Принципы построения финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 05:27, курсовая работа

Описание

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:

раскрытие основных звеньев финансовой системы;

рассмотрение главного звена финансовой системы - государственного

бюджета на примере Российской Федерации;

выявить основной принцип построения финансовой системы;

раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики.

Содержание

Введение
Финансы как экономическая категория. Понятие финансовой системы страны
Основные этапы развития Финансовых отношений. Признаки и функции финансов.
Общее понятие финансовой системы и ее структура
Особенности построения финансовых систем различных стран
Финансовая политика государства
Содержание, задачи, цели финансовой политики
Составные части финансовой политики
Роль государства в реализации финансовой политики
III Заключение
IV Список литературы

Работа состоит из  1 файл

фк.docx

— 71.31 Кб (Скачать документ)

 

2.1 Финансовая политика государства, содержание финансовой политики, ее цели и задачи

 

Финансово-кредитный  энциклопедический словарь рассматривает  понятие «финансовая политика» как совокупность мероприятий государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач».

Финансовая  политика как составная часть  экономической политики государства  является одной из приоритетных сфер государственного регулирования экономики. В ней конкретизируются главные  направления развития народного  хозяйства, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов  финансовыми методами.

Финансовая  политика активно влияет на экономическое  развитие общества. Посредством финансовой политики определяются: условия формирования и использования прибыли; условия кредитования; налогообложение; регулирование цен; таможенные пошлины; порядок регулирования уровня заработной платы и др.

Проведение  финансовой политики базируется по определенным принципам. К ним можно отнести:

  • изучение и учет опыта финансовой политики других стран, изучение и обобщение новых тенденций и явлений экономического развития;
  • учет конкретных исторических условий, особенностей внутренней и международной обстановки, реальных возможностей государства в выполнении своих функций в области финансов;
  • обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов между отраслями, регионами, концентрации ресурсов на основных направлениях экономического и социального развития;

Финансовая  политика, должна быть направлена на обеспечение  устойчивого экономического роста, социального развития и значимости государства в мировом сообществе. Она способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, создавая условия для осуществления  совместных мероприятий, в том числе  по привлечению иностранного капитала в экономику.

Содержание  финансовой политики многогранно и определяется единством трех основных звеньев:

  1. выработка научно обоснованной концепции развития финансов посредством определения главных целей экономического развития. Она формируется на основе изучения требований экономических законов, конкретных особенностей исторического развития общества, всестороннего анализа состояния производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;
  2. определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период. При этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, с учетом специфики внутренней и международной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей страны. С этой целью изучаются накопленный опыт использования финансового механизма, новые тенденции развития, а также мировой опыт;
  3. осуществление практических действий, направленных достижение поставленных целей.

Методологическим  условием и предпосылкой выявления  сущности финансовой политики являются финансовые отношения, а их основой - отношения между государством и  хозяйствующими субъектами по поводу формирования финансовых ресурсов и  их использования. Свое практическое воплощение финансовая политика в лице государства  реализует через финансовый механизм, его рычаги и стимулы.

Основными целями финансовой политики являются наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и соответствующее наращивание  государственных финансов, необходимых  для удовлетворения потребностей общества. Ради их достижения средствами финансовой политики изыскиваются резервы и  создаются условия, благоприятствующие развитию малого бизнеса и предпринимательской  деятельности. Одновременно определяются рациональные формы изъятия доходов  предприятий и населения в  пользу государства, а также доля участия населения в формировании финансовых ресурсов.

К целям  финансовой политики также относятся  увеличение бюджетной обеспеченности жителей, повышение уровня доходов  на душу населения и обеспечение  социальных нормативов уровня жизни.

Финансовая  политика государства призвана обеспечивать нормальное функционирование финансовой системы общества и на этой основе эффективнее осуществлять свои функции - социальные, экономические, экологические, оборонные и др.

Основными задачами, решаемыми финансовой системой в процессе реализации финансовой политики на нынешнем этапе развития государства, являются:

  • соответствие объективным экономическим законам;
  • финансовая поддержка мероприятий, направленных на ускорение рыночных реформ и макроэкономическую стабилизацию;
  • отбор источников мобилизации финансовых ресурсов, определение их состава, структуры, возможных резервов увеличения (при этом устанавливаются объем финансовых ресурсов, оптимальное и сбалансированное соотношение между доходами государства и хозяйствующих субъектов, доля участия физических лиц в формировании государственных доходов);
  • рациональное распределение и использование финансовых ресурсов (устанавливаются основные пропорции распределения средств между отраслями и сферами народного хозяйства, определяются приоритетные отрасли и направления, а также степень социальной защиты населения);
  • концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы;
  • обеспечение сбалансированности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики;
  • уменьшение дефицита государственного бюджета и расширение его покрытия на основе государственных ценных бумаг;
  • либерализация внешнеэкономической деятельности;
  • выработка финансового механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов.

В зависимости  от длительности периода и характера  решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию  и финансовую тактику.

Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, поставленных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ финансовой политики необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных векторах экономического и социального развития.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития государства и связана с оперативным изменением форм и методов организации финансовых отношений, перегруппировкой финансовых ресурсов исходя из текущих потребностей страны.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если государство не добивается результатов  тактически, приходится вносить коррективы в стратегический курс.

Например, в качестве финансовой стратегии  может выступать Национальная программа  привлечения инвестиций в экономику  Республики Беларусь на 2002—2010 гг. К  другим направлениям стратегии относятся  – финансовое оздоровление экономики, повышение конкурентоспособности  продукции. Так, оздоровление может  достигаться за счет сокращения дефицита бюджета, уменьшения инфляции, снижения налоговой нагрузки на экономику.

Теория  и практика хозяйствования выработали ряд требований к финансовой политике. К ним откосятся:

  1. научный подход, предполагающий соответствие финансовой политики закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории (нарушение этого важнейшего требования ведет к большим потерям в народном хозяйстве);
  2. тщательный анализ практики предшествующего хозяйственного и финансового строительства, изучение новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта (своевременное изменение финансовой политики с учетом специфических особенностей позволяет в короткие сроки и с меньшими потерями решать стоящие перед государством задачи);
  3. применение комплексного подхода к выработке и проведению финансовой политики с ориентацией на выполнение ключевой задачи конкретного этапа развития; обеспечение тесной взаимосвязи между основными частями экономической политики — финансовой и кредитной политикой в области ценообразования, заработной платы;
  4. предвидение последствий финансовых мероприятий:, позволяющее избежать непредсказуемых изменений в финансовой политике и создать благоприятные условия для деятельности предприятий;
  5. анализ обширной достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, состоянии дел в экономике; использование математического моделирования и электронно-вычислительной техники.

Результативность  финансовой политики повышается, если она соответствует потребностям общественного развития, интересам  всех слоев общества и учитывает  конкретные исторические условия. Не в  меньшей мере успех зависит от того, насколько проработан механизм согласования и реализации интересов  различных субъектов экономической  деятельности и имеющихся у государства  объективных возможностей. Чтобы  оценить финансовую политику правительства, в первую очередь следует определить, какие цели общественного развития намечены им в качестве приоритетных, какие задачи (перспективные и более близкие) и в какие сроки оно предполагает решить. Только при таких условиях можно дать объективную оценку финансовой политике.

 

2.2 Составные части финансовой политики, их характеристика

 

Для того чтобы лучше уяснить содержание, задачи и требования к финансовой политике и разделить сферы финансовых отношений исходя из их сущности и  содержания, следует рассмотреть  самостоятельные составные части  финансовой политики — налоговую, бюджетно-финансовую и денежно-кредитную (монетарную) политику.

  • Налоговая политика представляет собой разработку, принятие и реализацию решений законодательного уровня относительно налоговой системы и ее элементов в целях достижения необходимых обществу экономических и социальных результатов. Как неотъемлемая часть финансовой политики, она реализует интересы государства. Ее главное назначение состоит в изъятии части валового общественного продукта на общегосударственные нужды, мобилизации этих средств и последующем перераспределении через бюджет.


 


 

 

 

 

 

Рис. 2.1Составные  части финансовой политики

 

Свое  назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе, выполняя фискальную и стимулирующую функции. Фискальная функция реализуется  посредством изъятия доходов  населения и хозяйствующих субъектов  для формирования бюджетного фонда. Стимулирующая функция выражается через экономические рычаги воздействия (усиление мотивов к труду, экономное  расходование финансовых ресурсов, финансовую поддержку рыночных реформ) и влияет на воспроизводственный процесс, стимулируя или сдерживая его развитие.

  • Бюджетно-финансовая политика как составная часть финансовой политики связана с распределением фонда денежных средств государства и дальнейшим использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Она ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.

Чаще  всего задача государственной бюджетной  политики состоит в преодолении  бюджетных дефицитов, порой достигающих  критического уровня. Крупный бюджетный  дефицит стимулирует рост внутреннего  и внешнего государственного долга, дестабилизирует денежную систему  государства, провоцирует инфляцию. Чтобы добиться сбалансированности государственного бюджета, бюджетная  политика должна теснейшим образом  сопрягаться с политикой доходов  и расходов государства.

Политика  государственных доходов исходит  из имеющихся и потенциальных  источников поступления денежных средств в государственный бюджет. Она должна учитывать, что источники не неисчерпаемы и бесконтрольное их использование способно подорвать экономику страны и в конечном счете истощить каналы получения доходов.

  • Бюджетно-налоговая (фискальная) политика заключается в воздействии государства Главного государственного казначейства на величину и структуру государственных расходов и систему налогообложения для достижения общеэкономических целей — увеличения реального ВВП и уровня занятости. При этом необходимыми условиями являются отсутствие инфляции и устойчивый рост экономики.
  • Под денежно-кредитной (монетарной) политикой понимают совокупность мероприятий в денежно-кредитной сфере, направленных на изменение денежного предложения для достижения ряда общеэкономических задач.

Главная цель денежно-кредитной политики —  создание условий для достижения и поддержания высокого уровня производства, стабилизации цен, укрепления национальной денежной единицы (при полной занятости  и отсутствии инфляции). Обычно ключевые ее параметры определяются в государственных  программах развития на различные периоды (3, 5 и более лет).

На практике такие части финансовой политики, как денежно-кредитная и бюджетно-налоговая, действуют не автономно, а в тесной взаимосвязи. Политика, в которой  используются формы фискального  и монетарного регулирования, называется стабилизационной. Каждая из ее составляющих может сдерживать либо стимулировать  экономику, соответственно этому различают  четыре варианта стабилизационной политики:

  • «дорогие» деньги и сдерживающая фискальная политика;
  • «дорогие» деньги и стимулирующая фискальная политика;
  • «дешевые» деньги и сдерживающая фискальная политика;
  • «дешевые» деньги и стимулирующая фискальная политика.

Информация о работе Принципы построения финансовой системы