Принципы построения финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 05:27, курсовая работа

Описание

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:

раскрытие основных звеньев финансовой системы;

рассмотрение главного звена финансовой системы - государственного

бюджета на примере Российской Федерации;

выявить основной принцип построения финансовой системы;

раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики.

Содержание

Введение
Финансы как экономическая категория. Понятие финансовой системы страны
Основные этапы развития Финансовых отношений. Признаки и функции финансов.
Общее понятие финансовой системы и ее структура
Особенности построения финансовых систем различных стран
Финансовая политика государства
Содержание, задачи, цели финансовой политики
Составные части финансовой политики
Роль государства в реализации финансовой политики
III Заключение
IV Список литературы

Работа состоит из  1 файл

фк.docx

— 71.31 Кб (Скачать документ)

Они могут  быть созданы в форме потребительских  кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и

К субъектам  хозяйствования относятся также  и домашние хозяйства и соответственно различают финансы домашних хозяйств.

Под домашним хозяйством понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет.

Сфера централизованных финансов представляет собой общегосударственные финансы и имеет своим функциональным назначением распределение и перераспределение общественного продукта и национального дохода в масштабах всего народного хозяйства.

Материальным  воплощением общегосударственных  финансов являются централизованные фонды  денежных средств, которые используются для удовлетворения общегосударственных  потребностей.

Выделяют  четыре основные составляющие централизованных финансов:

  1. государственный бюджет,
  2. внебюджетные фонды,
  3. государственный кредит,
  4. фонды государственного страхования,

Государственный бюджет является одним из основных звеньев финансовой системы. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов государства. Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц.

В расходной  части государственного бюджета  указываются конкретные направления  денежных средств, их количественные параметры. Решающая часть расходов бюджета  используется на финансирование отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой  удельный вес в расходной части  занимают расходы на содержание аппарата управления и оборону страны.

По размерам доходной и расходной части государственного бюджета обычно судят об уровне экономического развития страны и материальном положении  основной части населения.

Важным  звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Первоначально эти фонды предназначались для финансирования отдельных целевых мероприятий, впоследствии же приобрели значение резерва, к которому прибегают правительства в случае финансовых трудностей.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение - мобилизация средств для пенсионного обеспечения, занятости населения, обязательного медицинского страхования, развития приоритетных отраслей экономики и т.д. Мобилизация и использование средств внебюджетных фондов осуществляется в специальных формах и особыми методами, в связи с чем эти фонды выделяют в самостоятельное звено государственных финансов. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Общее число внебюджетных фондов в каждой стране определяется правительством.

Порядок формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируется законодательством.

В соответствии с действующим порядком государственные  целевые и внебюджетные фонды  имеют целевое назначение, что  гарантирует использование средств в полном объеме.

Следующим звеном общегосударственных финансов является государственный кредит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.

Основные  формы государственного кредита:

-продажа  на фондовом рынке облигаций  и казначейских обязательств;

-денежная  или кредитная эмиссия.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренним называется государственный кредит, размещаемый внутри страны, если он размещается в других странах, то это внешний кредит.

Еще одним  звеном финансовой системы являются фонды государственного страхования. Под государственным страхованием понимают отношения, связанные с созданием резервных фондов для защиты субъектов хозяйствования, организаций и граждан от различного вида рисков.

Специфической сферой финансовой системы являются органы управления финансами — финансовый аппарат — третья сфера финансовой системы.

Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные  и исполнительные органы, которые  наделяются соответствующей компенсацией.

Особенность финансового аппарата состоит в  том, что он является частью государственного аппарата, его нельзя включать в  состав финансовых отношений. Однако финансовый аппарат оказывает непосредственное воздействие на финансовые отношения, он организует их так, чтобы они оказывали эффективное воздействие на все стороны деятельности народного хозяйства.

Состав финансовой системы страны во многом зависит от того, является государство федеральным или унитарным.

Рассматриваемые выше сферы и звенья финансовой системы  тесно взаимосвязаны между собой. Это проявляется в следующем: финансы субъектов хозяйствования взаимодействуют с общегосударственными (централизованными) финансами — при уплате налогов и неналоговых платежей в бюджеты и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, при получении бюджетных средств некоторыми организациями для финансирования их деятельности и т.п.

Взаимосвязь каждой сферы и звена финансовой системы заключается и в том, что все они в совокупности оказывают серьезное воздействие  на процессы формирования фондов денежных средств, которые используются затем  на финансирование многочисленных мероприятий, предусматриваемых в финансовых планах разного уровня.

 

1.3 Принципы построения финансовых систем различных стран

 

Как отмечалось ранее, финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Сбалансированная финансовая система должна обеспечивать оптимальное распределение и перераспределение финансовых ресурсов между своими субъектами, причем эта цель должна достигаться с минимальными потерями.

Финансовые  системы многих стран имеют различия, что обусловлено:

  • различными формами государственного и политического устройства;
  • спецификой развития экономики;
  • сложившейся отраслевой структурой;
  • масштабами экономики;
  • прочими факторами.
  • Финансовая система Японии

Япония, являясь унитарным государством, имеет двухуровневую бюджетную  систему, состоящую из государственного бюджета и бюджетов местных органов  власти. Кроме этих звеньев, в финансовую систему страны также входят специальные  фонды и финансы государственных  предприятий.

Бюджет  центрального правительства страны Доходы и расходы бюджета группируются по разделам, статьям и параграфам. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы - на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа. Бюджетный год  в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта.

Доходная  часть государственного бюджета  Японии формируется за счет налоговых  и неналоговых поступлений. По сравнению  с другими странами доля неналоговых  поступлений в Японии достаточно высокая. Сюда входят доходы от арендной платы, продажи земельных участков и другой недвижимости, пени, штрафы, доходы от лотерей и т. п, В неналоговые статьи дохода включается также остаток предыдущего года.

Вторым  звеном бюджетной системы Японии являются бюджеты местных органов власти (префектур). В Японии 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков и районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет.

Третьим структурным элементом финансовой системы Японии являются специальные фонды. К ним относятся страховые, пенсионные, сберегательные и некоторые другие.

Финансы государственных предприятий, как звено финансовой системы, имеют свои особенности. В силу многих причин в Японии сложилось четкое разграничение сфер приложения капитала: частного - в производственную сферу, государственного — в инфраструктуру. Поэтому государственный сектор не является серьезным конкурентом ни в одной из областей производства, и его функционирование, по существу, полностью подчинено интересам частных корпораций.

  • Финансовая система США

Современная система государственных финансов США состоит из трех звеньев 

  • Бюджетная система (федерального бюджета),
  • финансов штатов и местных органов власти,
  • специальных правительственных фондов.

Финансовая  система США отличается высокой  степенью автономии своих элементов. Формально каждое подразделение  государственного управления самостоятельно составляет и утверждает свой бюджет, разрабатывает и осуществляет налоговую  политику; управляет государственным  долгом1. Бюджеты штатов не входят в федеральный бюджет, а местные бюджеты - в бюджет штатов. Существуют многочисленные фонды, бюджеты предприятий, сметы законодательных и судебных органов, которые не включаются в федеральные и местные бюджеты (либо результат их деятельности указывается по сальдо).

Бюджетное устройство США состоит  из 3-х уровней:

  • федеральный бюджет:
  • бюджеты 50 штатов-членов федерации;
  • бюджеты 12,7 тыс. административных, хозяйственно-предпринимательских, культурно-просветительских и других местных подразделений.

Главное звено составляет федеральный бюджет - регулярно утверждаемая подробная  смета всех правительственных расходов и доходов, распределяемых по источникам поступления и основным направлениям и программам расходования средств. На структуру федерального бюджета  сильное влияние оказывают политические события, поэтому финансовую стратегию государства определяет администрация президента.

Бюджет  США выполняет 3 основные функции:

  • Содержание государственной машины (аппарат управления, суды и пр.).
  • Перераспределение доходов между социальными слоям населения и территориями в целях благоприятного социального климата и предотвращения напряженности.
  • Использование бюджета в качестве инструмента для стимулирования экономического роста, поддержания условий для развития предпринимательства.

В федеральном  бюджете сосредоточены важнейшие  доходы и основные расходы — ассигнования общенационального значения. Через  федеральный бюджет перераспределяются примерно 60 % всех средств бюджетной  системы.

Второй  элемент финансовой системы США - бюджеты штатов и местных органов  власти. Их составляют, утверждают и  исполняют органы управления административными единицами. Федеральные власти не уполномочены прямо контролировать бюджеты штатов. В большинстве штатов составление бюджета находится в ведении главы исполнительной власти. Смету расходов разрабатывают бюджетное и финансовое бюро, смету доходов — налоговые и другие органы. Проект бюджета направляется в местные законодательные органы.

Третий  элемент финансовой системы - специальные  фонды, функционирующие как самостоятельные  финансовые учреждения. Они имеют  целевое назначение. Доходы фондов формируются за счет налоговых и  неналоговых поступлений, также  средств федерального бюджета. К специальным фондам относятся: фонды социального страхования по старости, случаю потери кормильца, по состоянию здоровья; экономические фонды созданы для регулирования хозяйственной жизни (инвестиционные, конъюнктурные, фонд перестройки и развития. Особенностью финансовой системы США является незначительная доля государственного сектора и финансов государственных предприятий.

Информация о работе Принципы построения финансовой системы