период времени выросла на 7.3%. Средний размер назначенных месячных пенсий был равен 2781.6 руб. и увеличился по сравнению с 2009 г. на 25.4%. В реальном выражении он возрос на 12.9%. В России к пенсионерам относятся лица, реализовавшие право на получение пенсии в соответствии с законодательством РФ и межгосударственными соглашениями, и постоянно проживающие в РФ. За указанный период времени численность пенсионеров выросла на 1,4% и составила 246,6 тыс. человек.
В 2010 г. на одного пенсионера приходилось 1,89 занятых в экономике. По сравнению с предыдущим годом этот показатель уменьшился на 2.1%, что свидетельствует об увеличении нагрузки на трудоспособное население.
Таблица 3.4 - Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения Томской области
2009год | 2010 год | Темп прироста за год, % | |
Денежные доходы (в среднем на душу населения), руб. в месяц | 8041 | 6473 | 24,2 |
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника, руб. | 9609,9 | 7972,2 | 20,5 |
Средний размер назначенных месячных пенсий, руб. | 2781,6 | 2218,1 | 25,4 |
Рисунок – Сравнение основных показателей, характеризующих уровень жизни населения Томской области
Денежные расходы населения включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и разнообразные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные и кооперативные организации, проценты за кредиты и др.), расходы на приобретение недвижимости и прирост финансовых активов.
За указанный период средний размер расходов на покупку товаров и оплату услуг составил 5503 рублей в месяц, что на 27.4% больше, чем за предыдущий год.
В структуре использования денежных расходов населения 68.4% составляет покупка товаров и оплата услуг, 9.4% - обязательные платежи и разнообразные взносы, 1.6% - приобретение недвижимости и 20.6% - прирост финансовых активов. По сравнению с предыдущим годом структура использования денежных доходов изменилась следующим образом. Доля расходов на покупку товаров и оплату услуг выросла на 1.7 процентных пункта; обязательных платежей и взносов - выросла на 0.7 процентных пункта; расходов на приобретение недвижимости - выросла на 0.2 процентных пункта; прироста финансовых активов - снизилась на 2.6 процентных пункта.
Структура
потребительских расходов населения
была следующей: 33.1% составляет покупка
продуктов питания, 42.3% - приобретение
непродовольственных товаров, 1.9% - покупка
алкогольных напитков и 22.7% - оплата услуг.
Таблица 3.5 - Структура использования денежных расходов населения в Томской области
2010 год | 2009 год | |
Покупка товаров и оплата услуг | 68,4 | 66,7 |
Обязательные платежи и разнообразные взносы | 9,4 | 8,7 |
Приобретение недвижимости | 1,6 | 1,4 |
Прирост финансовых активов | 20,6 | 23,2 |
Социально-экономическая дифференциация населения региона характеризуется следующими данными. На долю 20% наиболее обеспеченного населения приходилось 44.6% общего объема денежных доходов (в 2004 г. - 44.2%), а на долю 20% наименее обеспеченного населения - 6%. Степень социального расслоения характеризуется коэффициентом фондов (коэффициентом дифференциации доходов). В 2010 году этот показатель был равен 12.6. По сравнению с предыдущим годом его значение увеличилось на 4.1%. Это говорит о росте социально-экономического неравенства населения.
Неравномерность
распределения доходов в
Итак, в 2010 г. на одного пенсионера приходилось 1,89 занятых в экономике. По сравнению с предыдущим годом этот показатель уменьшился на 2.1%, что свидетельствует об увеличении нагрузки на трудоспособное население.
Степень социального расслоения характеризуется коэффициентом фондов. В 2010 году этот показатель был равен 12.6. По сравнению с предыдущим годом его значение увеличилось на 4.1%. Это говорит о росте социально-экономического неравенства населения.
Таблица 3.6 – Структура доходов ОПФР по Томской области за 2008 - 2009 год
2009 год | 2010 год | |
Страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии | 7 262,6 млн. руб. | 7 249,5 млн. руб. |
Страховые взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии | 1 846,8 млн. руб. | 1 997, 5 млн. руб. |
Фиксированный платеж | 77,0 млн. руб. | 151,65 млн. руб. |
Недоимка, пени и штрафы | 5,0 млн. руб. | 0,31 млн. руб. |
Единый минимальный налог | 30,7 млн. руб. | 36,7 млн. руб. |
Страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии с 2009 по 2010 уменьшилась на 13,1 млн. руб., а на выплату накопительной части трудовой пенсии увеличилась на 150,7 млн. руб.
По недоимкам, пеням и штрафам с 2009 по 2010 уменьшилось на 4,69 млн. руб.
Таблица 3.7 – Обеспеченность расходов на выплату страховой части трудовой пенсии собственными поступлениями страховых взносов по ТО за 2009 – 2010 годы.(млн. руб.)
Кассовые расходы
на выплату страховой части |
Поступление страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии | Обеспеченность, % | |
2008 | 7 651,5 | 7 359,9 | 96,2 |
2009 | 10 667,2 | 7 406,5 | 69,4 |
Обеспеченность расходов на выплату страховой части трудовой пенсии собственными поступлениями страховых взносов по Томской области с 2009 по 2010 год уменьшилась на 26,8%, это говорит о том, что кассовые расходы на выплату трудовой пенсии увеличились по отношению к поступившим страховым взносам.
Итак,
можно сказать, что существует несбалансированность
доходов и расходов ОПФ.
3.4
Сведения о размерах
и категориях пенсий.
Пенсионный фонд РФ осуществил следующие мероприятия по улучшению уровня пенсионного обеспечения граждан.
В результате мероприятий средний размер назначенных пенсий с 01.01.2009 по 01.01.2010 года увеличился с 23,91% до 55,78% и на 01.01.2010 год составил 7 785,31 руб.
По итогам 2010г. среднемесячная заработная плата работников по полному кругу организаций области сложилась в размере 6828,0 рублей и увеличилась на 26,7% по отношению к 2009 г. Опережающий темп роста начисленной заработной платы по отношению к сводному индексу потребительских цен обеспечил увеличение реальной заработной платы за этот период на 9,3 процента.
Помесячная динамика заработной платы в 2009г. свидетельствует о равномерном, в основном, росте как номинальной, так и реальной заработной платы.
Наращивание объемов производства в 2003г. способствовало росту номинальной и реальной заработной платы в целом по промышленности. Так, среднемесячная заработная плата по сравнению с 2008г. возросла на 28,4% и составила 7919,5 руб., при этом рост реальной заработной платы составил 110,8%.
Самый высокий уровень среднемесячной заработной платы отмечается у работников нефтедобывающей (24799,6 руб.) и газовой (20446,4 руб.) промышленности и это оказывает существенное влияние на размер среднеобластной заработной платы. Относительно высокие темпы роста наблюдались в машиностроении (140,2%), мукомольно-крупяной (142,3%), медицинской (134,1%) промышленности.
С целью повышения заработной платы работников бюджетной сферы области был принят ряд законодательных актов Томской области, которыми были введены: