Поступление налогов в бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:16, курсовая работа

Описание

Прежде, чем говорить о бюджетном устройстве Российской Федерации, выявлять его достоинства и недостатки, необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Содержание

Введение
Глава 1. Бюджет и бюджетное устройство
1.1 Сущность бюджета. Бюджетная система РФ
1.2 Бюджетные доходы и их классификация
1.3 Проблемы формирования доходов бюджета
Глава 2. Налоговые и неналоговые доходы бюджета
2.1 Налоговые доходы и их структура
2.2 Неналоговые доходы и их структура
Роль налогов в рыночной экономике
Глава 3. Перспективы развития налоговой системы Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсак Белорецк.doc

— 1.44 Мб (Скачать документ)
>     2.2 Неналоговые доходы и их структура 

     Неналоговыми доходами бюджета являются доходы, полученные не за счет сбора налогов. К неналоговым доходам относятся и доходы от приватизации, внешнеэкономической деятельности, реализации государственных запасов, также относится и возврат бюджетных ссуд.

     Более подробно это выглядит так.

     НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ:

     Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности:

  • Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
  • Дивиденды по акциям, принадлежащим государству
  • Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
  • Арендная плата за пользование лесным фондом
  • Арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения
  • Арендная плата за земли несельскохозяйственного назначения
  • Прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
  • Проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств бюджета
  • Проценты, полученные от предоставления бюджетных ссуд внутри страны
  • Проценты по государственным кредитам. предоставляемым Российской Федерацией правительствам иностранных государств
  • Возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий
  • Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства
  • Перечисление прибыли Центрального банка Российской
  • Федерации
  • Платежи от государственных и муниципальных организаций
  • Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности

     Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности:

  • Поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности
  • Поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций
  • Доходы от продажи квартир
  • Доходы от продажи принадлежащих государству производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования
  • Доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, имущества, переходящего в государственную или муниципальную собственность в порядке наследования или дарения, и кладов

     Доходы от реализации государственных запасов

     Доходы от продажи земли и других нематериальных активов

     Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников:

  • От резидентов
  • От нерезидентов

     Административные платежи и сборы:

  • Таможенные сборы
  • Прочие неналоговые таможенные платежи
  • Сборы, взимаемые Государственной автомобильной инспекцией (кроме штрафов)
  • Прочие платежи, взимаемые государственными организациями за выполнение определенных функций

     Штрафные санкции, возмещение ущерба:

  • Поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий
  • Санкции за нарушение порядка применения цен
  • Административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения
  • Суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче материальных ценностей

     Доходы от внешнеэкономической деятельности:

  • Поступление средств от централизованного экспорта
  • Прочие поступления от внешнеэкономической деятельности

     Прочие неналоговые доходы

     Рассмотрим структуру неналоговых доходов на примере бюджета г.Белорецка и Белорецкого района. 

     

     Рис.4. Структура неналоговых доходов 

     Безвозмездные перечисления:

  • От нерезидентов
  • От бюджетов других уровней

     Дотации

     Субвенции

     Средства, получаемые по взаимным расчетам, в том числе компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти

     Трансферты

     Прочие безвозмездные поступления:

  • От государственных внебюджетных фондов
  • От государственных организаций
  • От национальных организаций
 

     2.3 Роль налогов в рыночной экономике 

     В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна. В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Это, конечно, так. Но не это главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно сформировать и без них.

     Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет. На первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - регулирующая Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Споры по этому поводу, которым отдала дань наша печать, беспредметны.

     Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях: - регулирование рыночных, товарно - денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п.

     Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано: - регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

     В условиях рынка отирают или, по крайней мере, сводятся к минимуму методы административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие "вышестоящей организации", имеющей право управлять деятельностью предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов. Но необходимость подчинять деятельность предпринимателей целям сочетания их личных интересов с общественным не отпадает. В то же время приказать, заставить нельзя.

     А как же можно? Адекватной рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия на предпринимателей и наемных рабочих, продавцов и покупателей - система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью, возможностью заработать практически любую сумму денег. В рыночной экономике отмирает привычное нам слово "получка", там люди не получают, а зарабатывают (исключение составляют безработные), да и то пособие, как правило, исчисляется на основе предыдущих средних заработков за определенный период. Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п.

     Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. В России к малым относятся предприятия всех организационно-правовых форм, имеющих среднесписочную численность работающих в промышленности и строительстве до 200 чел., в науке и научном обслуживании - до 100 чел., в других отраслях производственной сферы - до 50 чел., в отраслях непроизводственной сферы - до 15 чел. Для таких предприятий установлены две очень существенные налоговые льготы.

     Первая из них состоит в том, что прибыль, направляемая малыми предприятиями на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники, полностью освобождается от налогов. Не менее существенна другая льгота, предусматривающая учет одновременно двух параметров - не только размеров предприятия, но и рода деятельности: освобождаются от налога на прибыль в первые два года работы предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного потребления, строительные, ремонтно-строительные и по производству строительных материалов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет более 70% в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг).

     В отличие от первой льготы, предоставляемой малым предприятиям, последняя ограничена во времени: предприятие пользуется ею в течение двух лет со дня его регистрации. Очевидно, она направлена на то, чтобы помочь малым предприятиям окрепнуть, стать, как говорится, на ноги. Другая функция налогов - стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.

     Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли.

     С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах.

     Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите. Наконец, последняя функция налогов - фискальная изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

Информация о работе Поступление налогов в бюджет