Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 17:31, реферат
Государство так или иначе воздействует на все сферы рыночной экономики –на производство, обмен и потребление. Рыночная экономика в любой стране представляет собой смешанную экономическую систему, состоящую из двух важнейших секторов - частного и общественного.
Финансово-кредитная сфера в нашей стране как на федеральном, так и на местном уровнях охвачена контролем в настоящее время не полностью. Не имеет всеобъемлющего характера бюджетный контроль. Во многом закрытой зоной остаются военные расходы. Слабо проверяются затраты на охрану правопорядка, безопасность, осуществление внешней политики. Только частично и нерегулярно ревизируется выполнение смет органов власти. Не отвечает потребностям уровень организации ведомственного финансового контроля.
В банковской системе страны контроль и надзор носят автономный характер. Недостаточно контролируются бюджеты государственных внебюджетных фондов, средства, поступающие в распоряжение органов власти помимо бюджетов, финансовые результаты деятельности государственных унитарных предприятий, акционерных обществ.
Периодичность ревизий и проверок, обеспечивающая полный охват ими государственных и муниципальных средств, отсутствует.
Формирование правовой базы государственного и муниципального финансового контроля пока не завершено, не принят федеральный закон об основах финансового контроля.
Органы государственного финансового контроля
Органами финансового контроля называют органы, специально создаваемые для осуществления контрольных полномочий, либо подразделения органов исполнительной власти, на которые возлагаются функции финансового контроля в соответствующей отрасли или ведомстве.
На практике финансовый контроль в нашей стране в настоящее время осуществляют Счётная палата Российской Федерации, контрольно-счётные органы субъектов Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам, Федеральная таможенная служба, Центральный Банк Российской Федерации, органы финансового контроля (контрольно-ревизионные подразделения) органов исполнительной власти всех уровней.
Конкретные полномочия и функции каждого органа устанавливаются при его создании нормативным документом – законом, указом, постановлением, положением о данном органе.
Масштабную и разностороннюю деятельность в сфере государственного финансового контроля ведёт Счётная палата Российской Федерации.
Образование Счётной палаты для контроля за исполнением федерального бюджета предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Она действует на основании специального закона о Счётной палате.
Счётную палату формируют Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Государственная Дума утверждает Председателя палаты, Совет Федерации – его заместителя. Каждая палата назначает также по шесть аудиторов Счётной палаты – государственных служащих высшего ранга, возглавляющих основные направления контроля. Аудиторы самостоятельно решают все вопросы организации деятельности возглавляемых ими направлений и несут ответственность за её результаты.
Срок полномочий Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счётной палаты шесть лет.
Председатель Счетной палаты:
Заместитель
Председателя Счетной палаты выполняет
должностные обязанности в
Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, образуется Коллегия Счетной палаты. В состав Коллегии Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты.
По
совместному предложению
Задачами Счетной палаты являются:
Все государственные органы и любые организации обязаны представлять Счётной палате информацию, необходимую для выполнения её задач, оказывать содействие её деятельности. За отказ в представлении информации, представление заведомо неполной или ложной информации Счётной палате установлена уголовная ответственность.
Выявляя
финансовые нарушения, отклонения от установленных
бюджетных показателей, Счётная
палата должна анализировать причины
и готовить необходимые предложения.
Руководителям органов
Особенностью и одновременно недостатком организационного строения Счётной палаты, ограничивающим её практические возможности, является то, что она не имеет территориальных подразделений. Ограничивает возможности Счётной палаты и то, что она не правомочна защищать интересы государства путём прямого обращения в суд. Палате приходится направлять материалы по результатам проверок, требующим судебного разбирательства, в прокуратуру. Это затягивает возмещение ущерба, снижает эффективность контроля. В течение нескольких лет существовало и другое ограничение полномочий Счётной палаты. В ежегодных законах о федеральном бюджете приостанавливали использование права палаты осуществлять оперативный текущий контроль над исполнением бюджета. В 2004 г. Конституционный суд Российской Федерации признал такую практику не соответствующей Конституции страны.
Поскольку равноправные субъекты Российской Федерации, из которых состоит наше государство, обладают самостоятельностью, большими экономическими и финансовыми полномочиями, важную роль приобретает организация государственного финансового контроля на их уровне и их силами. Функции, аналогичные функциям федеральной Счётной палаты, в отношении государственных средств субъектов Российской Федерации выполняют органы финансового контроля, создаваемые законодательными (представительными) органами республик, краёв, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. В целом такие учреждения принято называть контрольно-счётными органами. В соответствии с особенностями федеративного устройства Российской Федерации эти контрольные органы федеральной Счётной палате не подчинены.
С целью повышения эффективности системы государственного финансового контроля в стране, координации деятельности контрольно-счётных органов субъектов Федерации между собой и со Счётной палатой России, укрепления сотрудничества между ними образована общественная Ассоциация контрольно-счётных органов Российской Федерации. Она содействует формированию современной правовой базы государственного финансового контроля, разработке и внедрению унифицированной системы контроля, разработке и внедрению унифицированной системы контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, расширению и совершенствованию совместных контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий.
Ассоциация проводит ежегодные конференции с обсуждением актуальных вопросов состояния и совершенствования государственного финансового контроля, развивает другие формы обмена опытом и объединения сил контролёров, способствует взаимодействию контрольных органов в масштабе страны. В федеральных округах созданы отделения Ассоциации. Принят этический кодекс сотрудников контрольно-счётных органов Российской Федерации.
Эффективность деятельности контрольно-счётных органов снижает то, что в стране не установлена обязательность таких органов для каждого субъекта Федерации, нет единого порядка их организации и функций. Хотя созданы они повсеместно, часть из них не является полноценными контрольными органами, не имеет самостоятельности и достаточных полномочий, чтобы осуществлять действенный контроль.