Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:34, реферат
Поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйствования к рыночному потребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальной политике. Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики, сформулированными Президентом и Правительством России и нашедшими отражение в Конституции Российской Федерации от 1 декабря 1993 года, которая провозгласила, что «Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7).
Введение
Понятие, cоциально-экономическая сущность, особенности государственного социального страхования в России
2. Зарубежный опыт организации социального страхования
3.Система государственного социального страхования в России
3.1 Единый социальный налог (взнос) зачисляемый в государственные внебюджетные фонды
3.2 Особенности обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации
3.3 Фонд социального страхования Российской Федерации
3.4 Особенности обязательного медицинского страхования
4. Модернизация системы социального страхования в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы
2. Зарубежный опыт
организации финансового
обеспечения социального
страхования
В
большинстве развитых стран мирового
сообщества финансовые механизмы социального
страхования используют принцип
автономности от государственного бюджета,
а также актуарные методы расчеты
для поддержания
Источники финансирования. Главными источниками финансирования социального страхования в странах с рыночной экономикой являются страховые взносы застрахованных и работодателей (в пользу лиц, работающих по найму), а также субсидии государства.
В
целом система социального
Доля каждого из этих источников сильно колеблется по странам. Во многих из них – Австрия, Бельгия, Италия, Испания, Португалия, Нидерланды, США, ФРГ, Япония и в ряде других – отчисления работодателей и работников (застрахованных) составляет примерно 70-80% всех поступлений в страховые фонды. В различных системах социального страхования доля разных источников также неодинакова. Она зависит от целевого назначения и существенного разнится по странам. Общим является то, что, например, расходы по страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний несут повсюду только работодатели. Работники наряду с ними разделяют бремя финансирования страховых пособий по безработице, болезни, материнству, а также пенсий по старости, инвалидности и по потере кормильца. При этом, доля взносов работников колеблется от 3,7% от их общей величины в Дании и 13,9% - в Италии, до 29,6% - в ФРГ и 36,8% - в Нидерландах. Доля взносов работодателей наиболее высока в Италии и Франции – соответственно 53,3% и 52,8% от их общей величины и наименьшая в Дании – 10,4%. Взносы же государства самые низкие в Нидерландах – 18,6% и во Франции – 20,5%, а самые высокие в Дании – 81,5%, при этом они, как правило, составляют треть от объема всех взносов, как это в "классическом" виде имеет место в Италии – 30,6%.
Что
касается доли отчислений самих трудящихся
по отношению к их заработной плате,
то она составляла в последние
годы в Италии – свыше 8%, Греции –
9%, Бельгии – 12%, Франции – 14%, ФРГ
– 17,3% и в Нидерландах – около
27%. Таким образом, в развитых странах
распределение долей
3
. Система социального
страхования
Финансовую
базу социальных гарантий общества составляет
национальный доход. Преобладающая
часть фондов создается в процессе
его перераспределения. Главными методами
мобилизации национального
В настоящее время в России
создана определенная модель
формирования и использования
внебюджетных социальных
Действующая в настоящий момент система социального страхования далека от совершенства и страдает рядом существенных недостатков:
Формирование современной
Отрасли и элементы системы социального страхования. Таб.1
Отрасль /элемент | Государственное социальное страхование | Обязательное страхование от несчастных случаев | Обязательное медицинское страхование (ОМС) | Обязательное пенсионное страхование |
Страхуемые социальные риски | Временная нетрудоспособность, смерть | Нетрудоспособность и смерть от производственных травм и профзаболеваний | Расходы на медицинское обслуживание | Постоянная нетрудоспособность, смерть |
Страховщики | Фонд социального страхования РФ (ФСС) | Фонд социального страхования РФ (ФСС) | Федеральный и
территориальный фонды ОМС (ФОМС),
страховые медицинские |
Пенсионный фонд РФ (ПФ) |
Страхователи | Юридические лица, граждане, использующие наемный труд | Юридические лица, граждане, использующие наемный труд | Все хозяйствующие субъекты , местные органы исполнительной власти | Все хозяйствующие субъекты |
Застрахованные | Наемные работники,
их дети, некоторые категории |
Наемные работники | Все население | Работающее население |
В зависимости от природы социальных рисков социальное страхование подразделяется на отдельные направления. Риск временной нетрудоспособности является предметом медицинского страхования, которое обеспечивает выплату пособий , восполняющих потерянный во время болезни трудовой доход и оплату медицинских услуг. В Российской Федерации в силу исторических предпосылок покрытие этого риска выступает предметом двух отдельных отраслей: государственного социального страхования (в части выплаты социальных пособий) и обязательного медицинского страхования (в части оплаты расходов на лечение).
Риск постоянной утраты трудоспособности – предмет пенсионного страхования. Риск потери работы и невозможности трудоустройства регулируется посредством страхования от безработицы. Последствия несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний покрываются обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Фонд
социального страхования
Обязательное
социальное страхование проводят страховщики,
создаваемые Правительством РФ, в
соответствии с федеральными законами
о конкретных видах обязательного
социального страхования. Средства
обязательного социального
Источники поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования:
страховые взносы:
дотации,
другие средства федерального бюджета,
а также средства других бюджетов
в случаях, предусмотренных
штрафные санкции и пени;
денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
доходы
от размещения временно свободных денежных
средств обязательного
другие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Проблемы включения в бюджетную систему бюджетов государственных внебюджетных фондов
3.1
Единый социальный
налог (взнос) зачисляемый
в государственные
внебюджетные фонды
В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст.234) единый социальный налог (ЕСН) непосредственно предназначен для мобилизации средств в целях реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.
ЕСН был введен в действие с 01.01.2001 г, заменив собой совокупность уплачиваемых ранее взносов в социальные внебюджетные фонды. В состав ЕСН не были включены страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые должны были уплачиваться в соответствии со специальным законодательством, регулирующим этот вид страхования, независимо от уплаты ЕСН.
С
введением ЕСН перестала
Таб.3. Ставки единого социального налога для работодателей
Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года | Федеральный бюджет | ФСС |
Фонды ОМС
ФФОМС ТФОМС |
Итого |
ДО 280 000 | 20,0% | 2,9 % | 1,1 % 2,0 % | 26,0 |
ОТ 280 001 РУБ. ДО 600 000 РУБ. | 56 000 РУБ.+7,9% С СУММЫ, ПРЕВЫЩАЮЩЕЙ 280 000 руб. | 8120+1,0% с суммы, превышающей 280 000 руб. |
ФФОМС - 3080+0,6% с суммы свыше 280 000
ТФОМС – 5600руб.+0,5 % с сыммы свыше 280000 руб.
|
72800 + 10 % с суммы превышающей 280 000 руб. |
свыше 600 0000 руб. | 81 280 + 2,0 % с суммы превышающей 600 000 руб. | 11320 руб. | 5000 руб. 7 200 руб. | 104800 + 2 ,0% с суммы свыше 600 000 руб. |