Планирование и использование прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 13:05, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: дать количественную оценку причин, вызывающих изменение прибыли, налоговых платежей из прибыли, выявить тенденции и пропорции, сложившиеся, в распределении прибыли, а также выявить влияние использования прибыли на финансовое положение предприятия. Оптимизация распределения прибыли, т.е. проводимая на предприятии финансовая политика распределения прибыли должна обеспечить рост оборота, увеличение собственного капитала, достижение оптимальной структуры капитала.
Основная задача анализа распределения и использования прибыли состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся, в распределении прибыли за отчетный год по сравнению с прошлым годом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ …………………………………………………………………………...5
1.1 Сущность и понятие прибыли как экономической категории, ее виды и функции…………………………………………………………………...…5
1.2 Распределение и использование прибыли…………………………...……10
1.3. Методы планирования прибыли………………………………………......15
2. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «Торговый дом ЦУМ»…………....................................20
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия……...…...…...20
2.2 Анализ финансовых показателей деятельности…………………............23
2.3 Анализ финансовых результатов предприятия…………....………….….30
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ В ОАО «Торговый дом ЦУМ»
3.1 Резервы роста прибыли………………………..............................................34
3.2 Предложения по повышению прибыли на предприятии…………….…...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ.doc

— 287.50 Кб (Скачать документ)

      Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Кубанский государственный  университет»

             Кафедра экономического анализа,  статистики и финансов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            КУРСОВАЯ РАБОТА

        ПЛАНИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ

                  (на примере ОАО «Торговый дом ЦУМ»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила                                                       Опарина Мария Андреевна

Факультет                                                                                         экономический

специальность                                                    08.01.05 — «Финансы и кредит»                                                                                        Научный руководитель                                      доцент, к.э.н.        А.Р.Базилевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Краснодар 2012

                                              СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ПЛАНИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ПРИБЫЛИ …………………………………………………………………………...5

1.1 Сущность и понятие  прибыли как экономической категории, ее виды и функции…………………………………………………………………...…5

1.2 Распределение и использование прибыли…………………………...……10

1.3. Методы планирования  прибыли………………………………………......15

2. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «Торговый дом ЦУМ»…………....................................20

2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия……...…...…...20

 2.2 Анализ  финансовых показателей деятельности…………………............23

 2.3 Анализ финансовых результатов предприятия…………....………….….30

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ В ОАО «Торговый дом ЦУМ»

3.1 Резервы роста прибыли………………………..............................................34

3.2 Предложения по повышению прибыли на предприятии…………….…...36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..41

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Рыночная экономика  определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого состояния финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка. Каждое предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельным планируемым показателем в числе других стала прибыль. В условиях рыночной экономики основой экономического развития является прибыль, как важнейший показатель эффективности работы предприятия, источник его жизнедеятельности.

Однако, нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось исключительно в сфере интересов  только предприятия. Не в меньшей  мере в этом заинтересованы государство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры и другие держатели ценных бумаг. Формирование механизма жесткой конкуренции, непостоянность рыночной ситуации, ставит перед предприятием необходимость эффективного использования имеющихся  в его распоряжении внутренних ресурсов, с одной стороны, а с другой, своевременно реагировать на изменяющиеся внешние условия, к которым относятся: финансово-кредитная система, налоговая политика государства, механизм ценообразования, конъюнктура рынка, взаимоотношения с поставщиками и потребителями. Вследствие перечисленных причин меняются и направления аналитической деятельности. Чтобы обеспечить высокую экономическую эффективность производства, нужна государственная экономическая политика, которая содействовала бы формированию среды, благоприятной для хозяйственной деятельности и ориентировало предприятие на максимальное получение прибыли (доходов). Так как, именно государство определяет успешное функционирование предприятия, то проблемы прибыли и рентабельности в настоящее время очень актуальны.

 Цель курсовой работы: дать количественную оценку причин, вызывающих  изменение прибыли, налоговых платежей из прибыли,  выявить тенденции и пропорции, сложившиеся, в распределении  прибыли, а также выявить влияние  использования прибыли на финансовое положение предприятия. Оптимизация распределения прибыли, т.е. проводимая на предприятии финансовая политика распределения прибыли должна обеспечить рост оборота, увеличение собственного капитала, достижение оптимальной структуры капитала.

Основная задача анализа  распределения и использования  прибыли состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся, в распределении прибыли за отчетный год  по сравнению с   прошлым  годом. По  результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию. Информационной базой в данной работе является:  статистический материал за 2008-2010г., постановления и законодательные акты правительства РФ, работы отечественных и зарубежных экономистов, занимающихся вопросами управления эффективностью производства и прибыли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ПЛАНИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ

    1.1 Сущность  и понятие прибыли как экономической  категории

Как экономическая категория прибыль характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

В учебниках и научных  статьях категория "прибыль" неразрывно связывается с категорией дохода, капитала, процента, воздержания, ожидания и многими другими. В практическом же плане прибыль не представляет никакого секрета и во всех странах с рыночной экономикой ее количественная величина определяется как разница между общей выручкой от реализации товаров и услуг и совокупными издержками. В теоретическом плане мы снова вынуждены рассмотреть два подхода к оценке экономической природы прибыли.

К. Маркс в "Капитале" определил прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости. Последняя по Марксу представляет собой неоплаченный прибавочный труд наемного рабочего, занятого в сфере материального производства. Рабочий своим трудом создает стоимость большую, чем стоит его рабочая сила. Эта разница привлекает капиталиста и ради нее он развивает свою бурную деятельность. На поверхности буржуазного общества присвоение чужого труда затушевывается и прибыль выступает как порождение движения всего авансированного капитала, как результат издержек производства. Таким образом, в марксистской трактовке прибыль есть результат эксплуатации наемного труда капиталом и отношение "капиталист - наемный рабочий" составляет основное отношение капиталистического общества.

С такой трактовкой прибыли  Маркса согласиться невозможно по ряду причин. Если под эксплуатацией понимать присвоение продукта неоплаченного  труда и атрибут капитализма, то капитализм охватывает всю историю  человеческой цивилизации. Важно видеть не только сам факт отчуждения продукта неоплаченного труда, но и то, в чьих интересах используется отчужденный продукт.

Современная экономическая  мысль рассматривает прибыль  как доход от использования всех факторов производства, т.е. труда, земли  и капитала. Но и в таком понимании нет единства и четкости. В одних случаях прибыль рассматривается как плата за услуги предпринимательской деятельности, в других - как плата за новаторство и талант в управлении фирмой, в третьих - как плата за риск и т.д. Все эти определения расплывчаты и скорее выражают вознаграждение предпринимателю за его умение соединять факторы производства и эффективно их использовать. Однако доход в виде процента и ренты получают и те люди, которые передают право распоряжения своим капиталом в той или иной форме другим лицам и сами в экономической деятельности не участвуют. Речь идет о нетрудовых доходах, получаемых законным путем.

За каждым фактором производства стоят конкретные люди и группы людей. За трудом - наемные рабочие, за капиталом - его владельцы, за землей - его собственники. И если мы признаем, что всякое экономическое благо есть результат взаимодействия факторов производства, то обязаны признать и то, что все группы населения, стоящие за этими факторами участвуют своим трудом в создании благ и новой стоимости. Разница лишь в том, что одни участвуют сегодняшним живым трудом, а другие прошлым, воплощенным в материальных элементах производства. Это их накопленный овеществленный труд. Он может быть результатом трудовых усилий целого ряда поколений. Всякое экономическое благо есть в конечном счете продукт труда всего общества. И эффект его усилий принимает форму доходов (прибыли) на всех уровнях хозяйственной деятельности.

Таким образом, прибыль  как экономическая категория  отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе хозяйственной и коммерческой деятельности.

Рассматривая прибыль  как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели прибыли. Емким информативным показателем является балансовая прибыль. Ее название говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.).

Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом.

Во всех странах с  рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения.

В результате на предприятии, как это принято называть в теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль и налога на превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с нормируемой.

Из чистой прибыли  предприятие выплачивает дивиденды  и различные социальные налоги, и  образуют фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами.

Выявление факторов, влияющих на прибыль, подразумевает под собой  изучение экономических условий её формирования. Экономические условия могу быть как внутренними, так и внешними. Под их действием изменяется абсолютная величина и относительный уровень прибыли. К внешним условиям можно отнести такие как: инфляция, изменения в законодательствах и нормативных документах в области ценообразования, кредитования, налогообложения предприятий, оплаты труда работников и др. К внутренним условиям, влияющим на величину прибыли, к примеру, можно отнести количество работников на предприятии, сокращая количество которых, можно тем самым увеличивать или уменьшать затраты на заработную плату, что в свою очередь может повлиять на величину валовой прибыли и соответственно на величину чистой прибыли.

Внепроизводственные факторы связаны в основном с коммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видами деятельности предприятия, а производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли - это средства труда, предметы труда и сам труд.

Прибыль как важнейшая  категория рыночных отношений выполняет  определенные функции. Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли в качестве единственного показателя оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли и ее динамику воздействуют как зависящие от усилий предприятия факторы, так и не зависящие от них. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования. Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость расходов и ресурсов, используемых в производстве.

Информация о работе Планирование и использование прибыли