Принципы построения финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 05:27, курсовая работа

Описание

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:

раскрытие основных звеньев финансовой системы;

рассмотрение главного звена финансовой системы - государственного

бюджета на примере Российской Федерации;

выявить основной принцип построения финансовой системы;

раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики.

Содержание

Введение
Финансы как экономическая категория. Понятие финансовой системы страны
Основные этапы развития Финансовых отношений. Признаки и функции финансов.
Общее понятие финансовой системы и ее структура
Особенности построения финансовых систем различных стран
Финансовая политика государства
Содержание, задачи, цели финансовой политики
Составные части финансовой политики
Роль государства в реализации финансовой политики
III Заключение
IV Список литературы

Работа состоит из  1 файл

фк.docx

— 71.31 Кб (Скачать документ)

Первый  вариант характеризует жесткую  фискальную и жесткую монетарную политику, в результате которой сокращается  совокупный спрос. Она оказывает  противодействие инфляции, но может  обернуться экономическим спадом. И  тогда целесообразно использовать второй вариант, т.е. изменить только бюджетно-налоговую  политику, чтобы оживить производство. Однако и здесь возможно проявление отрицательного эффекта — вытеснение частных инвестиций.

Третий  вариант смягчает обстановку, сложившуюся  после вытеснения инвестиций, и меняет структуру спроса, создавая условия  для быстрого роста экономики.

При использовании  четвертого варианта увеличиваются  и другие составляющие совокупного  спроса.

 

2.3 Роль государства в реализации финансовой политики

 

Рост  эффективности и финансового оздоровления экономики зависит от умения государства сочетать государственные финансовые регуляторы с рыночным механизмом.

Основными задачами решаемыми финансовой системой в процессе реализации финансовой политики на нынешнем этапе развития государства, являются:

  • учет действия объективных экономических законов;
  • необходимость финансовой поддержки предусмотренных подходов к ускорению рыночных реформ и поддержание макроэкономической стабилизации;
  • определение источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов увеличения;
  • обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов;
  • концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы;
  • сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики и уменьшение дефицита государственного бюджета и расширение покрытия его на основе государственных ценных бумаг;
  • либерализация внешнеэкономической деятельности;
  • развитие приватизации с целью финансового оздоровления экономики, стабилизации и создания базы для динамичного развития экономики;
  • выработка финансового механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов.

Посредством финансовой политики государство оказывает  прямое влияние на структурную перестройку  экономики, приватизацию, определение приоритетных направлений.

Совокупность  финансовых регуляторов наряду с  денежно-кредитным механизмом является основой современной финансовой политики. Ее эффективность в каждый конкретный момент зависит от степени  компетенции государства в обеспечении  комплексного использования финансово-кредитных  рычагов и стимулов.

Цели финансовой политики оформляются в виде свода нормативных предписаний, сконцентрированных в актах законодательства, прежде всего в законах о бюджете и налогах.

Финансовая  политика, государства осуществляется в рамках общей экономической  политики. В связи с этим она, как  и общая экономическая политика, определяется рядом факторов. К ним  относятся:

  • объективные законы развития экономических (денежных) отношений в обществе;
  • политическое и экономическое устройство государства;
  • исторические условия, в которых государство осуществляет свои функции;
  • конкретные экономические и социальные задачи, которые ставит перед собой государство на данном этапе своего развития.

Финансы — категория не только экономическая, но и историческая. Исторически образование финансов связано с развитием товарно-денежных отношений и усилением роли государства. Развитие товарно-денежных отношений обусловило переход от простой или случайной формы стоимости к денежной, а также от взимания налогов в натуральной форме к взиманию налогов в денежной. Следствием усиления роли государства явилось его более активное вмешательство в жизнь общества, что потребовало отделения государственной казны от собственности монарха, а также расширения и дополнительной структуризации ее доходных и расходных статей, что в последствии приводит к созданию финансовых механизмов и органов управления финансами.

Термин «финансы» имеет латинское  происхождение: «financia» означает «платеж, срок платежа». Он получил распространение в торговых городах Италии в эпоху Позднего Средневековья, в дальнейшем вошел в другие языки и стал использоваться для обозначения совокупности денежных отношений между государством и населением по поводу образования денежных ресурсов государства. С развитием капиталистических отношений сфера применения понятия расширилась, понятие финансов стало включать в себя отношения, связанные с формированием денежных фондов предприятий и домохозяйств.

Можно выделить несколько этапов развития финансовых отношений. Первый этап характеризуется неразвитостью финансовых отношений, их слабым влиянием на экономику государства (рабовладельческий и феодальный строй). На втором этапе казна государства перестала быть собственностью его главы, однако финансовые отношения ограничивались формированием и использованием государственного бюджета. Он был единственным звеном финансовой системы (Средние века). По мере развития товарно-денежных отношений и функций государства начала формироваться многозвенная финансовая система. Третий этап характеризуется высокой степенью воздействия финансов на экономику, возникновением и функционированием финансового рынка, многообразием финансовых инструментов (со второй половины XX в).

Финансы отражают совокупность отношений по поводу формирования, распределения  и использования общегосударственных  и децентрализованных фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, необходимых для осуществления государственных функций и обеспечения расширенного воспроизводства (на уровне предприятий и экономики в целом).

К основным признакам финансов относятся следующие:

  • финансы не являются эквивалентом денег; они представляют собой денежные отношения;
  • к финансовым относятся не все денежные отношения, а только те из них, посредством которых осуществляется движение стоимости,

не опосредованное движением товаров;

• финансовые отношения имеют распределительный  характер, т.е. они связаны не с  созданием, а с распределением и перераспределением уже созданной стоимости;

• в результате финансовых отношений создаются фонды

денежных  средств, т.е. суммы денежных средств, имеющие целевое назначение.

Что является источником финансовых ресурсов? Первичным  финансовым ресурсом является сумма  прибыли в сфере материального  производства, с более общих позиций, источник финансовых ресурсов - прибавочный продукт.

В экономической  литературе нет единой трактовки  функций финансов. Финансы выполняют  функции образования и использования  денежных фондов; другие указывают  на распределительно-стимулирующую  и контрольную функции, также на воспроизводственную, распределительную, контрольную, стимулирующую, но следует отметить наиболее важные:

 

• распределительную;

  • регулирующую;
  • контрольную.

Главной характеристикой финансовых отношений  является их распределительный характер, поэтому основная функция финансов — распределительная. Финансы обслуживают разные этапы распределения совокупного общественного продукта, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении. Посредством финансов государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на производство, накопление капитала, сферу потребления. Распределение национального дохода происходит как между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер. Государство с помощью финансового механизма изымает часть дохода, полученного в одних сферах экономики, и направляет в другие, в том числе в социальную.

Распределительная функция финансов позволяет:

• создавать  целевые фонды денежных средств  на уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления;

• осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также перераспределение между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами;

• создавать  резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, домашнего хозяйства.

Распределительная функция финансов осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми  нормами. Они позволяют регулировать экономическую деятельность в обществе. Таким образом, финансы выполняют  регулирующую функцию.

Основу  их контрольной функции составляет движение финансовых ресурсов. Финансовые показатели позволяют нам дать характеристику результатов деятельности, как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Финансовая  система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных  целей, ради которых создавалось  государство разделение труда. На современном  этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы: государственный  бюджет, местные финансы, финансы  государственных предприятий и  специальные правительственные  фонды. Государственный бюджет основное звено финансовой системы в любом  государстве. Устройство бюджетной  системы страны определяется ее государственным  устройством. Бюджетная система  России состоит из трех уровней: федеральный  бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные  бюджеты. С принятием нового БК РФ внебюджетные фонды были включены в  первый уровень бюджетной системы. Финансовая политика играет важнейшую  роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования  финансов. С помощью финансовой политики реализуется цель повышения эффективности  использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни. Процесс «финансизации» заключается в том, что современная финансовая система отодвинула на второй план свои функции по отношению к реальной сфере экономики. Меняется и роль населения в финансовой системе. Произошло увеличение числа лиц, самостоятельно инвестирующих некоторые суммы в акции предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы.

 

  1. И.Н. Жук «Международные финансы» - Мн.: БГЭУ, 2001.

 

  1. Строев Е., О новых ориентирах экономической политики // Вопросы экономики, 1998 г., №5

 

  1. Рижинс С., Основы реальной экономики

 

  1. Мовсесян А., Современные тенденции развития мировой финансовой системы // Банковское дело в Москве, 2000 г., №10

 

  1. Журнал «финансы» 2012 г., №6

 

 

  1. Журнал «финансы» 2012 г., № 10

 

 

 

 

 

 

1 Грачева, М.В. Внутренний контроль и аудит в секторе государственного управления: опыт развитых стран. / М. Грачева // Финансы. – 2007. - № 3. – С.63.


Информация о работе Принципы построения финансовой системы