Потребительские кооперативы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:16, реферат

Описание

Потребительские кооперативы выступают формой разрешения противоречий, которые возникают на рынке. Это одна из наиболее эффективных форм функционирования предприятия. Поэтому исследование деятельности предприятий потребительской кооперации, их сильных и слабых сторон, описание их организационных форм, изучение материально-технической базы и выявление перспектив их дальнейшего развития на территории региональных рынков являются главными задачами данной работы.

Содержание

Введение 3
1. Понятие потребительской кооперации. 5
1.1. Система потребительской кооперации как субъект рынка. 7
1.2. Конкуренция с участием предприятия потребительской кооперации на рынке. 10
2. Место и роль потребительского кооператива в системе рыночных отношений. 14
3. Участие потребительской кооперации в формировании региональных рынков. 18
4. Направления деятельности потребительской кооперации на местных региональных рынках. 24
Заключение 32
Список используемой литературы 33

Работа состоит из  1 файл

Потреб.кооперативы.docx

— 58.08 Кб (Скачать документ)

Для того чтобы достичь стратегических целей, предприятиям необходимо выработать определенные правила и приемы их достижения, а именно:

  1. исследование рынков потенциальных товаров и услуг и выбор стратегических зон хозяйствования (сегментация, вторжение на смежные или ранее захваченные);
  2. формирование ассортимента;
  3. создание собственной сбытовой сети;
  4. взаимодействие с рынками факторов производства, ценных бумаг, валюты, обеспечивающих поддержание стратегического потенциала предприятия;
  5. формирование эффективной ценовой политики;
  6. предотвращение банкротства.

Конкуренция создает стимулы для  снижения себестоимости издержек и потребительских цен; обеспечения более высокого уровня качества и надежности производимых товаров и более полного удовлетворения спроса; открытия новых потребностей и способов их удовлетворения для создания новых типов продуктов.

Одним из направлений повышения  конкурентоспособности предприятий ПК  является привлечение иностранных инвестиций и создание совместных предприятий. Сам факт притока инвестиций можно рассматривать как исходный пункт для движения вперед. Одно из направлений сотрудничества - создание сети совместных предприятий с участием иностранного капитала. Заинтересованность при этом очевидна - это внедрение новых технологий производства, передовой опыт, насыщение рынка товарами на основе взаимного интереса. Совместные предприятия будут реализовывать основной принцип деятельности - все заработанные средства вкладывать в развитие производства и заготовку продовольственного сырья в местных хозяйствах, общепите и т.д. [7, с. 42]

Выделим основные пути обеспечения  конкурентоспособности предприятий  потребительской кооперации:

  • сохранение целостности системы ПК как социально-экономической структуры;
  • обеспечение функционирования неприбыльных, но социально значимых предприятий (перераспределение затрат);
  • развитие форм взаимовыгодного сотрудничества с местной администрацией;
  • обеспечение господдержки в решении социальных задач;
  • развитие собственного производства в комплексе отраслей ПК;
  • развитие корпоративной культуры. [12, с. 30]

 

2. Место и роль потребительского  кооператива в системе рыночных отношений.

В период становления рыночных отношений  и глубокого обновления и демократизации общества должно было повышаться роль потребительской кооперации в удовлетворении потребностей населения в продовольствии, товарах народного потребления, различного вида услуг, повышении творческой активности масс.

Однако кардинальной перестройки  деятельности потребительской кооперации не произошло. В то же время именно кооперация, в том числе потребительская, может при рыночных отношениях взять  на себя функции, которые необязательно  должно выполнять государство и  тем самым способствовать нормализации и эффективному развитию рынка, совместно  с государством укрепить и развить  товарные производство на селе.

Современный этап развития экономики характеризуется появлением новых отраслей и видов деятельности крестьянских и фермерских хозяйств и обществ с ограниченной ответственностью. Факторы роста производства продовольствия и других товаров из сельскохозяйственного сырья во многом лежат вне сельского хозяйства. Поэтому объективной необходимостью становится проведение исследований, позволяющих определить пути усиления роли воздействия сельской потребительской кооперации на повышение конечных результатов деятельности хозяйствующих субъектов по производству сельхозпродуктов. [6, с. 134]

В современных условиях место сельской потребительской кооперации в системе  рыночных отношений определяется ее взаимосвязью с сельским хозяйством. В рыночной экономике трудно найти  другую хозяйственную систему, которая  в большей степени могла бы быть связана с сельским хозяйством, чем сельские потребительские кооперативы  и их ассоциации (союзы). Углубление и совершенствование этих связей имеет немаловажное значение.

Будущее системы сельской потребительской  кооперации определяется перспективами  развития сельского хозяйства, всей производственной и социальной сферы  села, что в свою очередь связана  с укреплением хозяйствующих  субъектов аграрного комплекса. Вот почему изучение не только современных  тенденции, но и объективных закономерностей  дальнейшего функционирования сельских потребительских кооперативов и  ассоциации, усиления их социальной роли в рыночном обществе возможно лишь с учетом процессов агропромышленной интеграции. В составе агропромышленного  комплекса можно выделить хозяйственную  деятельность системы сельской потребительской  кооперации, связанную с заготовкой, переработкой и реализацией товаров, основой которых служит сельскохозяйственное сырье.

В период рыночных отношений повышается роль системы сельской потребительской  кооперации в удовлетворении потребности  населения в продовольствии, товарах  народного потребления различного рода услугах, повышении творческой активности масс. [9, с. 16]

Развитие кооперативного движения следует поднять на государственный  уровень, чтобы вовлечь в него не только производство, но и переработку, реализацию продукции, производственно-техническое  обслуживание, кредитно-финансовую деятельность, все уровни управления и все субъекты хозяйствования – сельскохозяйственные предприятия, личные подсобные и  крестьянские хозяйства. Нужны новые, нетрадиционные схемы развития интеграции, подходы, основанные на участие банков, промышленности, сельских потребительских  кооперативов, их ассоциации и др.

Государство должно поддерживать крупное  сельскохозяйственное производство, помочь ему адаптироваться в рыночных условиях, обеспечить эффективное управления им. Укрепление и концентрация сельскохозяйственного производства общемировая тенденция, и мы поступив в противовес ей, допустили разрушение создавшихся годами крупных предприятии.

Важнейший процесс нового курса  аграрной политики - совершенствование  земельных отношений между людьми в процессе владения, пользования  и распоряжения землей. Например, деление  земли на паи привело к тому, что 50-60% земли сегодня находятся  у неработающей части населения. При этом земельные доли, как правило, оказались слишком малы для обеспечения  товарного производства сельскохозяйственных продуктов. Следует исправить допущенные ошибки. Надо переломить негативную ситуацию в сельском хозяйстве, обеспечивая  наращивание экономических показателей  с учетом того, что агропромышленный комплекс может способствовать экономическому подъему других, в частности предприятии сельских потребительских кооперативов и их ассоциации.

Методической основой системного подхода является принцип взаимосвязей. Системный подход к изучению потребительской  кооперации предполагает рассмотрение не только ее функциональных связей, форм взаимодействия звеньев систем, но и ее социальных связей, что соответствует  требованиям рыночной экономики  и анализу сложных предметов  и явлении.

Обмен деятельностью между предприятиями  сельских потребительских кооперативов и другими предприятиями (отраслями), а также реализация конечной продукции  хозяйств сельскохозяйственного производства в кооперативной торговле, обеспечивающие непрерывность производственного  процесса, характеризует производственную сторону экономических связей. [12, с. 31]

Переход к рыночной экономике  и широкое использование свободного предпринимательства оказывают  существенное влияние на хозяйственную  деятельность потребительской кооперации, главной задачей которой является удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков, населения в  целом.

В настоящее время потребительская  кооперация в основном реанимирует  и развивает те виды деятельности, которые она осуществляла в условиях социалистической системы хозяйствования: торговля, общественное питание, заготовки, производство некоторых товаров народного потребления, транспортировка грузов, в небольшом объеме строительство несложных объектов, подготовка и переподготовка кадров.

Переход к рыночным отношениям породил в потребительской кооперации как положительные, так и отрицательные  моменты. Стремление к полной реализации требований рынка в потребительских  обществах привело к сокращению ассортимента реализуемых товаров, сокращению объема выпускаемой продукции, снижению, а кое-где и сокращению до нуля объемов закупок, отмене субсидий, некредитоспособности и т.п.

В результате непродуманных  рыночных «преобразований» большинство  сельских потребительских союзов стало  убыточными, некоторые абсолютно  прекратили свою деятельность. Положительное  влияние перехода к рынку заключается  в независимости от политических пристрастий и движений и перестройке  ряда потребительских обществ, приспособлении их к осуществлению широкого спектра  услуг, наиболее соответствующих потребностям и возможностям рынка. [12, с. 34]

 

3. Участие потребительской кооперации в формировании региональных рынков.

Будущее системы потребительской  кооперации на местных региональных рынках определяется перспективами развития сельского хозяйства, всей производственной и социальной сферы села, что в свою очередь связана с укреплением хозяйствующих субъектов аграрного комплекса. Вот почему изучение не только современных тенденции, но и объективных закономерностей дальнейшего функционирования сельских потребительских кооперативов и ассоциации, усиления их социальной роли в рыночном обществе возможно лишь с учетом процессов агропромышленной интеграции. В составе агропромышленного комплекса можно выделить хозяйственную деятельность системы сельской потребительской кооперации, связанную с заготовкой, переработкой и реализацией товаров, основой которых служит сельскохозяйственное сырье.

В период рыночных отношений  повышается роль системы сельской потребительской  кооперации в удовлетворении потребности  населения в продовольствии, товарах  народного потребления различного рода услугах, повышении творческой активности масс. [11, с. 76 ]

         В современных условиях потребительская кооперация должна принять активное участие в формировании регионального потребительского рынка, в повышении социально-культурного уровня сельского населения. Эти задачи должны решаться на новой организационно-методической основе, так как информация, используемая потребительскими кооперативами недостаточна. Сегодня потребительские кооперативы не занимаются изучением спроса населения, анализом покупательных фондов населения, товарного предложения и т.д.

Проблемы изучения спроса включает в себя текущее изучение спроса населения и прогнозирования  его на перспективу. Районные, сельские потребительские кооперативы, магазины решают в основном задачу сбора, обработки, анализа информации на отдельные  ассортиментные позиции, подгруппы товаров. Однако эта задача выполняется недостаточно серьезно, так как маркетинговые исследования должны проводиться на стыке многих дисциплин, таких как экономика, менеджмент, социология, математика, статистика и т.д. Сегодня кооперативные службы не располагают квалифицированными кадрами, что не позволяет повысить эффективность их работы. [7, с. 101]

При оценке по изучению спроса следует выделять не только экономическую, но и социальную эффективность. Она  отражает результат деятельности работников торговых предприятий и выражается в сокращении издержек потребления. В связи с тем, что учет социальной эффективности сложен, косвенными ее показателями можно считать сопоставление  во времени товарооборота на душу населения в целом и по товарным группам; сопоставление во времени  процента охвата покупательных фондов обслуживаемого населения; количество жалоб в отношении удовлетворения спроса; данные о неудовлетворенном  спросе населения; количество выполненных  заказов покупателей на приобретение необходимого товара и т.д.

Развитие спроса сельского  населения, обслуживаемого кооперативной  торговлей региона, характеризуется  существенными особенностями. На его  формирование оказывают влияние  социально-экономические преобразования, происходящие в развитии современного села: индустриализация сельскохозяйственного  производства, изменения товарного  предложения, денежных доходов, социально-культурного  развития села. К сожалению, следы  индустриализации сельскохозяйственного  производства незаметны, требует изменений  в сторону повышения и денежные доходы, а также товарное предложение. [6, с. 49]

Потребительские общества получили практическое воплощение во многих европейских странах  и сегодня продолжают свою деятельность. Возможность функционирования системы  потребительской кооперации в условиях становления рынка повышает актуальность проблемы эффективного управления данной системой.

Информация о работе Потребительские кооперативы