Предмет экономики общественного сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 17:31, реферат

Описание

Государство так или иначе воздействует на все сферы рыночной экономики –на производство, обмен и потребление. Рыночная экономика в любой стране представляет собой смешанную экономическую систему, состоящую из двух важнейших секторов - частного и общественного.

Работа состоит из  1 файл

ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА2.doc

— 191.00 Кб (Скачать документ)
  1. Укрепление потенциала государства путём активизации государственных институтов, создания эффективных институтов
    1. Эффективные нормы и ограничения.
    2. Усиление конкуренции в деятельности государства.
    3. Приближение государства к людям, учёт мнений граждан и взаимодействие граждан и государства.

 

        Масштабы государственного сектора экономики  и тенденции его развития

       В истории рыночной экономики XIX-XX вв. в целом наблюдается усиление экономической роли государства. О масштабах экономической деятельности государства свидетельствует колоссальный рост государственных расходов и доходов, увеличение доли государства в перераспределении национального дохода. В частности, в среднем доля совокупных государственных расходов в валовом внутреннем продукте экономически наиболее развитых стран в XX в. Выросла с 10% в 1913 г. до 49% в 80-90-е гг. XX в., когда в этих странах интенсивно развивался процесс разгосударствления и приватизации. В 2000 г. Государственные расходы в России составляли 28% ВВП.В 2008

       По  сравнению с ростом доли государственных  расходов в ВВП несколько иначе выглядит тенденция развития государственного сектора в сфере производства товаров и услуг. Государственный сектор в этой сфере – одно из направлений вмешательства в экономику. Государственный сектор в сфере производства представлен государственными предприятиями.

       Если  взять группу экономически развитых стран, то в отношении государственных расходов можно выделить несколько тенденций, наблюдаемых в XX в.

    1. На протяжении большей части столетия наблюдалось увеличение доли расходов в ВВП этих стран.
    2. Наряду с общим увеличением доли государственных расходов в ВВП имели место циклические колебания этой доли, её увеличение во время экономических спадов и сокращение в периоды экономических подъёмов.
    3. Существуют значительные различия по уровню государственных расходов среди развитых стран, но эти различия не исчезают.
    4. Расходы на социальное обеспечение в настоящее время составляют наибольшую долю государственных расходов, а их рост значительно опережает рост всех остальных направлений расходов даже в таких странах, как США и Япония, где государственные социальные расходы традиционно составляют незначительную долю ВВП.

       Некоторые исследователи в качестве важнейших  причин роста государственных расходов указывают на развитие урбанизации и экономический рост. И урбанизация, и экономическое развитие вызывают рост спроса на общественные блага, загрязнение окружающей среды, что сопровождается ростом государственных расходов.

       Экономическая роль государства значительно различается  по группам стран в зависимости от уровня экономического развития. Об этом свидетельствуют данные о доле государственных расходов в ВВП в конце XX в.

    • В группе наиболее развитых стран (страны ОЭСР) эта доля наиболее высокая, в среднем она составляла 49% ВВП. В настоящее время эта доля медленно, но растет.
    • Более быстрый рост государственных расходов наблюдается в группе развивающихся стран, но сам по себе уровень государственных расходов в этих странах является наиболее низким и составляет 25% ВВП.
    • Промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами занимает группа стран с переходной экономикой. Доля государственных расходов в ВВП этих стран составляет около 30%, но эта доля стабильно снижалась на протяжении 1990-х годов.

Про масштаб  гос. Сектора в России в 2008-09

       Рыночный  механизм во всех странах регулируется государством. Это регулирование  происходит на уровне компаний, на отраслевом, региональном и общенациональном уровнях. Главные проблемы смешанной экономики как экономической системы состоят в том, чтобы:

    • во-первых, найти оптимальное соотношение между рыночным механизмом и государственным регулированием экономики, между частным и государственным секторами экономики;
    • во-вторых, определить наиболее эффективные формы государственного вмешательства в экономику.

       Экономическая роль государства в самом общем  виде проявляется в том, что оно  выполняет определённые экономические функции. Необходимо обратить внимание на следующие важнейшие направления экономической деятельности государства:

    • во-первых, обеспечение правовой основы хозяйственной деятельности экономических агентов, потребителей и производителей;
    • во-вторых, устранение и компенсация недостатков (сбоев, изъянов, провалов) рыночного хозяйственного механизма;
    • в-третьих, осуществление государственной экономической политики.

       Обеспечение правовой основы деятельности экономических  агентов предполагает разработку и внедрение в практику различных законов, создающих одинаковые условия для принятия решений как производителями, так и потребителями. Это законы, определяющие права и формы собственности, обеспечивающие условия заключения и выполнения контрактов, регулирующие отношения между работниками и работодателями, определяющие правила и нормы поведения продавцов и покупателей на различных рынках, формулирующие условия внешнеэкономической деятельности. Государство предоставляет также многочисленные услуги по защите собственности, людей, предприятий, рыночных организаций, создаёт различные системы, нормы, процедуры, стандарты, облегчающие действия рынка. К этим услугам относятся полицейская защита, судебная система, денежная система, система стандартов для измерения качества, массы и объёмов.

       Осуществляя свою экономическую деятельность, государство  выполняет следующие важнейшие функции:

    • стабилизация экономического развития;
    • распределение ресурсов;
    • распределение доходов;
    • повышение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.

       Изъяны  рынка и необходимость  государственного вмешательства в экономику

       Устранение  и компенсация недостатков рыночного  хозяйственного механизма являются важнейшей функцией государства  в рыночной экономике.

       К основным недостаткам (сбоям) рыночного экономического механизма относятся:

    • возникновение и развитие монополий, ограничение конкуренции;
    • проблема производства общественных благ;
    • наличие внешних, или побочных, эффектов;
    • проблема ассиметричной информации;
    • неполные рынки;
    • макроэкономическая нестабильность – колебания экономической активности, появление безработицы, недогрузки производственных мощностей, инфляции, дефицита государственного бюджета, дефицита внешнеторгового баланса;
    • неравенство в распределении ресурсов и доходов.

       В микроэкономической теории к сбоям рынка относятся экономические ситуации, когда рациональное поведение людей в условиях рыночной экономики не обеспечивает достижения эффективного использования ресурсов. К сбоям такого рода относятся проблема монополии, проблема общественных благ, внешние эффекты, ассиметричная информация, так называемые неполные рынки.

         
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рис. Сбои рыночного экономического механизма

       Конкуренция – важнейшее условие существования  рыночной экономики. Государство в целях поддержки конкуренции проводит антимонопольную политику. Во многих странах действует антимонопольное законодательство, существуют государственные органы по его исполнению. В соответствии с этим законодательством государство ограничивает слияния крупных производителей, отслеживает долю рынка, контролируемую крупной фирмой.

       Проблема  общественных благ заключается в  том, что существует потребность  у потребителей  в них, но платёжеспособный спрос и предложение они не формируют. Это так называемая проблема «фрирайдера». Решая эту проблему, государство может принять решение о производстве общественных благ на государственных предприятиях иди привлечь частных производителей через систему государственных закупок. Таким образом, проблема производства общественных благ в рыночной экономике ведёт к возникновению государственного предпринимательства.

       Наличие внешних, или побочных, эффектов, т.е. издержек, которые достаются «третьим лицам», не участвующим в рыночной сделке, также ведёт к рыночному  сбою, который общество нейтрализует с помощью государственного регулирования.

       Неполнота информации, её неравномерное распределение  между покупателями и продавцами ведёт к тому, что покупатели и производители могут принимать неверные решения, неэффективно использовать ресурсы. В этом заключается проблема ассиметричности информации. В таких условиях на рынке возникает диктат производителя. Кроме законов о защите прав потребителей ассиметричная информация корректируется законами о рекламе, об охране труда, о санитарии и гигиене в производстве продуктов питания, о мошенничестве, о страховании банковских депозитов и др.

       Другим  важным несовершенством рыночного  экономического механизма является проблема неполных рынков, т.е. когда рынок не в состоянии обеспечить какое-то частное благо. К неполным рынкам относят некоторые сегменты страхового рынка, рынка капиталов и так называемы дополняющие рынки. Возникает необходимость в государственном вмешательстве в деятельность таких рынков.

       Общие причины существования проблемы неполноты рынков могут быть следующие:

    • во-первых, это большие трансакционные издержки, прежде всего связанные с инновациями, с производством новых благ;
    • во-вторых, ассиметричная информация также формирует неполноту рынков. Отсутствие информации в случае со страхованием может потребовать высоких цен на услуги страхования, что, в первую очередь, делает эти услуги недоступными для  потребителей, и рынок услуг не формируется.

       Неполнота рынков тесно связана с проблемой  дополняющих рынков, например, рынков взаимодополняющих товаров. Здесь также требуется государственная координация в распределении ресурсов в форме планирования.

       Макроэкономическая  нестабильность характерна для рыночной экономики. Это колебания экономической  активности, проявляющиеся в изменениях уровня безработицы, недогрузке производственных мощностей, инфляции, дефиците государственного бюджета, дефиците внешнеторгового баланса в условиях рыночной экономики.

       В рыночной экономике экономическое  развитие происходит неравномерно, период быстрого экономического роста и инфляции сменяется экономическим спадом с высоким уровнем безработицы. Государство предпринимает усилия по стабилизации экономики, направленные на достижение полной занятости, стабильности цен, поддержание стабильных темпов роста экономики. Это достигается с помощью макроэкономической политики правительства, которая включает в себя бюджетно-финансовую, денежно-кредитную и внешнеэкономическую политику.

 

       Понятие финансового контроля

       Движение  финансовых потоков, будь то финансы  государственные, либо финансы экономических субъектов, имеет определённые общественные последствия. Наличие последствий предполагает ответственность собственников доходов – государства, корпораций, частных граждан – перед обществом и друг другом. Здесь и возникают экономические причины и правовые основы финансового контроля. Он помогает формировать полную и объективную картину финансовых потоков и финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Результаты контроля позволяют более реально оценивать экономическую ситуацию в стране, способствуют обеспечению экономического роста и решению социальных проблем.

Информация о работе Предмет экономики общественного сектора