Планирование и прогнозирование прибыли в рыночной экономике

Автор работы: Катя Носова, 28 Июля 2010 в 11:57, курсовая работа

Описание

Одним из основных показателей финансовых результатов деятельности предприятия является прибыль. Реализуя свою продукцию, соизмеряя полученную выручку и с затратами на производство и реализацию продукции, предприятие получает прибыль, которая характеризует степень соответствия индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции, лежащих в основе цен.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....
1. Экономическая сущность прибыли. Прогнозирование и планирование прибыли…………………………………………………………………………….
1.1. Прибыль предприятия: понятие, виды и функции……………………
1.2. Прогнозирование и планирование прибыли. Методы планирования прибыли……………………………………………………………………….
2. Планирование прибыли на швейном предприятии ОАО «Янта»……..............
2.1. Экономико-организационная структура предприятия……………….
2.2. Факторы, влияющие на прибыль предприятия………………….........
2.3. Планирование прибыли предприятия …………………………….......
2.4. Резервы увеличения прибыли швейного предприятия ОАО
«Янта»…………………………………………………………………………
Заключение……….…………………………………………………………………..
Список использованной литературы ……………………………………………….
Приложения…………………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ НА УРА 1.doc

— 372.00 Кб (Скачать документ)
 

      Аналитический метод планирования прибыли базируется на основе показателя затрат на 1 руб. товарной продукции, а также процента базовой  рентабельности.

      В первом случае расчет производится по формуле:

            Т х (100 – З)

      П = ------------------,

                 100

      где П – прибыль от выпуска товарной продукции;

      Т – товарная продукция;

      З – затраты на 1 руб. товарной продукции.

      Для определения прибыли от реализации полученный результат корректируется на изменение прибыли в переходящих остатках готовой продукции.

      Посредством показателя базовой рентабельности определяется прибыль только по сравнимой товарной продукции. При этом рассчитывается влияние на прибыль следующих факторов: объема производства, себестоимости продукции, ее ассортимента, качества и цен.

      На  примере швейного предприятия ОАО «Янта» рассчитаем прибыль аналитическим методом.

      Пусть базовая рентабельность составит 10%. Полная себестоимость сравнимой  товарной продукции на плановый год составит 38000 тыс. руб. Снижение себестоимости должно составить 5%. Тогда сравнимая товарная продукция планового года по полной себестоимости отчетного года составит:

      38000 х 100

      ---------------- = 40000 тыс. руб.

           100 – 5

      При базовой рентабельности 10% сумма прибыли за счет роста товарной продукции составит:

      40000 х 10

      -------------- = 4000 тыс. руб.

            100

      Затем определяется влияние снижения себестоимости  продукции на прирост прибыли. Она  представляет собой разницу между  себестоимостью сравнимой товарной продукции в ценах отчетного и планового года. Прирост прибыли равен:

                                            40000 х 5

      40000 – 38000 = 2000 тыс. руб., или  ------------- = 2000 тыс. руб.

                                                 100

      Также на изменение прибыли влияет изменение  ассортимента выпускаемой продукции. Необходимо рассчитать средний уровень рентабельности при структуре выпуска продукции отчетного года. Разница показывает отклонение рентабельности из-за сдвигов в ассортименте. Расчет производится следующим образом (табл. 2.7)

      Таблица  2.7    Расчет прибыли аналитическим методом

Продукция Средняя рентабельность при структуре ассортимента отчетного года, % Средняя рентабельность при структуре ассортимента планового года, %
удельный  вес в выпуске отчетного года рентабельность  планового года коэффициент рентабельности (гр.2хгр.3):100 удельный вес  в выпуске планового года рентабельность  планового года коэффициент рентабельности (гр.5хгр.6):100
1 2 3 4 5 6 7
Шорты

Брюки

60

40

12

8

7,2

3,2

70

30

12

8

8,4

2,4

Итого     10,4     10,8
 

      Увеличение  рентабельности в результате сдвигов в ассортименте продукции составит 0,4% (10,8 – 10,4), а сумма прироста прибыли под воздействием данного фактора составит:

      38000 х 0,4

      -------------- = 152 тыс. руб.

             100

      Прибыль за счет изменения цен определяется путем умножения процента их изменения на объем товарной продукции. Например в планируемом году швейная фабрика планирует увеличить цены на свою продукцию, с учетом доведенного роста индекса потребительских цен ежемесячно на 0,6%, - 5%, а планируемый выпуск товарной продукции составит – 4000 млн. руб., значит увеличение прибыли за счет роста цен составит:

      4000 х 5

      ----------- = 200 млн. руб.

           100

     2.4. Резервы увеличения прибыли швейного предприятия ОАО

  «Янта»

      Резервы увеличения прибыли предприятия  следует определять по каждому вид продукции. В целом, основными источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости повышение качества продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рис. 2) [5, c.184]

      

      

 

      

      

      

 
 

Рис. 2 Источники резервов повышения суммы прибыли

      Рассмотрим  возможные резервы увеличения прибыли  швейного предприятия ОАО «Янта».

      На  анализируемом предприятии проводится техническое перевооружение, в результате которого планируется повысить выпуск продукции на 2,5 тыс. единиц. Затем благодаря перевооружению будет произведен пересмотр норм времени, в результате чего планируется повысить объем продукции на 3,1 тыс. единиц.

      Табл. 2.8 Резервы увеличения прибыли за счет увеличения объема продукции

Мероприятие Резерв увеличения объема продукции, тыс. ед. Фактическая сумма  прибыли на ед. продукции, тыс. руб. Резерв увеличения прибыли, млн. руб.
Перевооружение  и модернизация оборудования 2,5 9,0 22,5
Пересмотр норм времени 3,1 9,0 27,9
Итого 5,6 9,0 50,4
 

      Увеличение  объема продукции на 5,6 тыс. единиц позволит предприятию получить прибыль в  размере  50,4 млн. руб. (табл. 2.8.) [14, c.185].

      Снижению  себестоимости продукции могут  способствовать различные факторы:

      - снижение норм расхода сырья  на изготовление продукции,

      - изменение технологии раскроя  изделий, что позволяет снизить  количество затрачиваемого материала,

      - рациональное использование топливно-энергетических  ресурсов.

      Данные  факторы позволят снизить себестоимость  продукции на 6,9 и 4,9 млн. руб. В результате резерв увеличения прибыли составит 11,8 млн. руб.

      Существенным  резервом увеличения прибыли предприятия  является повышение качества продукции. Так, на предприятии, в результате проводимых мероприятий, изменения технологий изготовления изделий, возможно повысить качество женских жакетов в полоску. Это дает возможность повысить цену жакетов на 2,0 тыс. руб. В результате планируемое повышение качества даст резерв прибыли в размере:

      Резерв  прибыли = 2,0*12,0 тыс. ед. = 24 млн. руб.

      Обобщение резервов увеличения прибыли приведено в табл. 2.9.

      Табл. 2.9 Обобщение резервов увеличения прибыли на предприятии

Резерв  Всего, млн. руб.
Увеличение  объема продукции за счет технического перевооружения и модернизации 22,5
Увеличение  объема продукции за счет пересмотра норма времени 27,9
Снижение  себестоимости изделий за счет снижения расходов сырья и материалов 6,9
Снижение  себестоимости за счет экономиии  топливно-энергетического сырья 4,9
Повышение качества продукции 24,0
Итого 86,2
 

      Таким образом, на предприятии имеется  возможность получить дополнительную прибыль в размере 86,2 млн. руб.

      Основными источниками резервов повышения  рентабельности продукции являются увеличение суммы прибыли и снижение себестоимости продукции. На основе рассчитанных данных резервов повышения прибыли можно определить возможный резерв повышения рентабельности.

      Резерв  рентабельности = (887 + 86,2) / (4270-11,8) – 20,7% = 22,8 – 20,7 = 2,1%.

      Таким образом, резерв повышения рентабельности составит 2,1%.

      Подводя итог главе, отметим, что на размер прибыли оказывают влияние различные факторы: объем продукции и его структура, цены реализации и себестоимость. На анализируемом предприятии на прибыль в большей степени оказало влияние увеличение цен на продукцию, которое не позволило значительно увеличившейся себестоимости снизить размер прибыли. Данные факторы также оказывают влияние на рентабельность. Причем себестоимость продукции в большей мере повлияла на рентабельность, в результате чего рентабельность снизилась.

      Соответственно, резервами повышения прибыли  являются данные факторы.

 

Заключение

      В условиях перехода к рынку для  любого предприятия крайне важно  получать прибыль в результате осуществления  деятельности. Прибыль является источником его дальнейшего развития и процветания. Однако, несмотря на то, что прибыль является основным показателем, характеризующим итог деятельности предприятия, она не может служить окончательным показателем эффективности. Для расчета необходимо соотнести полученную прибыль с затратами на производство и реализацию продукции. Для этого служит показатель рентабельности.

      В условиях формирования рыночной экономической  системы  в нашей стране происходит значительное изменение в отношении  к показателю прибыли в пользу возрастания его роли в хозяйственном механизме, поскольку в рыночных условиях прибыль выступает не только основным источником развития  хозяйственной деятельности любого  предприятия,  но  и  является  стимулом практически любой хозяйственной деятельности.

      В обобщенном виде прибыль отражает конечные результаты работы предприятий и фирм,  характеризует экономическую эффективность их хозяйственной деятельности.

      В заключение курсовой работы можно сделать  вывод о том, что существует достаточно большое количество определений понятия "прибыль". Прибыль- это сумма,  на которую доход  превышает  затраты. Чаще всего  прибыль определяют как разность между полной выручкой и полными издержками, т.е. как чистую выручку.

      В переносном  смысле под прибылью понимается всякая польза или выгода. Однако использование данного определения прибыли часто затрудняет понимание ее сущности как экономической категории.

Информация о работе Планирование и прогнозирование прибыли в рыночной экономике