Принципы построения финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 05:27, курсовая работа

Описание

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:

раскрытие основных звеньев финансовой системы;

рассмотрение главного звена финансовой системы - государственного

бюджета на примере Российской Федерации;

выявить основной принцип построения финансовой системы;

раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики.

Содержание

Введение
Финансы как экономическая категория. Понятие финансовой системы страны
Основные этапы развития Финансовых отношений. Признаки и функции финансов.
Общее понятие финансовой системы и ее структура
Особенности построения финансовых систем различных стран
Финансовая политика государства
Содержание, задачи, цели финансовой политики
Составные части финансовой политики
Роль государства в реализации финансовой политики
III Заключение
IV Список литературы

Работа состоит из  1 файл

фк.docx

— 71.31 Кб (Скачать документ)
  • Финансовая система Франции

Франция — унитарное государство. Ее финансовая система отличается сложностью и  многозвенностью, высокой степенью централизации государственных средств. Она включает в себя:

  • общий (центральный) бюджет;
  • финансы местных органов власти;
  • специальные счета казначейства, присоединенные бюджеты и социальные фонды;
  • финансы государственных предприятий.

В стране нет единства бюджетной системы. Все бюджеты формально обособлены.

Центральный, бюджет - основное звено финансовой системы, на его долю (вместе со счетами  казначейства и присоединенными  бюджетами) приходится более 80 % финансовых ресурсов государства. В целом через  бюджетную систему перераспределяется 50 % национального дохода.

Центральный бюджет делится на два раздела:

  • раздел: 90 % - операции окончательного характера (безвозвратное финансирование), которые делятся на текущие, гражданские, капитальные военные расходы.
  • раздел: 10 % - операции временного характера (кредиты).

Бюджетный процесс занимает более 3 лет.

Вторым  звеном бюджетной системы Франции  являются местные бюджеты. Они находятся в ведении местных органов управления. Их деятельность регламентируется Конституцией и текущим законодательством. Каждая административная единица имеет свой бюджет. Советы составляют бюджеты и распоряжаются местными ресурсами.

Звеньями  системы местных бюджетов Франции  являются:

  1. Бюджеты различных местных организаций.
  2. Бюджеты территориальных организаций (а также их объединений).

В стране более трети всех текущих расходов местных органов власти приходится на содержание административно-полицейского аппарата; одна треть — на образование, просвещение и культуру; остальное  занимают расходы на экономическую  инфраструктуру.

Третьим звеном финансовой системы являются специальные

Специальные фонды - это совокупность денежных ресурсов, находящихся в распоряжении государства или местных органов власти, и имеющих целевое назначение. Специальные фонды можно разделить на 2 группы:

  1. Фонды доходов и расходов, которые включаются в бюджет.
  2. Внебюджетные фонды.

Крупнейшие  из специальных фондов связаны с  социальной сферой. Совокупность таких  фондов называют социальным бюджетом Франции. Средства социальных специальных  фондов складываются из взносов предпринимателей (60 %), взносов по страхованию (18 %), поступлений  государства (20 %) и прочих доходов (2 %).

К социальным фондам относятся:

  • пенсионный фонд;
  • фонд страхования по болезни, инвалидности, материнству;
  • фонд помощи семьям;
  • национальный фонд помощи безработным.

Финансы государственных предприятий. Франция занимает одно из первых мест среди развитых стран по величине госсектора. Госпредприятия сосредоточены в энергетике (угольной, газовой, нефтяной), транспорте, а также в наиболее динамичных и новых отраслях (электроника, химия).

Предприятия госсектора имеют определенную финансовую самостоятельность. Они составляют автономные бюджеты. Контроль со стороны  парламента за ними незначительный. Госпредприятия имеют право заключать контракты, отвечать по своим обязанностям, распределять прибыль, принимать решения по инвестированию. Финансовые ресурсы госпредприятий формируются за счет собственных средств, долгосрочных кредитов, а также субсидий из госбюджета.

  • Финансовая система Великобритании

Финансовая  система Великобритании включает в  себя 4 звена:

  1. Госбюджет.
  2. Местные бюджеты.
  3. Специальные внебюджетные фонды.
  4. Финансы госпредприятий.

Ведущим звеном финансовой системы является государственный бюджет, который  состоит из двух частей:

  1. консолидированный фонд, который включает текущие поступления средств и их расходование;
  2. национальный фонд займов, в котором доходы и расходы государства связаны с движением капитала.

Особенностью  Великобритании является наличие статей бюджета, не рассматриваемых парламентом. Прежде всего, это расходы по «цивильному  листу», связанные с содержанием  королевского двора.

Доходы  консолидированного фонда на 95 % формируются  налоговыми поступлениями. Помимо этого, в бюджет поступают средства от продажи  государственной собственности, штрафов  и др.

Бюджетный год в Великобритании начинается 1-го апреля и заканчивается 31-го марта.

Финансы местных органов власти. В ходе административных реформ середины 70-х и начала 90-х гг. в Великобритании утвердилась следующая организация местных органов власти: в Англии - двухступенчатая, включающая графства и округа, в Уэльсе и Шотландии - одноступенчатая. Эти реформы укрупнили административные единицы, сократили число бюджетов, усилили их зависимость от центрального правительства. В настоящее время из местных бюджетов финансируется 36 % всех государственных расходов.

Третий  элемент финансовой системы —  специальные фонды (их в Великобритании более 80). Ведущее место занимает Фонд национального страхования, формируемый за счет взносов населения, корпораций и дотаций правительства. Средства фонда идут на выплату пенсий, пособий по безработице и болезни.

Существуют  также пенсионные фонды госпредприятий, уравнительный валютный фонд, фонды  гарантий экспортных кредитов. Эти  фонды создаются за счет средств  и дотаций предприятий. Расходы  производят в зависимости от функционального  назначения.

Основу  государственного сектора экономики  Великобритании составляют государственные  корпорации - отрасли, национализированные  после второй мировой войны (железнодорожный  транспорт, авиалинии, электроэнергетика, газовая, сталелитейная и др.). В  большинстве своем это низко  доходные, но социально значимые предприятия. В 80-е гг. многие из них были приватизированы, а некоторые закрыты. Государственные  предприятия получают от государства  долгосрочные кредиты на капиталовложения и платят налоги и процент за кредит.

Государственные предприятия Великобритании делятся  на три вида:

  • государственные корпорации;
  • смешанные предприятия;
  • ведомственные предприятия.

Государственные предприятия Великобритании, как  правило, убыточны. Их деятельность основана на стратегических интересах государства.

  • Бюджетно-финансовая система Канады

Финансовая  система Канады включает Бюджетную систему.

  1. Специальные фонды.
  2. Финансы государственных предприятий.

В связи  с тем, что Канада является федеративным государством, бюджетная система  имеет три уровня:

  1. Федеральный бюджет - формируется и исполняется федеральным правительством.
  2. Бюджеты 10-и провинций и 3-х территорий.
  3. Бюджеты местных органов власти. 5000 муниципальных образований.

Финансовый  год в Канаде начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта.

Федеральный бюджет Канады формируется за счет налогов, и неналоговых доходов. Федеральному правительству принадлежат  полномочия по регулированию вопросов обороны, правопорядка, государственного долга, государственной собственности, денежно-кредитной и банковской системы, торговых и коммерческих отношений. Более половины общегосударственных  расходов направляется на социальные нужды. Приоритетной статьей расходов является обслуживание государственного долга.

Вторым  уровнем бюджетной системы Канады являются бюджеты провинций и  территорий. Доходная часть этих бюджетов формируется за счет трансфертных платежей федерального правительства.

Третий  уровень бюджетной системы Канады - это бюджеты местных органов  власти.. Бюджеты местных органов власти являются главным источником финансирования капитальных вложений, а также используется на цели образования, подготовку кадров, медицинскую помощь и др.

Вторым  звеном финансовой системы Канады являются федеральные фонды, которые формируются  из отчислений от заработной платы (фонд страхования, занятости, пенсионный). Взносы в государственный пенсионный фонд отчислялись по ставке 5,6 % от суммы  заработка.

Финансы госпредприятий - следующее звено  финансовой системы. Их доходы составляют небольшую долю в консолидированном  бюджете и государственная система фондов специального назначения.

-Финансовая система Российской  Федерации.

Россия  – федеративное государство и  имеет трехуровневую бюджетную  систему.

Финансовая  система Российской федерации имеет  следующую структуру:

  • Бюджетная система (федеральный бюджет, бюджеты субъектов федераций, бюджеты местного самоуправления);
  • Внебюджетные централизованные целевые фонды;
  • Внебюджетные децентрализованные целевые фонды (фонды экономического стимулирования, фонды развития производства на предприятиях);
  • Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей;
  • Имущественное и личное страхование;
  • Кредит (финансовый, банковский).

Все денежные фонды, представляющие собой элементы финансовой системы в материальном смысле дифференцируют на три группы (звенья) следующим образом:

  1. Государственные и муниципальные централизованные фонды.
  2. Государственные и муниципальные децентрализованные фонды.
  3. Частные децентрализованные фонды.

К государственным  и муниципальным централизованным фондам относятся такие элементы, как:

  1. Федеральный бюджет;
  2. Бюджеты субъектов РФ (89);
  3. Бюджеты муниципальных образований;
  4. Бюджеты внебюджетных централизованных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонды медицинского страхования, Фонд социального страхования);
  5. Средства, аккумулируемые, перераспределяемые и используемые в результате проведения обязательного страхования;
  6. Средства, аккумулируемые, перераспределяемые и используемые в результате привлечения государственного муниципального кредита;
  7. Золотовалютные фонды Центрального банка РФ.

Государственным и муниципальным децентрализованным фондам следует относить такие средства в денежном исчислении, как

  1. Активы государственных и муниципальных предприятий, наделенные ими на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;
  2. Доли государства и муниципальных образований в уставных капиталах коммерческих организаций;
  3. Децентрализованные межотраслевые, отраслевые фонды, образуемые государственными и муниципальными предприятиями

К частным  децентрализованным фондам можно относить:

  1. Денежные средства, остающиеся в собственности населения (физических лиц), после реализации налоговых обязательств;
  2. Средства коммерческих организаций любой организационно-правовой формы, осуществляющих любые виды деятельности (включая банковское кредитование);
  3. Средства некоммерческих организаций (фондов),образуемых коммерческими организациями и частными лицами в соответствии с действующим законодательством РФ.

Правительство России исходит из того, что сохранение и укрепление единого государства  возможно только на основе самостоятельности  федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

 

 

II. Финансовая политика государства

 

Любые финансовые отношения объективны, но в то же время они складываются не стихийно, а организуются государством. Для  того чтобы организация финансовых отношений носила научный характер, способствовала положительному воздействию  на результаты хозяйствования, обществу необходимо выработать стратегию и  тактику использования финансов для достижения поставленных целей  и задач в экономическом и  социальном развитии. Выработанная государством стратегия и тактика организации  финансов на данном этапе развития общества представляет собой финансовую программу, или финансовую политику.

Информация о работе Принципы построения финансовой системы