Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:16, курсовая работа
Прежде, чем говорить о бюджетном устройстве Российской Федерации, выявлять его достоинства и недостатки, необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Введение
Глава 1. Бюджет и бюджетное устройство
1.1 Сущность бюджета. Бюджетная система РФ
1.2 Бюджетные доходы и их классификация
1.3 Проблемы формирования доходов бюджета
Глава 2. Налоговые и неналоговые доходы бюджета
2.1 Налоговые доходы и их структура
2.2 Неналоговые доходы и их структура
Роль налогов в рыночной экономике
Глава 3. Перспективы развития налоговой системы Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Свод бюджетов в целом по РФ или соответствующей территории носит название консолидированных бюджетов. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей. Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждаются, и используется для аналитических и статистических целей.
Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. Кроме того, за счет средств федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов, резервов и др.
Структура
бюджета РФ показана на рисунке 1.
Рис. 1. Структура бюджета
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежный средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы являются, с одной стороны, результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.
Государственные финансовые ресурсы подразделяются на централизованные и децентрализованные. Централизация значительной части государственных доходов позволяет проводить единую финансовую политику, поддерживать развитие прогрессивных отраслей, выполнять социальные функции.
Основное место в составе централизованных финансовых ресурсов занимают доходы бюджета, которые формируются в соответствии с законодательством РФ. В них могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней для целевого финансирования мероприятий, а также безвозмездные перечисления. В составе доходов бюджетов учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
Неналоговые доходы (за исключением доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности), а также налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, государственные внебюджетные фонды образуют собственные доходы бюджетов. Основу этих доходов составляют местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов, переданные в местные бюджета в твердой доле на постоянной основе. Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.
Доходы бюджетов обеспечиваются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также за счет безвозмездных перечислений. Зачисляется в плановые доходы бюджетов и остаток средств на конец предыдущего года.
Доходы подразделяются на текущие и капитальные. К текущим доходам относятся налоговые и неналоговые поступления.
Виды доходов бюджета: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени), неналоговые, а также доходы целевых бюджетных фондов. Среди налоговых доходов наиболее значительное место занимают налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций и различные акцизы. К неналоговым доходам относятся доходы:
Также, доходы бюджета можно подразделить на три крупные группы:
1 Закрепленные, т.е. предписаны к тому или иному уровню бюджета.
2.Регулирующие или отчисления по регулирующим доходным источникам. Ежегодно расписывается процентное соотношение распределения тех или иных налогов по уровням бюджетов.
3.Дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно территориальными органами власти, плюс дотации и субвенции (строго целевые дотации), которые поступают в нижестоящие бюджеты из вышестоящих.
Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач.
Рассмотрим
доходы бюджета на примере нормативов
доходов городского бюджета Белорецкого
района и г.Белорецка на 2004 год по основным
источникам в таблице 1.
Таблица 1
Доходы бюджета Белорецкого района и г.Белорецка на 2004 год по основным источникам
КБК | Сумма,
тыс.руб. | |
Налоговые доходы | 1000000 | 302728 |
Налоги на прибыль | 1010000 | 211416 |
Налог на прибыль организаций | 1010100 | 93216 |
Налог на доходы физических лиц | 1010200 | 118200 |
Налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы. | 1020000 | 3930 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории РФ | 1020200 | 2010 |
Лицензионные и регистрационные сборы | 1020400 | 60 |
Налог с продаж (в части сумм по расчетам за 2003 год и погашения задолженности прошлых лет) | 1020700 | 1860 |
Налоги на совокупный доход | 1030000 | 7020 |
Налоги на имущество | 1040000 | 63361 |
Налоги на имущество физических лиц | 1040100 | 1231 |
Налоги на имущество организаций | 1040200 | 62130 |
Платежи за пользование природными ресурсами | 1050000 | 14672 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 1050300 | 1354 |
Земельный налог | 1050700 | 13318 |
Прочие налоги, пошлины и сборы | 1400000 | 2329 |
Государственная пошлина | 1400100 | 2010 |
Местные налоги и сборы | 1400500 | 319 |
Неналоговые доходы | 2000000 | 14808 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций | 2010000 | 11928 |
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 2010200 | 8705 |
Проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов внутри страны | 2010400 | 28 |
Возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий | 2010500 | 320 |
Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства | 2010600 | 2335 |
Платежи от государственных и муниципальных организаций | 2010800 | 520 |
Доходы от продажи оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей | 2012000 | 20 |
Штрафные санкции, возмещение ущерба | 2070000 | 2860 |
Административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения | 2070300 | 2860 |
Прочие неналоговые доходы | 2090000 | 20 |
ИТОГО СОБСТВЕННЫХ ДОХОДОВ | 317536 | |
Безвозмездные перечисления | 3000000 | 268140 |
От других бюджетов бюджетной системы | 3020000 | 268140 |
ВСЕГО ДОХОДОВ | 585676 |
Из данных таблицы следует, что собственные доходы составляют 54% от общих доходов г.Белорецка и Белорецкого района в 2004 году, а безвозмездные перечисления от других бюджетов 46%. Налоговые доходы составляют 95% от собственных доходов; неналоговые доходы составляют 5%. То есть налоговые доходы составляют основную часть доходов г. Белорецка и Белорецкого района.
Рис.
2.Доходы бюджета
Бюджеты всех уровней формируются и исполняются в пределах показателей единой бюджетной классификации - группировки доходов и расходов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.
Бюджетная классификация - это законодательно устанавливаемая по однородным признакам группировка доходов и расходов бюджета, а также источников покрытия его дефицита, используемая для составления и исполнения бюджетов всех уровней.
Бюджетная классификация является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней. Бюджетная классификация является методологическим документом, отражающим порядок составления и использования бюджетов. Регламентация источников дохода и направлений расходования бюджетных средств -- обязательное условие составления и исполнения бюджетов. Это достигается посредством определенной группировки доходов и расходов бюджетов и правил отнесения их к той или иной группе. Она обеспечивает единство финансовых показателей, унификацию учета и отчетности учреждений государственного управления и сопоставимость бюджетов всех уровней.
Новая российская бюджетная классификация разработана на основе рекомендаций международных финансовых организаций, в частности, Международного валютного фонда, анализа существующих бюджетных классификаций других стран, с учетом российской специфики. В соответствии с Законом «О бюджетной классификации в Российской Федерации» бюджетная классификация включает:
Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Классификация доходов подразделяется на группы, подгруппы, статьи и под статьи.
Классификация доходов предусматривает следующие группы, которые состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения:
1000000 - налоговые доходы;
2000000 - неналоговые доходы;
3000000 - безвозмездные перечисления;
4000000 - доходы целевых бюджетных фондов;
5000000 - доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Группы, в свою очередь, подразделяются на подгруппы.
В группу « Налоговые доходы» (код 1000000) включаются следующие подгруппы:
1010000 - налоги на прибыль;
1020000 - налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
1030000 - налоги на совокупный доход;
1040000 - налоги на имущество;
1050000 - платежи за пользование природными ресурсами;
1060000 - налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
1400000 - прочие налоги, пошлины и сборы.
В группу « Неналоговые доходы» (код 2000000) включаются следующие подгруппы:
2010000 - доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций
2040000 - доходы от продажи земли и нематериальных активов;
2050000 - поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
2060000 - административные платежи и сборы;
2080000 - доходы от внешнеэкономической деятельности;
2090000 - прочие неналоговые доходы.
В группу « Безвозмездные перечисления» ( код 3000000) включается следующие подгруппы:
3010000 - от нерезидентов;