Понятие, cоциально-экономическая сущность, особенности государственного социального страхования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:34, реферат

Описание

Поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйствования к рыночному потребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальной политике. Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики, сформулированными Президентом и Правительством России и нашедшими отражение в Конституции Российской Федерации от 1 декабря 1993 года, которая провозгласила, что «Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7).

Содержание

Введение
Понятие, cоциально-экономическая сущность, особенности государственного социального страхования в России

2. Зарубежный опыт организации социального страхования

3.Система государственного социального страхования в России

3.1 Единый социальный налог (взнос) зачисляемый в государственные внебюджетные фонды

3.2 Особенности обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации

3.3 Фонд социального страхования Российской Федерации

3.4 Особенности обязательного медицинского страхования

4. Модернизация системы социального страхования в Российской Федерации

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат по финансам.docx

— 91.17 Кб (Скачать документ)

     - проведение научно- исследовательской  работы по вопросам социального  страхования и охраны труда;

     -осуществления  иных мероприятий в соответствии  с задачами фонда.

     Средства  фонда используются только на целевое  финансирование мероприятий, указанных  в Положении о фонде. Не допускается  зачисление средств социального  страхования на личные счета застрахованных.

     Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

     Уплат страховых взносов в фонд осуществляется в соответствии с тарифом , установленным федеральным законом.

     Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда , за исключением видов заработной платы и других выплат , на которые по действующим нормативным актам страховые взносы не начисляются.

     Страховые взносы не начисляются на:

     - средства избирательных фондов  кандидатов в депутаты федеральных  органов государственной власти, представительных и исполнительных  органов государственной власти  субъектов РФ и органов местного  самоуправления, полученные и израсходованные  на проведение избирательных  компаний;

     - фонд оплаты труда иностранных  физических лиц, привлекаемых  на период реализации целевых  социально-экономических программ  жилищного строительства, лиц  уволенных с военной службы  и членов их семей, осуществляемых  за счет займов, кредитов и  безвозмездной финансовой помощи, предоставляемые международными  организациями;

     - выплаты по договорам гражданско-правового  характера (подряда и др.).

 

      Схема 1. Основные группы доходов Фонда  социального страхования и направления их использования

       

     3.4 Особенности обязательного  медицинского страхования 

     Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в  охране здоровья. Источники формирования финансовых средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования:

     1)часть  страховых взносов предприятий,  организаций, учреждений и иных  хозяйствующих субъектов независимо  от форм собственности на обязательное  медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;

     2) ассигнования из федерального  бюджета на выполнение республиканских  программ обязательного медицинского  страхования;

     3) добровольные взносы юридических  и физических лиц;

     4) доходы от использования временно  свободных финансовых средств  Федерального фонда.

     Расходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования отражаются по разделам классификации расходов бюджетов: 01 Общегосударственные вопросы, 07 Образование, 08 Культура, кинематография и средства массовой информации, 09 Здравоохранение, физическая культура и спорт, 11 Межбюджетные трансферты . При этом в составе расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования по разделу 11 выделены :

     - Фонд компенсаций (субвенции бюджетам  территориальных фондов обязательного  медицинского страхования на  финансовое обеспечение оказания  социальной услуги по дополнительной  бесплатной медицинской помощи  в части, предусматривающей обеспечение  необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными  продуктами лечебного питания  для детей-инвалидов (бесплатное  лекарственное обеспечение (БЛО)), субсидии бюджетам территориальных  фондов обязательного медицинского  страхования на обязательное  медицинское страхование неработающих (детей), финансовое обеспечение  государственного задания в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на оказание дополнительной бесплатной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) (финансовое обеспечение государственного задания),

     - Фонд софинансирования (дотации на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, реализацию мероприятий в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, проведение диспансеризации детей-сирот, проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан),

     - трансферты Фонду социального  страхования Российской Федерации.

     В 2008 году трансферты на бесплатное лекарственное  обеспечение (БЛО) поступают из бюджета  Федерального фонда обязательного  медицинского страхования в бюджеты  территориальных фондов обязательного  медицинского страхования для последующих  трансфертов из последних в бюджеты  субъектов Российской Федерации. На 2009-2010 гг. эти суммы в бюджете  Федерального фонда обязательного  медицинского страхования не предусмотрены. Особенностью расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования является то, что в отличие от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, в бюджетах которых расходы на содержание органов управления фондами отражаются по разделу 10 Социальная политика, аналогичные расходы в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования отражаются по разделу 01 Общегосударственные вопросы. Особенностью расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования является также наличие в их составе нормированного страхового запаса обязательного медицинского страхования (он отражается по коду прочие расходы – 01 14 092 09 00 013). Структура расходов бюджета Фонда в разрезе разделов и подразделов классификации расходов бюджетов приведена в таблице . 

     Таблица Структура расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2008-2010 гг. в разрезе  разделов и подразделов классификации  расходов бюджетов, тыс. рублей

Название  раздела, подраздела 2008 2009 2010
Общегосударственные вопросы  11 111 804,3 593 659,8 528 206,9
-Международные  отношения и международное сотрудничество 321,0 342,8 365,1
-Другие  общегосударственные вопросы  11 111 483,3 593 317,0 527 841,8
Образование 11 559,1 11 937,2 12 323,1
-Профессиональная  подготовка, переподготовка и повышение  квалификации  11 559,1 11 937,2 12 323,1
Культура, кинематография и средства

массовой  информации

10 159,6 10 840,5 11 532,5
-Другие  вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой

информации 

10 159,6 10 840,5 11 532,5
Здравоохранение, физическая культура и спорт  10 000,0 14 000,0 17 000,0
-Прикладные  научные исследования и

 разработки 

10 000,0 14 000,0 17 000,0
Межбюджетные  трансферты 112 097 681,4 119 357 220,7 103 913 606,5
Межбюджетные  трансферты бюджетам

государственных внебюджетных фондов

112 097 681,4 119 357 220,7 103 913 606,5
 

     Таким образом, наибольший удельный вес в  расходах бюджета Федерального фонда  обязательного медицинского страхования  занимают расходы, связанные с предоставлением  межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного  медицинского страхования и бюджету  Фонда социального страхования  Российской Федерации.

 

      4. Модернизация системы  социального страхования в Российской Федерации

 

     Цели  функционирования системы социального  страхования заключаются в обеспечении  надежной и качественной социальной защиты работающих граждан с помощью  их триединого набора:

  • создания экономических и правовых условия для наемных и самозанятых работников для «зарабатывания» страховых прав, достаточных по объему для получения пенсий и пособий, сопоставимых с заработком: пенсий на уровне не менее 40—50% заработной платы, пособий не менее 50—85% и т. д.;
  • создания правовых, организационных и управленческих механизмов учета страховых взносов и гарантированных способов их возврата для застрахованных, позволяющих обеспечивать оперативную и полную выплату пособий, пенсий, оказание качественной медицинской помощи, проведение медицинской, профессиональной и социальной реабилитации застрахованных;
  • создания открытой информационной системы, позволяющей всем плательщикам взносов и получателям пособий и услуг знать свои права и обязанности, способы проверки накапливаемых страховых прав, а также формирования публичных и государственных механизмов контроля за эффективностью управления финансовыми ресурсами.

     Важнейшим условием формирования национальной системы  социального страхования в России является разработка четко выверенной системы базовых ориентиров его  построения, то есть принципов социального  страхования, в круг которых специалисты  Международного бюро труда (далее —  МБТ), отечественные и зарубежные специалисты включают ряд основополагающих социальных, экономических, правовых установлений, позволяющих обеспечивать работникам и членам их семей уровень социальной защиты, сопоставимый с уровнем дохода в их трудовой период, позволяющий при этом сохранить социальный статус. О степени реализации этих принципов в современной России наглядное представление дает табл. 2.

     Таблица 2. Размеры социальных гарантий застрахованным, % размера заработка
Виды  выплат: пенсии, пособия, гарантии мед. помощи Россия на начало 2005г. Международные стандарты, конвенции МОТ  Россия, в предлагаемой модели финансового обеспечения 
Пенсии  Средние размеры: 30% после 40 лет уплаты взносов Минимальные: 40% после 30 лет уплаты взносов  Средние размеры: 40% после 30 лет уплаты взносов; 60% после 40 лет уплаты взносов
Пособия по временной утрате трудоспособности Средние: 50–80% Минимальные: при наличии иждивенцев 55% Стандартные: 80–90%
Пособия по безработице Средние: 10–20% Минимальные: 40–55% Стандартные: 50–60%
Гарантии  оказания медицинской помощи и компенсация  расходов на оплату лекарств 10–50% 70% при амбулаторном  лечении; 100% при стационарном лечении 75% при амбулаторном  лечении; 100% при стационарном лечении
 

     Опыт  МОТ и специалистов МБТ в определении  принципов социального страхования  во многом использован в Федеральном  законе РФ от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах  обязательного социального страхования».

     Следует, однако, отметить, что при всей методологической правильности данных принципов их многочисленность затемняет смысловые отличия  данного института от других институтов социальной защиты. Поэтому помимо вышеуказанных принципов следует  определить их системообразующее ядро, к которому, по нашему мнению, можно отнести:

  • принцип личной ответственности;
  • принцип солидарной взаимопомощи;
  • принцип оптимальной поддержки (субсидиарности);
  • принцип взаимной ответственности (реципрокности) за исполнение нормативных обязательств.

     Принцип личной ответственности проистекает из базовых ценностей естественного и позитивного права: свободное развитие личности подразумевает личную ответственность человека перед собой, семьей и обществом. Считается, что человек наделен свободой, которая тесно сопряжена с ответственностью. Самостоятельное формирование и обустройство своей жизни неразрывно связано с личной предусмотрительностью и ответственностью за правильные решения и совершенные поступки.

Информация о работе Понятие, cоциально-экономическая сущность, особенности государственного социального страхования в России