Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 05:27, курсовая работа
Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрытие основных звеньев финансовой системы;
рассмотрение главного звена финансовой системы - государственного
бюджета на примере Российской Федерации;
выявить основной принцип построения финансовой системы;
раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики.
Введение
Финансы как экономическая категория. Понятие финансовой системы страны
Основные этапы развития Финансовых отношений. Признаки и функции финансов.
Общее понятие финансовой системы и ее структура
Особенности построения финансовых систем различных стран
Финансовая политика государства
Содержание, задачи, цели финансовой политики
Составные части финансовой политики
Роль государства в реализации финансовой политики
III Заключение
IV Список литературы
Они могут
быть созданы в форме
К субъектам хозяйствования относятся также и домашние хозяйства и соответственно различают финансы домашних хозяйств.
Под домашним хозяйством понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет.
Сфера централизованных финансов представляет собой общегосударственные финансы и имеет своим функциональным назначением распределение и перераспределение общественного продукта и национального дохода в масштабах всего народного хозяйства.
Материальным
воплощением
Выделяют четыре основные составляющие централизованных финансов:
Государственный бюджет является одним из основных звеньев финансовой системы. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов государства. Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц.
В расходной
части государственного бюджета
указываются конкретные направления
денежных средств, их количественные параметры.
Решающая часть расходов бюджета
используется на финансирование отраслей
народного хозяйства и
По размерам
доходной и расходной части
Важным звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Первоначально эти фонды предназначались для финансирования отдельных целевых мероприятий, впоследствии же приобрели значение резерва, к которому прибегают правительства в случае финансовых трудностей.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение - мобилизация средств для пенсионного обеспечения, занятости населения, обязательного медицинского страхования, развития приоритетных отраслей экономики и т.д. Мобилизация и использование средств внебюджетных фондов осуществляется в специальных формах и особыми методами, в связи с чем эти фонды выделяют в самостоятельное звено государственных финансов. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Общее число внебюджетных фондов в каждой стране определяется правительством.
Порядок формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируется законодательством.
В соответствии
с действующим порядком государственные
целевые и внебюджетные фонды
имеют целевое назначение, что
гарантирует использование
Следующим звеном общегосударственных финансов является государственный кредит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.
Основные формы государственного кредита:
-продажа на фондовом рынке облигаций и казначейских обязательств;
-денежная или кредитная эмиссия.
Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренним называется государственный кредит, размещаемый внутри страны, если он размещается в других странах, то это внешний кредит.
Еще одним звеном финансовой системы являются фонды государственного страхования. Под государственным страхованием понимают отношения, связанные с созданием резервных фондов для защиты субъектов хозяйствования, организаций и граждан от различного вида рисков.
Специфической сферой финансовой системы являются органы управления финансами — финансовый аппарат — третья сфера финансовой системы.
Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделяются соответствующей компенсацией.
Особенность
финансового аппарата состоит в
том, что он является частью государственного
аппарата, его нельзя включать в
состав финансовых отношений. Однако финансовый
аппарат оказывает
Состав финансовой системы страны во многом зависит от того, является государство федеральным или унитарным.
Рассматриваемые
выше сферы и звенья финансовой системы
тесно взаимосвязаны между
Взаимосвязь
каждой сферы и звена финансовой
системы заключается и в том,
что все они в совокупности
оказывают серьезное
1.3 Принципы построения финансовых систем различных стран
Как отмечалось ранее, финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Сбалансированная финансовая система должна обеспечивать оптимальное распределение и перераспределение финансовых ресурсов между своими субъектами, причем эта цель должна достигаться с минимальными потерями.
Финансовые системы многих стран имеют различия, что обусловлено:
Япония,
являясь унитарным
Бюджет центрального правительства страны Доходы и расходы бюджета группируются по разделам, статьям и параграфам. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы - на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа. Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта.
Доходная часть государственного бюджета Японии формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений. По сравнению с другими странами доля неналоговых поступлений в Японии достаточно высокая. Сюда входят доходы от арендной платы, продажи земельных участков и другой недвижимости, пени, штрафы, доходы от лотерей и т. п, В неналоговые статьи дохода включается также остаток предыдущего года.
Вторым звеном бюджетной системы Японии являются бюджеты местных органов власти (префектур). В Японии 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков и районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет.
Третьим
структурным элементом
Финансы государственных предприятий, как звено финансовой системы, имеют свои особенности. В силу многих причин в Японии сложилось четкое разграничение сфер приложения капитала: частного - в производственную сферу, государственного — в инфраструктуру. Поэтому государственный сектор не является серьезным конкурентом ни в одной из областей производства, и его функционирование, по существу, полностью подчинено интересам частных корпораций.
Современная
система государственных
Финансовая система США отличается высокой степенью автономии своих элементов. Формально каждое подразделение государственного управления самостоятельно составляет и утверждает свой бюджет, разрабатывает и осуществляет налоговую политику; управляет государственным долгом1. Бюджеты штатов не входят в федеральный бюджет, а местные бюджеты - в бюджет штатов. Существуют многочисленные фонды, бюджеты предприятий, сметы законодательных и судебных органов, которые не включаются в федеральные и местные бюджеты (либо результат их деятельности указывается по сальдо).
Бюджетное устройство США состоит из 3-х уровней:
Главное звено составляет федеральный бюджет - регулярно утверждаемая подробная смета всех правительственных расходов и доходов, распределяемых по источникам поступления и основным направлениям и программам расходования средств. На структуру федерального бюджета сильное влияние оказывают политические события, поэтому финансовую стратегию государства определяет администрация президента.
Бюджет США выполняет 3 основные функции:
В федеральном
бюджете сосредоточены
Второй элемент финансовой системы США - бюджеты штатов и местных органов власти. Их составляют, утверждают и исполняют органы управления административными единицами. Федеральные власти не уполномочены прямо контролировать бюджеты штатов. В большинстве штатов составление бюджета находится в ведении главы исполнительной власти. Смету расходов разрабатывают бюджетное и финансовое бюро, смету доходов — налоговые и другие органы. Проект бюджета направляется в местные законодательные органы.
Третий
элемент финансовой системы - специальные
фонды, функционирующие как