Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 17:31, реферат
Государство так или иначе воздействует на все сферы рыночной экономики –на производство, обмен и потребление. Рыночная экономика в любой стране представляет собой смешанную экономическую систему, состоящую из двух важнейших секторов - частного и общественного.
На практике финансовый контроль – это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками.
Государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется органами, уполномоченными на то государством или местным самоуправлением.
Задача государственного и муниципального контроля – защита законных финансовых интересов общества, государства, каждого гражданина. В этих целях все государственные и муниципальные средства должны подвергаться ревизиям и проверкам в полном объёме с установленной периодичностью в зависимости от важности, направления и объёма расходования средств. Путём ревизии или проверки выясняют законность использования средств и соответствие произведённых расходов их целевому назначению.
Государство в осуществлении финансового контроля играет двоякую роль. Прежде всего, оно принимает законодательные и другие акты, регулирующие общие и конкретные параметры контроля. С другой стороны, государство само в лице специально созданных государственных органов выступает участником и организатором контроля. В нашей стране порядок осуществления государственного и муниципального финансового контроля, его правовые основы, органы контроля, их конкретные задачи, функции и полномочия устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими законодательными и нормативными правовыми актами.
Правовую базу (законодательные и иные нормативные правовые акты), органы, на которые возложено проведение контроля, и методы осуществления контроля – всё это, вместе взятое, принято рассматривать как систему финансового контроля.
В
любой системе финансового
Внешним называют контроль, который осуществляют специальные, вышестоящие по отношению к проверяемому объекту или независимые от него органы финансового контроля. Под внутренним контролем понимают контроль в пределах одной организации или отрасли, ведомства силами их собственных структурных подразделений и штатных сотрудников. Оба вида финансового контроля важны и необходимы. Главным средством обеспечения финансового порядка принято считать внешний финансовый контроль, приверженный только закону и несущий ответственность перед всем обществом. Однако и внутренний финансовый контроль необходим, так как он обеспечивает более полный охват контролируемых финансовых средств путём оценки средств конкретных экономических структур.
Системы государственного финансового контроля есть во всех экономически развитых странах. С 1953 г. Действует Международная организация высших контрольных органов (ИНТОСАИ), объединяющая более 120 стран-членов. В её состав входит и Счётная палата Российской Федерации.
При формировании и в деятельности систем финансового контроля соблюдаются некоторые общие принципы, без следования которым результативность финансового контроля невозможна. Принципы выработаны и проверены многолетней мировой практикой. Они являются выражением объективности происхождения и действия финансового контроля. Каждый из них значим сам по себе, но наибольший эффект возможен только при соблюдении всех принципов.
Обычно к общим принципам финансового контроля, обеспечивающим решение его задач и достижение целей, относят:
Законность – фундаментальная правовая основа существования общества и функционирования государства. Как принцип финансового контроля законность означает прежде всего, что содержание контроля определяется конституцией страны, законодательными и другими документами, посредством которых осуществляется правовое регулирование финансовых, денежных, валютных, кредитных отношений, банковской деятельности. Полномочия контрольных органов также устанавливаются законом и конкретизируются нормативными правовыми актами, принимаемыми в развитие законов.
Законность финансового контроля с точки зрения общества проявляется и в том, что документы, создаваемые органами контроля по результатам ревизий и проверок, имеют юридическое значение для структур, судебных органов. По ним судят о результатах использования средств, правомерности действий юридических и должностных лиц, наличии или отсутствии финансовых нарушений, оценивают состоятельность собственников, возможность взаимодействия с ними.
Принцип объективности предполагает, что финансовый контроль строится строго на фактической и документальной основе, имеет дело с отчётными данными о финансовой деятельности объекта контроля, составленными и утверждёнными в установленном порядке, оценивает их всесторонне и беспристрастно.
Независимость финансового контроля гарантируется конституцией и соответствующими законами. Она начинается с того, что органы контроля, их руководители и работники должны быть максимально ограждены от возможного влияния на результаты их деятельности со стороны проверяемых. Органам финансового контроля в пределах их компетенции должны быть подконтрольны все органы власти, начиная с парламента и правительства. С другой стороны, сами органы контроля, в первую очередь их высшие инстанции, подчиняются только закону и отвечают за свои действия в установленном законом порядке. В обеспечении самостоятельности и независимости органов контроля важна их финансовая составляющая. Им необходимо получать из государственного или муниципального бюджета целевым назначением средства, достаточные для выполнения возложенных задач, и пользоваться правом расходовать выделенные суммы без ограничений. Отчёт об использовании полученных средств должен носить публичный характер и быть доступен для сторонней проверки.
Принцип
разграничения функций и
Говоря о принципе подотчётности органов контроля создающим их органам власти, надо иметь в виду, что государственная власть делится, как правило, на законодательную, исполнительную и судебную. Соответственно в каждой ветви власти могут быть созданы свои органы финансового контроля, чем и определяется их подотчётность. Обычно такие органы создаются по линии законодательной и исполнительной власти, поскольку судебная власть действует своими специальными методами. По линии исполнительной власти, кроме общегосударственных, могут существовать ведомственные органы финансового контроля. Тем самым обеспечивается полнота, всесторонность и своевременность контроля. Во всех развитых странах есть орган государственного финансового контроля. В Российской Федерации эту роль выполняет общегосударственная Счётная палата.
Принцип гласности предполагает, что результаты финансового контроля должны быть общедоступны. Гласность способствует результативности контроля, делает его действенным орудием повышения эффективности власти. Доступность, когда речь идёт о государственных и муниципальных средствах, обеспечивается обычно двумя способами: предоставлением докладов контрольных органов соответствующим властным структурам для обсуждения и принятия мер по устранению нарушений и публикацией результатов ревизий и проверок в средствах массовой информации. Очень важно, чтобы руководители контрольных органов, специалисты комментировали факты и данные своей работы, давали обществу профессионально состоятельные пояснения во избежание распространения слухов и домыслов, которые почти всегда сопровождают финансовые коллизии. Власть обязана исключить использование ложных предлогов и типа ссылок на государственную, коммерческую и банковскую тайну для сокрытия от общественности злоупотреблений, выявленных контролёрами.
Государственный и муниципальный финансовый контроль
В современной России финансовый контроль как функция власти и местного самоуправления осуществляется в виде государственного и муниципального финансового контроля.
В соответствии с особенностями федеративного устройства страны государственный финансовый контроль организуется в масштабе и на уровне всей Федерации и в каждом субъекте Федерации. Для этого создаются органы государственного финансового контроля или отдельные органы власти наделяются функциями финансового контроля. Финансовый контроль организуют и органы местного самоуправления, которые в Российской Федерации не входят в систему государственной власти и осуществляют свои полномочия самостоятельно.
Государственные и муниципальные контрольные органы в сфере финансов представляют собой часть механизма реализации финансовой политики государства. Одновременно они являются обязательной составляющей общей структуры контрольных органов государства и местного самоуправления.
Государственный финансовый контроль помогает обеспечить проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защиту финансовых интересов государства и его граждан. Он представляет собой контроль за:
В
этих целях проверяются
Контроль осуществляется также за организацией денежного обращения и рынка ценных бумаг, прохождением государственных средств в этой сфере, законностью предоставления от имени государства финансовых льгот и преимуществ и их использованием, обоснованностью и правомерностью действий кредитных организаций по привлечению и использованию средств юридических и физических лиц. Сюда же относятся проверка исполнения международных финансовых обязательств и состояния государственного внутреннего и внешнего долга, проведение финансовых экспертиз проектов законодательных и иных правовых нормативных актов, влияющих на формирование и использование государственных средств, или предусматривающих расходы, покрываемые за счёт таких средств.
Объектами
государственного финансового контроля
выступают юридические и
Государственный и муниципальный финансовый контроль реализуется в форме предварительного, текущего и последующего контроля.
Предварительный контроль – это проверки на стадии составления и рассмотрения проектов формирования и использования средств учреждениями и организациями, содержащимися за счёт соответствующих средств или претендующими на получение финансовой помощи, бюджетных кредитов, финансирования инвестиций, целевых и иных программ, а также получение гарантий органов власти или местного самоуправления.
Текущий контроль осуществляется непосредственно в процессе формирования и использования государственных и муниципальных средств с целью предупреждения и оперативного устранения допускаемых нарушений.
Последующий
контроль представляет собой контроль
по итогам формирования и использования
государственных и
Но последующий контроль не лишён объективных недостатков. Он не может предупреждать нарушения и злоупотребления, а только фиксировать их. Поэтому важным условием успешности финансового контроля является умелое использование и сочетание его форм.
Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют муниципальный финансовый контроль. Если муниципалитеты получают средства из федерального бюджета, то эти средства подлежат государственному контролю.
Содержание и объекты муниципального контроля аналогичны с учётом разницы компетенции органов государственной власти и местного самоуправления содержанию и объектам государственного контроля.