Предмет экономики общественного сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 17:31, реферат

Описание

Государство так или иначе воздействует на все сферы рыночной экономики –на производство, обмен и потребление. Рыночная экономика в любой стране представляет собой смешанную экономическую систему, состоящую из двух важнейших секторов - частного и общественного.

Работа состоит из  1 файл

ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА2.doc

— 191.00 Кб (Скачать документ)

ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО  СЕКТОРА

       Государство так или иначе воздействует на все сферы рыночной экономики  –на производство, обмен и потребление. Рыночная экономика в любой стране представляет собой смешанную экономическую  систему, состоящую из двух важнейших секторов - частного и общественного.

       Как правило, под общественным сектором экономики понимают государственный сектор. Вместе с тем в принципе понятие общественного сектора несколько шире, в него входят также бесприбыльные предприятия общественных организаций, коллективные предприятия, общественные и религиозные организации, представляющие различного рода услуги, связанные главным образом с социальным обеспечением населения.

       Государственный сектор экономики представляет собой  систему государственных финансов, государственных предприятий, других государственных ресурсов (например, государственные земли, запасы полезных ископаемых). Во многих странах государственный сектор экономики принято называть общественным. Государство в принципе представляет интересы граждан – членов общества. Поэтому государственный сектор экономики и называют общественным сектором.

       Определяя предмет экономики общественного  сектора. Необходимо выделить несколько  аспектов этой проблемы. Экономика  общественного сектора рассматривает экономическое поведение государства как одного из субъектов рыночной экономики. Анализ этого поведения осуществляется с позиции микроэкономической теории. Можно сказать, что экономика общественного сектора – это микроэкономическая теория государства как субъекта рыночной экономики, рассматривающая в том числе и макроэкономическое взаимодействие государства и рынка.

       Экономическая деятельность государства включает в себя такие важнейшие элементы, как:

  • административно-правовое регулирование, например принятие и контроль за действием законов по защите прав собственности;
  • установление и контроль за ценами на некоторые товары и услуги – как напрямую, так и чрез механизм налогов и субсидий, в частности контроль над тарифами на продукцию и услуги естественных монополий;
  • образования и обороны.

       Все эти виды экономической деятельности государства ведут к двум основным последствиям:

  • во-первых, они изменяют наши доходы;
  • во-вторых, воздействуют на экономические стимулы.

       Действия  правительства влияют на распределение  ресурсов в экономике. И экономика общественного сектора рассматривает теоретические основы этих действий государства.

       Экономика общественного сектора предполагает разные подходы в анализе экономического поведения государства.

       Во-первых, это описание того, что конкретно делает государство, как аккумулирует и расходует средства, каким образом определяет направления размещения своих ресурсов.

       Во-вторых, экономика общественного сектора  предполагает теоретический анализ различных аспектов экономической деятельности государства, в частности того, какое влияние оказывают те или иные действия правительства на экономику страны и внешнего мира, почему государство предпринимает именно эти меры, а не другие и т.д.

       В-третьих, экономика общественного сектора  на основе экономической теории разрабатывает практические рекомендации для действий государства в экономике, для выработки социально-экономической политики.

       Таким образом, экономика общественного  сектора включает в себя как нормативную, так и позитивную экономическую  теорию поведения государства.

       Сущность  государства в  экономической теории

       Прежде  чем перейти к более подробной  характеристике экономической роли государства, необходимо определить, что такое государство, и выделить самые общие черты демократического государства, являющиеся важными в рамках экономики общественного сектора.

       В философии и политологии государство  в самом общем виде определяется как основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Выделяют несколько важнейших функций государства:

    • организационная, управляющая, преследующая общие цели сохранения и жизнедеятельности, достижения общего блага, единства, установления порядка;
    • специфическая функция господства и подавления, когда государство выступает не только как средство борьбы и усмирения, но и как источник конфликтов в отношениях между классами;
    • функция «юридического государства» - создание правовой системы и управление ею, регулирование работы государственного аппарата.

       В экономической теории акцент делается на особенностях государства как механизма общественной координации, отличающегося от рыночного механизма координации экономической деятельности. Про рыноч экономику

       Важнейшими чертами демократического государства являются:

    • принуждение;
    • ответственность и подотчётность;
    • особая мотивация работающих в государственных органах и вообще работающих на государство.

       Принуждение. Государство – это мощный общественный институт, обладающий монополией на многие виды деятельности, например на разработку и принятие законов, обеспечение национальной безопасности. Принуждение является жизненно важной особенностью государства, обеспечивающей, в частности, общественный выбор и производство общественных благ. Это одно из важнейших отличий государства как субъекта рыночной экономики от других субъектов, действующих на основе добровольного характера рыночных сделок.

       Принуждение с экономической точки зрения – это осуществляемое государством ограничение доступа к некоторым экономическим возможностям, способным приносить выгоды тем или иным индивидам.

       Использование принуждения оправдано только тогда, когда отказ от одних возможностей открывает доступ к другим, более  значимым с точки зрения общественного благосостояния. В принципе принуждение противоречит таким общечеловеческим ценностям, как свобода личности и демократический выбор. Общество поэтому стремится минимизировать принуждение, обеспечивая его недоступность для всех, кроме законных представителей государственной власти, и ограничивая лишь те возможности, которые признаются неприемлемыми.

       Подотчётность. Государство обладает монополией на политическую власть, но вместе с тем эта монополия не является абсолютной, она существенно ограничена. Эти ограничения связаны прежде всего с действием конституции и ранее принятых законов. Все ветви государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная, все органы этих ветвей власти ограничены в своих действиях. Подотчётность проявляется также в том, что многие государственные органы и представители государственной власти периодически проходят испытание и проверку со стороны членов общества через механизм выборов. Государство ограничено в своих действиях и в тех сферах, где его присутствие несомненно, например в сфере здравоохранения и образования. Кроме того существуют ограничения, налагаемые действиями других государств.

       Подотчетность – ограничения в деятельности демократического государства, его политической власти со стороны членов общества, связанные с действием конституции и ранее принятых законов, действием механизма выборов на всех уровнях государственной власти.

       Особая  мотивация. Это особые мотивы и стимулы тех людей, которые работают на государство, являются его представителями. Предполагается, что государственные служащие и все те, кто так или иначе связан с государственной деятельностью, служат интересам общества, что их деятельность мотивируется стремлением служить интересам страны и её граждан. Эта мотивация в корне отличается от мотивов деятельности занятых в частных организациях и предприятиях, где главным мотивом деятельности является личный интерес, стремление максимизировать прибыль.

       Особая  мотивация – мотивы и стимулы  тех людей, которые работают на государство, являются его представителями; предполагается, что их деятельность мотивируется стремлением служить интересам страны и её граждан.

Проблема  особой мотивации является достаточно дискуссионной. Многие придерживаются другой точки зрения, в частности  нобелевский лауреат по экономике  Дж. Бьюкенен считает, что, в сущности, с точки зрения психологии и нравственности человек не меняется, - работает он в государственном или в частном секторе, он остаётся тем же, руководствуется своими личными интересами.

 

Экономическая роль государства

       Главный механизм распределения и использования ограниченных ресурсов в рыночной экономике – механизм рынка, где центральное место занимают конкуренция и цены. Вместе с тем, во всех странах с рыночной экономикой значительную роль в экономике играет государство. Государство не только перераспределяет  ресурсы, обеспечивает правовую базу для принятия решений экономическими агентами, осуществляет экономическую политику, но и в некоторых случаях организует производство на государственных предприятиях. Всё это означает, что современная рыночная экономика – это смешанная экономика.

       В широком смысле слова государственный  сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли, запасы полезных ископаемых.

        Схематически, в общем виде экономическую роль государства можно представить с помощью модели экономического кругооборота, которая дополняется третьим экономическим агентом – государством.

        

         
 
 
 

       Рис.1.1 Экономический кругооборот с  участием государства

       Модель  кругооборота показывает, как государство вмешивается в экономику и перераспределяет ресурсы и продукты через систему государственных финансов, т.е. через государственные доходы и расходы.

       Интересно посмотреть, как изменялась экономическая  роль государства в экономической истории и как эти изменения отражались в истории экономической мысли.

       

       Рис.1.2. Государство и экономика в  экономической истории и истории экономической мысли

       Этапы в развитии государственного сектора  в развитых странах (с середины XX до начала XXI в.):

    1. После Второй мировой войны («максималистское государство», пик развития государственного сектора).
    2. Середина 1970-х – конец 1990-х годов («минималистское государство», наименьший уровень развития).
    3. Начало нынешнего столетия («эффективное государство», стабилизация роли государственного сектора, рост производства социальных и общеэкономических услуг).

       Концепция «эффективного государства» включает в себя следующие важнейшие идеи:

    • Государство находится в центре экономического развития, но не как непосредственный источник роста, а как партнёр, катализатор и помощник.
    • В деятельности государства акцент смещается с количественного аспекта экономической деятельности к качественному аспекту.

       Двуступенчатая  стратегия «эффективного государства» предполагает:

  1. Соизмерение и приведение функций государства в соответствие с его потенциалом, концентрацию усилий на основной деятельности, обеспечивающей развитие.
    1. Утверждение основ законности.
    1. Поддержание сбалансированной экономической обстановки.
    2. Поддержание макроэкономической стабильности.
    3. Финансирование базовых социальных услуг и инфраструктуры.
    4. Поддержка незащищенных групп населения.
    5. Защита окружающей среды.

Информация о работе Предмет экономики общественного сектора