Потребительские кооперативы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:16, реферат

Описание

Потребительские кооперативы выступают формой разрешения противоречий, которые возникают на рынке. Это одна из наиболее эффективных форм функционирования предприятия. Поэтому исследование деятельности предприятий потребительской кооперации, их сильных и слабых сторон, описание их организационных форм, изучение материально-технической базы и выявление перспектив их дальнейшего развития на территории региональных рынков являются главными задачами данной работы.

Содержание

Введение 3
1. Понятие потребительской кооперации. 5
1.1. Система потребительской кооперации как субъект рынка. 7
1.2. Конкуренция с участием предприятия потребительской кооперации на рынке. 10
2. Место и роль потребительского кооператива в системе рыночных отношений. 14
3. Участие потребительской кооперации в формировании региональных рынков. 18
4. Направления деятельности потребительской кооперации на местных региональных рынках. 24
Заключение 32
Список используемой литературы 33

Работа состоит из  1 файл

Потреб.кооперативы.docx

— 58.08 Кб (Скачать документ)

Получение максимума прибыли предприятиями  потребительской кооперации при  минимуме издержек обращения и достижение уровня рентабельности, обеспечивающего  текущую и перспективную деятельность потребительских обществ и их союзов, предопределяют использование  такого метода, как коммерческий расчет. Как категория рыночной экономики  он представляет собой метод ведения  хозяйства, заключающийся в соизмерении  в денежной форме затрат (издержек обращения) и результатов деятельности потребительских обществ, их союзов, а также отдельных предприятий  потребительской кооперации.

Необходимо отметить, что коммерческий расчет базируется на рыночных элементах: частной собственности, свободе  предпринимательства, личном интересе, конкуренции, свободном ценообразовании. Значит, потребительская кооперация оказывает прямое воздействие на эти факторы. Реализацию этих принципов  можно рассматривать с позиции  переоценки всех сторон деятельности потребительского общества (отдельного торгового предприятия) с целью  оптимизации издержек обращения  и получения максимальной прибыли. [5, с. 274]

Отметим, что раньше как доминирующий фактор роста доходов рассматривалось  расширение объема деятельности для  торговых предприятий - увеличение товарооборота. Сегодня можно говорить о первоочередной задаче оптимизации затрат предприятий  потребительской кооперации, установлении большей справедливости системы  издержек торговых предприятий при  формировании розничных цен. Система  ценообразования изменилась. Торговые надбавки предприятия устанавливают  самостоятельно.

Избавляясь от чрезмерно  администрированного учета, отчетности, планирования, следует перейти к  стратегическому планированию, что  требует совершенствования деятельности экономических служб системы  потребительской кооперации. При  изучении состояния и перспектив развития рынка товаров и услуг, определении оценки конкурентной силы потребительской кооперации на рынке, работники экономических служб должны использовать инструменты маркетинга и менеджмента.

Перед потребительской кооперацией  стоит задача решения проблемы отставания научно-технического прогресса (отсутствие персональных компьютеров, недостаток электронно-кассовых аппаратов, нехватка квалифицированных кадров), что позволит поднять уровень маркетинговых  исследований, совершенствовать менеджмент на районном и областном уровнях. [12, с. 29]

Основные аспекты стратегии  потребительской кооперации при ее влиянии на формирование местных региональных рынков:

    • диверсификация деятельности, в том числе за счет освоения новых, приоритетных видов деятельности;
    • качественная оценка конъюнктуры регионального рынка (исследование рынков потенциальных товаров и услуг и выбор стратегических зон хозяйствования);
    • перепрофилирование мощностей;
    • активный маркетинг (в том числе формирование ассортимента; создание собственной сбытовой сети; формирование эффективной ценовой политики);
    • комплексная автоматизация всех отраслей деятельности в ПК;
    • информационное обеспечение;
    • использование преимуществ кредитной, финансовой, налоговой политики. [6, с.267]

Главной задачей хозяйственной деятельности потребительской кооперации является удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков, населения в целом. Поэтому, нельзя не отметить, что переход к рыночной экономике и широкое использование свободного предпринимательства оказывают существенное влияние на потребительскую кооперацию так же,  как, в свою очередь, она влияет на формирование местных региональных рынков.

Основные виды деятельности, которые она особенно активно развивает в настоящее время, это подготовка и переподготовка кадров, общественное питание, торговля, производство некоторых товаров народного потребления, заготовки, транспортировка грузов, а также иногда строительство несложных объектов.

Потребительские общества стремятся к полной реализации требований рынка, что приводит к снижению или сокращению до нуля объемов закупок, сокращению ассортимента реализуемых товаров, сокращению объема выпускаемой продукции, отмене некредитоспособности, субсидий.

Рыночная экономика предъявляет  жесткие требования выживаемости кооперативного движения в условиях конкуренции  и нехватки материальных и финансовых ресурсов. Наибольшее влияние на развитие региональных рынков оказывают ценности кооперации, те основы идеи кооперации, которые отражают ее общечеловеческое значение, имеют непреходящий смысл и на протяжении двух веков остаются неизменными. Это взаимопомощь, взаимная ответственность, демократия, равенство, справедливость, солидарность, честность, открытость, социальная ответственность и забота о других. В отличие от ценностей, кооперативные принципы есть конкретизированные идеи. Они используются как фундамент, основа в политике, руководстве и осуществлении кооперативной деятельности на местных рынках.

К ним относятся добровольность и открытое для всех членство, демократический членский контроль, реальное экономическое участие членов в деятельности кооперативов, автономия и независимость кооперативов, создание условий для получения образования, повышения квалификации пайщиков кооперативов, сотрудничество между кооперативами на местном, региональном, национальном и международном уровнях, забота кооперативов о нуждах будущего развития общества в целом.

Названные принципы кооперации следует обязательно учитывать, планируя и осуществляя деятельность потребительской кооперации на местных региональных рынках.  [8, с. 27]

 

4. Направления деятельности потребительской кооперации на местных региональных рынках.

Деятельность потребительской  кооперации на местных рынках очень  разнообразна. В основе ее лежит  торговое обслуживание сельского населения. В районах организованы работы предприятий  по сбору, заготовке и хранению сельскохозяйственной продукции, звероводства, производство товаров народного потребления. Осуществляется строительство производственных объектов, предприятий общественного  питания, объектов социального значения. Заготовительная деятельность предприятий  потребительской кооперации – основа успешной работы перерабатывающей промышленности. Через предприятия потребительской кооперации решаются вопросы об эффективных формах сотрудничества с колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными организациями, личными подсобными хозяйствами граждан. [7, с. 104]

В целом потребительская кооперация  располагает мощной материально-технической  базой по заготовке, производству, переработке  и реализации заготовленной и  закупленной продукции. Потребкооперация имеет широкую сеть магазинов  и предприятий общественного  питания в районных центрах и  сельской местности республики. Все  перечисленные объекты построены  и введены в строй за счет собственных  средств, без привлечения государственных  ресурсов.

Из вышеизложенного можно увидеть, что потребительская кооперация обладает большим потенциалом и характеризуется как крупный заготовительно-производственный торговый комплекс со значительной материально-технической базой и большими товарными ресурсами, которые являются фундаментом борьбы за место на региональных рынках. Для потребительской кооперации переход к рынку означает использование заложенной в самой ее сути экономической свободы.

Бесспорно и то, что в условиях рыночной экономики потребительская  кооперация должна стремиться к получению  прибыли. Прибыль необходима для  достижения цели потребительских союзов - улучшения обслуживания членов потребительских  обществ. В связи с вышеизложенным появляется настоятельная необходимость  совершенствования управления объектами  потребительской кооперации с учетом особенностей данной системы, ее задачами и перспективами дальнейшего  развития. [5, с. 290]

Деятельность потребительской  кооперации на местных рынках будет осуществляться по следующим направлениям:

1. Заготовка, переработка  и хранение сельскохозяйственной  продукции. Организации потребительской кооперации должны гарантировать приемку всей продукции, произведенной и предлагаемой населением, а также лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов, ягод и грибов, вторичного и кожевенного сырья через магазины потребительской кооперации, в том числе в форме товарообмена.

2. Услуги.                                                                                       Потребительская кооперация способна полностью охватить сельский рынок платных услуг. Стратегия развития услуг для сельского населения силами и средствами потребительской кооперации заключается в формировании новой отрасли.

Услуги становятся перспективной  и экономически выгодной отраслью деятельности. Повышенный спрос на услуги обеспечит  приоритетное развитие этой сферы и  приток дополнительной рабочей силы в систему. Сфера услуг является наиболее привлекательным видом  деятельности. В сферу услуг возможно привлечение молодежи, пенсионеров, инвалидов и других категорий  из числа незанятого населения на неполный рабочий день. [11, с. 80]

3. Кредитно-страховая деятельность.                                                 Планируется создать кооперативный банк, страховую компанию, увеличить количество кредитных потребительских кооперативов. Потребительским обществам необходимо развернуть работу по привлечению заемных средств у населения.

5. Оптовая и розничная  торговля.

В развитии местных региональных рынков особая роль отводится оптовой  торговле потребительской кооперации. Для развития местных рынков необходимы современные подходы к поиску и отбору поставщиков.

Оптовые организации должны осваивать рынок малой и сверхмалой техники для домашнего хозяйства, маломасштабного производства, организовывать выставки малой и сверхмалой техники (сепараторы, сушилки для грибов, ягод, прессы малой мощности, хлебовыпечки на инфракрасном излучении, малая сельскохозяйственная техника и т.д.).

Удовлетворяя в основном спрос сельских жителей, розничные  торговые предприятия непосредственно  влияют на состояние этих рынков. Основными направлениями развития розничной торговли являются:

  • охват товарооборотом не менее 50% денежных доходов сельского населения, направленных на покупку товаров;
  • формирование спроса на продукцию собственного производства и увеличение ее доли в розничном товарообороте до 50%;
  • внедрение электронной торговли, рекламной деятельности через Интернет, системы электронного учета покупок пайщиками и расчета бонусов;
  • включение в активную деятельность закрытых предприятий розничной торговли;
  • эффективное использование имеющихся площадей предприятий розничной торговли путем преобразования их в «магазины — приемозаготовительные пункты», занимающиеся наряду с торговлей продовольственными и промышленными товарами продажей лекарственных средств, приемом заказов на бытовые услуги, закупкой у населения сельскохозяйственной продукции, лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов, ягод, грибов, вторичного и кожевенного сырья, изделий народных промыслов;
  • улучшение торгового обслуживания населения путем организации торговли по образцам, предварительным заказам с доставкой на дом;
  • расширение товарного ассортимента;
  • увеличение объема розничной торговли потребительской кооперации на городских рынках, учитывая конъюнктуру на которых, необходимо активно формировать спрос на собственную продукцию, используя современные средства коммуникации.

6. Общественное питание.

Общественное питание  имеет значительные возможности  на внутреннем рынке. Предусматривается  опережающая динамика оборота общественного  питания по сравнению с оборотом розничной торговли. Это станет возможным  благодаря расширению ассортимента и повышению качества продукции  и услуг, реконструкции и перепрофилированию действующих предприятий, усилению их социальной направленности.

Одно из важнейших стратегических направлений деятельности предприятий  питания — увеличение выпуска  продукции собственного производства и реализация ее в розничной торговой сети потребительских обществ (союзов), что позволяет эффективнее использовать производственные мощности, полнее удовлетворить  спрос сельского населения. Следует  открывать в кооперативных магазинах  отделы (филиалы) полуфабрикатов, кондитерских изделий. Усиление социальной деятельности — одно из приоритетных направлений  развития предприятий массового  питания. Потребительская кооперация — организация, которая должна развивать  сеть столовых, буфетов в учебных  заведениях. Усиление социальной деятельности — одно из приоритетных направлений  развития предприятий массового  питания. Потребительская кооперация — организация, которая должна развивать  сеть столовых, буфетов в учебных  заведениях. [11, с. 82]

Целесообразно обратить внимание на предприятия общественного питания. Известно, что кризис экономики затронул все сферы нашей жизни и  не обошел и этот вид деятельности. Для того, чтобы создать хотя бы небольшой товарооборот, сохранить и удержать скудный запас денежных средств регионов, необходимо дать возможность развиваться общественному питанию.

При наличии действенных нормативных  актов по поддержке этого вида деятельности, так или иначе связанной  с торговлей, развитие сети общественного  питания (создание кафе, бистро, ресторанов) привело бы к решению небольшой  части проблемы, связанной с отсутствием  денежных средств.

Во-первых, местные производители  и местное население могли  бы предложить свою сельскохозяйственную продукцию предприятиям общественного  питания.

Во-вторых, население, в свою очередь, пользовалось бы услугами кафе, баров, бистро и ресторанов, оставляя там свои наличные деньги, которые шли бы на закуп местной сельскохозяйственной продукции.

В-третьих, с открытием предприятий общественного питания могли бы появиться дополнительные рабочие места.

Стратегическое направление  развития массового питания —  выпуск продукции для детей и  молодежи. Удовлетворению потребностей современной молодежи способствует открытие вечерних клубов, баров, дискотек, предприятий быстрого обслуживания.

Информация о работе Потребительские кооперативы