Потребительские кооперативы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:16, реферат

Описание

Потребительские кооперативы выступают формой разрешения противоречий, которые возникают на рынке. Это одна из наиболее эффективных форм функционирования предприятия. Поэтому исследование деятельности предприятий потребительской кооперации, их сильных и слабых сторон, описание их организационных форм, изучение материально-технической базы и выявление перспектив их дальнейшего развития на территории региональных рынков являются главными задачами данной работы.

Содержание

Введение 3
1. Понятие потребительской кооперации. 5
1.1. Система потребительской кооперации как субъект рынка. 7
1.2. Конкуренция с участием предприятия потребительской кооперации на рынке. 10
2. Место и роль потребительского кооператива в системе рыночных отношений. 14
3. Участие потребительской кооперации в формировании региональных рынков. 18
4. Направления деятельности потребительской кооперации на местных региональных рынках. 24
Заключение 32
Список используемой литературы 33

Работа состоит из  1 файл

Потреб.кооперативы.docx

— 58.08 Кб (Скачать документ)


Оглавление

 

Введение 3

1. Понятие потребительской кооперации. 5

1.1. Система потребительской кооперации как субъект рынка. 7

1.2. Конкуренция  с  участием  предприятия  потребительской  кооперации  на рынке. 10

2. Место и роль потребительского кооператива в системе рыночных отношений. 14

3. Участие потребительской кооперации в формировании региональных рынков. 18

4. Направления деятельности потребительской кооперации на местных региональных рынках. 24

Заключение 32

Список используемой литературы 33

 

Введение

С началом рыночных отношений в  Российской Федерации возник вопрос о введении основных элементов рынка, благодаря которым функционирует рыночная экономика. Многообразие организационно-правовых форм, регламентируемых Гражданским Кодексом Российской Федерации, позволяет понять общие принципы построения рынка и рыночных отношений. Поскольку потребительские кооперативы и их союзы сформировались как равноправные субъекты рыночных отношений, потребительская кооперация играет важную роль в экономике России в целом и в развитии местных региональных рынков. Этим обоснована актуальность выбранной темы.

Потребительские кооперативы выступают  формой разрешения противоречий, которые  возникают на рынке.  Это одна из наиболее эффективных форм функционирования предприятия. Поэтому исследование деятельности предприятий потребительской  кооперации, их сильных и слабых сторон, описание их организационных  форм, изучение материально-технической  базы и выявление перспектив их дальнейшего  развития на территории региональных рынков являются главными задачами данной работы.

Роль потребительской кооперации в развитии местных региональных рынков будет рассматриваться с  той позиции, при которой потребительский кооператив функционирует как равноправный субъект рынка и имеет свои конкурентные преимущества.

 В качестве источников информации  выступали научная литература (Потребительская кооперация Российской Федерации //Теория и история кооперативного движения. СибУПК, 1999;  Кооперативы по производству товаров и оказанию услуг: Справочное пособие/под ред. П.В. Савченко. – М.: Экономика, 1991; Сипко Л.А. Научно-организационные основы совершенствования экономических отношений потребительской кооперации в условиях формирования рыночной экономики села. – Новосибирск: ИЭ и ОПП СОРАН, 1999), статьи из периодических изданий («Илин», «Вестник ТИСБИ, Некоммерческие организации в России и др.), законы РФ о потребительской кооперации, сеть Интернет.

 

 

 

  1. Понятие потребительской кооперации.

Слово «кооперация» обозначает совместное ведение дел. Суть кооперации представляет собой способ или форму ведения  хозяйственной деятельности, характеризуемую, прежде всего, совместным участием заинтересованных в этой деятельности лиц. Прямая задача кооперации – получение хозяйственного материального результата, выгоды участников кооперации. [5, с. 288]

         Потребительская  кооперация — система потребительских  обществ и их союзов, созданных  в целях удовлетворения материальных  и иных потребностей их членов.

Потребительским кооперативом признается добровольно объединение граждан и юридических лиц на основе членства (целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Отличие потребительских кооперативов от других субъектов рынка состоит  в том, что целью их предпринимательской  деятельности является удовлетворение материальных и иных потребностей своих  членов, более справедливое распределение  доходов, развитие демократических  форм управления. Предпринимательская  деятельность осуществляется в сфере  торговли, услуг питания, заготовительной, производственной деятельности. Организации  потребительской кооперации  имеют  транспортное хозяйство, ведут строительство, развивают сельское хозяйство, занимаются промысловой деятельностью. [9, с. 17] Они имеют мощные источники финансирования,  такие как фонд развития потребкооперации, заемные средства населения, фонд подготовки кадров, средства из денежной выручки  на закупки сельхозпродукции у населения.

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских  обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации.

Основными задачами потребительской  кооперации в Российской Федерации  являются:

  • создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;
  • закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;
  • производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;
  • оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг. [3, с. 2]

 

1.1. Система потребительской кооперации как субъект рынка.

 

Российский  опыт, как и мировой, подтверждает, что кооперация – компонент рыночных отношений. В качестве составной  части рыночной системы она заполняет  уготованную ей «нишу», обслуживая тех производителей или потребителей, у которых есть потребность и  возможность выхода на рынок, но которым  затруднительно и разорительно это  делать без взаимодействия с другими  носителями таких же потребностей. Довольно четко прослеживается связь  условий и масштабов кооперативной  деятельности, ее хозяйственной и  социальной эффективности с уровнем  и глубиной развития  товарных отношений, других компонентов рыночной экономики. [6, с. 47]

Рассматривая рыночную экономику, следует учитывать ее непосредственную связь с процессами обращения, то есть с торговлей, с деятельностью  многообразных форм собственности  и хозяйствования, к которым относится  и потребительская кооперация.

Функционирование рыночной экономики  осуществляется через рынок, изучение которого позволяет обеспечивать эффективное  ведение хозяйства. Эффективность  же, в свою очередь, может определяться скоростью обращения товарной массы, для чего необходимо изучать факторы: сколько, что и для кого производить.

Отметим, что индикатором определения  товародвижения и потребления является торговля. В данной сфере решаются вопросы специализации торговли, формирования товарного ассортимента, развиваются различные формы  реализации товаров. Торговля занимается процессами распределения и перераспределения  подавляющего большинства товаров. Переход к рыночной экономике  неразрывно связан с созданием современной  конкурентоспособной торговой системы, сориентированной на рынок и коммерческую деятельность, нацеленной на раскрепощение  экономической инициативы, использование  различных форм товарного обращения. Рыночные отношения предъявляют  требования к развитию приемлемых форм торговой системы. В настоящий период наиболее ответственный момент - формирование субъекта рынка. Таким субъектом является система потребительской кооперации.

Решающим этапом практического  реформирования экономики является создание цивилизованного рыночного  хозяйства, сориентированного на социальные цели. Становление рыночных отношений, развитие предпринимательской деятельности наталкивается на социальные и экономические  противоречия. Большинство рыночных структур коммерциализируется. Их основная цель - извлечение прибыли. В этих условиях потребительская кооперация остается некоммерческой структурой и ставит социальные задачи по защите интересов  своих членов посредством нейтрализации  или смягчения негативных тенденций  в сфере обращения. Потребительская  кооперация предназначена задумываться о нуждах населения, организовывать торговлю товарами первой необходимости, торговать в глубинных населенных пунктах. С одной стороны, потребительская  кооперация призвана выполнять социальные задачи потребителя, с другой - рыночные условия заставляют потребительскую  кооперацию развивать предпринимательскую  деятельность. Для развития потребительской  кооперации в условиях рыночной экономики  и возможности по выполнению социальных функций необходимо соблюдение основного  требования рыночных отношений: они  должны развиваться в правовой среде, которая регламентирует деятельность всех хозяйствующих субъектов. [8, с. 34]

Для реализации поэтапного стимулирования государством перехода предприятий  ПК на рыночные принципы функционирования необходимо:

1) определить требования (оценочные  критерии), предъявляемые к реформируемому  предприятию, включая:

  • ведение реестра акционеров;
  • наличие бизнес-планов на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
  • отсутствие текущей задолженности по уплате налогов;
  • снижение не денежных форм расчетов;

2) разработать комплекс мер по  стимулированию выполнения предприятиями  предъявляемых требований;

3) создать условия для реформирования  предприятий, имея в виду значительное  увеличение уставного капитала для обеспечения гарантий удовлетворения возможных требований кредиторов:

  • повышение ответственности руководителей предприятия за сокрытие от участников (соучредителей), акционеров информации:
  • организация подготовки и переподготовки руководителей и специалистов предприятий;

4) способствовать улучшению экономического  положения предприятий, повышению  конкурентоспособности их продукции,  стимулированию инвестиционной  деятельности на основе мер,  предусматривающих:

  • изменение амортизационной политики в части обеспечения свободного выбора методов амортизационной политики;
  • организовать переподготовку по специально разработанным программам обучения бухгалтеров, экономистов предприятий. [12, с. 26]

Переход к рыночной экономике требует  серьезного финансового оздоровления всех звеньев и отраслей кооперативного хозяйства. В наибольшей мере это  касается сельских потребительских  обществ и основной сферы их деятельности - торговли. Неотъемлемой частью коммерческого  расчета в потребительской кооперации является режим экономии, который  заключается в рациональном расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Важной проблемой для финансового  оздоровления торговой деятельности сельских потребительских обществ является оптимизация объемов и состава  издержек обращения. [12, с. 27]

 

    1. Конкуренция  с  участием  предприятия  потребительской  кооперации  на рынке.

Предприятие потребительской кооперации может успешно функционировать, если оно готово к конкурентной борьбе за потребителя и способно предложить ему высококачественный конкурентоспособный товар. Чтобы завоевать и сохранить превосходство на рынке, недостаточно просто предложить товар, но и необходимо обладать эффективно функционирующей системой сбыта. Для длительной успешной работы предприятия необходимо разрабатывать собственную стратегию в области управления конкурентоспособностью. При этом следует учесть экономическое состояние рынка района, региона, сегментацию рынка, расчетный уровень цен, ожидаемый уровень конкуренции, перспективные рынки.

Конкурентоспособность - это многоаспектная категория, включающая ряд взаимосвязанных  и взаимообуславливающих элементов - информационный, управленческий, маркетинговый, финансовый потенциал и т.п. Достижение приоритетов по каждому из этих направлений  обеспечивает бесспорное преимущество предприятия в конкурентной борьбе. Для предприятий ПК такой суммарный  эффект в ближайшее время маловероятен в силу множества объективных  и субъективных причин. В связи  с этим важна концентрация сил  на достижении стратегических, наиболее важных преимуществах системы, а  также использование новых способов конкуренции.

Имеющиеся конкурентные преимущества (разветвленная материально-техническая  база, опытные кадры, сложившиеся  хозяйственные связи, возможность  совершенствования сервисного обслуживания) реализуются не в полной мере. [11, с. 79]

Конкурентоспособность предприятия – реализация    его детально проработанной экономической стратегии. Она предполагает эффективное достижение целей экономическими методами и средствами. В условиях рынка каждое предприятие разрабатывает свою экономическую стратегию. Отправной точкой служит определение стратегической цели хозяйствования. Стратегической целью и основной линией развития предприятий ПК должно стать достижение финансовой устойчивости. То есть на данном этапе развития системы ПК приоритетным аспектом должен стать финансовый, так как достаточность реального собственного капитала, обеспеченность собственными оборотными средствами и безубыточность обеспечивают и могут обеспечить возможность решения всех других вопросов в жизнедеятельности системы, в том числе решение социальных задач, внедрение эффективного маркетинга, развитие инвестиций.

Потребительская кооперация имеет  конкурентные преимущества, которые  обуславливают перспективы ее развития в 21 веке:

  • организационное единство системы и общность экономических интересов хозяйствующих субъектов, позволяющих снизить предпринимательский риск;
    • наличие развитой материально-технической базы;
  • многоотраслевой характер деятельности, позволяющий создать интегрированное хозяйство;
    • квалифицированный кадровый потенциал;
    • наличие постоянных потребителей на рынке товаров и услуг, доверие со стороны населения;
    • сложившийся имидж социально-ориентированной системы и надежного партнера;
    • законодательная база и государственная поддержка. [9, с. 14]

Информация о работе Потребительские кооперативы