Планирование и прогнозирование прибыли в рыночной экономике

Автор работы: Катя Носова, 28 Июля 2010 в 11:57, курсовая работа

Описание

Одним из основных показателей финансовых результатов деятельности предприятия является прибыль. Реализуя свою продукцию, соизмеряя полученную выручку и с затратами на производство и реализацию продукции, предприятие получает прибыль, которая характеризует степень соответствия индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции, лежащих в основе цен.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....
1. Экономическая сущность прибыли. Прогнозирование и планирование прибыли…………………………………………………………………………….
1.1. Прибыль предприятия: понятие, виды и функции……………………
1.2. Прогнозирование и планирование прибыли. Методы планирования прибыли……………………………………………………………………….
2. Планирование прибыли на швейном предприятии ОАО «Янта»……..............
2.1. Экономико-организационная структура предприятия……………….
2.2. Факторы, влияющие на прибыль предприятия………………….........
2.3. Планирование прибыли предприятия …………………………….......
2.4. Резервы увеличения прибыли швейного предприятия ОАО
«Янта»…………………………………………………………………………
Заключение……….…………………………………………………………………..
Список использованной литературы ……………………………………………….
Приложения…………………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ НА УРА 1.doc

— 372.00 Кб (Скачать документ)

    Виды  прибыли.

    -валовая  прибыль:

    Пв.=Пр.п.+Пр.о.ф.+П.в.о.

  1. прибыль от реализации продукции

    2) прибыль от реализации основных  фондов 

    3)прибыль  от внереализационных операций

    -прибыль от реализации продукции (определяется как разница между выручкой от реализации продуктов (без налога на добавленную стоимость

    и акцизов) и издержками на производство и реализацию продукции)

    Пр.=В-(НДС+А+И)

    прибыль от реализации основных фондов и другого имущества ( определяется как разница между продажной ценой и первоначальной стоимостью этих фондов, увеличенной на индекс инфляции.)

    прибыль от внереализационных операций (прибыль, которая получается в результате долевого участия в деятельности других предприятий; от сдачи имущества  в аренду; доходы от ценных бумаг и другие операции.)

    - чистая прибыль (образуется после уплаты из валовой прибыли налогов и других обязательных платежей (отчислений в фонд социальной занятости, фонд социального страхования), и остается в полном распоряжении предпринимателя. Она расходуется в АО на поощрение работников, для инвестиций в производство и социальную сферу, для получения акционерами дивидендов и др.)

      Бухгалтерская прибыль - разность между полученной выручкой и бухгалтерскими издержками (явными). Ее величина тождественна балансовой прибыли [14, c.278].

      Источниками экономической прибыли является реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции, инновационная  деятельность, монопольная ситуация, не страхуемые риски (изменение рыночной конъюнктуры, налогового законодательства, риск, связанный с освоением новых товарных территориальных рынков, риек, обусловленный наличием инфляционных процессов в национальной экономике).

      Источниками бухгалтерской прибыли являются реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции.

      Прибыль на предприятии рассматривается  не только как основная цель, но и  как главное условие его деловой  активности. Оценивая уровень или  изменение деловой активности, проводят различия между понятиями ожидаемой  прибыли (которая может быть получена в будущем в результате хозяйствования) и фактически полученной.

      С учетом этого различают следующие  функции прибыли [5, c.578]:

      • инвестиционная - поскольку ожидаемая  прибыль является основой принятия инвестиционных решений;

      •  результативная - фактически полученная прибыль оценивает эффективность деятельности предприятия;

      •  финансирующая - часть полученной или  ожидаемой прибыли определяется в качестве источника самофинансирования предприятия;

      •  стимулирующая - часть ожидаемой или полученной прибыли может быть использована в качестве источника материального вознаграждения работников предприятия и выплат дивидендов владельцам капитала.

 

1.2. Прогнозирование и планирование прибыли.

Методы  планирования прибыли

     Прогнозирование прибыли хозяйственной организации относится к наиболее сложным и недостаточно изученным проблемам финансового планирования.

     Прибыль выступает как результат производственной и финансовой деятельности и одновременно как основной финансовый ресурс хозяйственной организации, необходимый для ее самофинансирования; рентных, процентных и дивидендных выплат; формирования резервов. Обоснованность прогнозирования прибыли имеет существенное значение для формирования доходов бюджетной системы, прежде всего для региональных и местных бюджетов, куда поступает большая часть налога на прибыль.

     На  величину прибыли воздействует множество разнонаправленных факторов, что затрудняет прогнозирование прибыли на основе наблюдения за ее динамикой в прошлые периоды.

   На  практике возможно применение различных методик прогнозирования (планирования) прибыли, которые можно классифицировать по трем группам:

  1. Традиционные методы.
  2. Методы маржинального анализа.
  3. Экономико-математические методы.

   К традиционным обычно относят методы:

  1. Прямого ассортиментного расчета.
  2. Укрупненный (по плановому объему товарной продукции и изменению остатков нереализованной продукции).
  3. Совмещенного расчета.

   Для применения традиционных методов необходима значительная исходная информация, не доступная на начальной стадии прогнозирования. Эти методы были продуктивны в условиях директивного планирования, но мало пригодны в рыночной экономике.

   Методы  маржинального анализа включают:

  1. Расчет точки безубыточности и моделирование прибыли по соотношению «затраты-выпуск-прибыль» (costs-volume-profit).
  2. Планирование прибыли на основе эффекта операционного и финансового левериджа (рычага).
  3. Планирование прибыли на основе предельных (дополнительных) издержек и предельного дохода.

   Применение  этих методов соответствует современной системе финансового контроля, учета издержек и формирования прибыли (директ-костинг) и носит весьма продуктивный характер. Однако оно ограничено пределами релевантного диапазона и рядом условий, в числе которых:

  1. Устойчивый характер переменных расходов к выручке от продаж.
  2. Неизменность постоянных расходов.
  3. Постоянство структуры продаж по видам (группам) продукции.

   Эти условия достаточно трудно соблюсти в конкретной хозяйственной практике. Возможности применения операционного  левериджа как инструмента планирования прибыли от продаж подробно изложены в статье Крейниной М. Н. (журнал «Финансовый менеджмент», № 1 за 2002 год).

   Применение  математических методов оправдано  лишь на основе достоверных экономических  моделей, учитывающих реальные факторы  в прогнозируемом периоде. Очевидно, необходим синтез имеющихся методик, раскрывающий различные факторы, воздействующие на прогнозируемую прибыль. Этот синтез может быть представлен как факторная модель прогнозирования прибыли от продаж, которая имеет следующий вид:

PSp = PSb ±  DS ± DN ± DVC ± DFC ± DP, где:

PSp —  прогнозируемая прибыль;

PSb —  прибыль базисного периода;

DS —  влияние изменения объема продаж;

DN —  влияние структурного (ассортиментного)  сдвига в объеме продаж;

DVC —  влияние изменения переменных  расходов;

DFC —  влияние изменения постоянных  расходов;

DP —  влияние изменения продажных  цен на продукцию организации.

   Факторная модель обладает следующими преимуществами:

  1. Она может быть использована при сравнительно малой информационной базе.
  2. Она позволяет определить факторы, влияющие на изменение прибыли, и соответствующим образом на них воздействовать.
  3. На ее основе можно проверить достоверность расчета прибыли другими методами.

      Прибыль является основным фактором экономического и социального развития не только для предприятия, но и для экономики страны в целом. Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет очень большое значение.

      Прибыль планируется раздельно по видам, а именно:

      ·        прибыль от продажи продукции и товаров;

      ·        прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;

      ·        прибыль от реализации основных средств;

      ·        прибыль от реализации другого имущества и имущественных прав;

      ·        прибыль от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т.д.;

      ·        прибыль (убыток) от внереализационных операций.

      Основными методами планирования прибыли являются:

·         метод прямого счета;

·         аналитический метод;

·         метод совмещенного расчета.

      Метод прямого счета

      Данный  метод наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле (1):

      П = (О × Ц) - (О × С),                  (1)

 где О — объем выпуска продукции  в планируемом периоде в натуральном  выражении;

   Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

   С — полная себестоимость единицы  продукции.

      Прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода (2):

      Птп = Цтп - Стп,                      (2)

где Цтп — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

   Стп — полная себестоимость товарной продукции планируемого периода.

      Следует отличать плановый размер прибыли в  расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой  продукции. Прибыль на реализуемую  продукцию (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле (3):

      Прп = Врп - Срп,              (3)

 где Врп — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

   Срп — полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

      Более детально прибыль от объема реализуемой  продукции в плановом периоде определяется по формуле (4):

      Прп = Пон + Птп - Пок,                   (4)

 где Пон — сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода;

   Птп — прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде;

   Пок — прибыль от остатков нереализованной продукции в конце планового периода.

      Данная  методика расчета применима для  укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции  в ценах и по себестоимости.

      Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.

      Аналитический метод

      Этот  метод применяется при большом  ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому  методу, так как он позволяет выявить  влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом включает три последовательных этапа:

Информация о работе Планирование и прогнозирование прибыли в рыночной экономике