Проблема дефицита бюджета и государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:40, курсовая работа

Описание

Цель работы является рассмотрение проблем дефицита бюджета и государственного долга.
Задачи работы:
1) Рассмотрение и выявление проблем бюджетного дефицита;
2) Сущность, обслуживание и проблемы государственного долга.

Работа состоит из  1 файл

курсовая государственнй долг.docx

— 179.64 Кб (Скачать документ)

3.2 Принципы управления  государственным долгом

Методы управления государственным долгом были созданы  для того, чтобы решить следующие  задачи:

•         Удержать объемы внутреннего и внешнего государственного долга на одном  уровне. Это необходимо для того, чтобы сохранить экономическую  безопасность страны, а также обеспечить выполнение органами тех обязательств, которые они на себя взяли, при  этом не должен быть причинен значительный ущерб финансированию социально-экономического развития.

•         Минимизировать стоимость долга  за счет удлинения долгового срока  и снижения дохода государственных  ценных бумаг.

•         Сохранить у государства репутацию  хорошего заемщика за счет беспрерывного  выполнения всех обязательств перед  инвесторами.

•         Поддерживать стабильность и предсказуемость  государственного долга.

•         Достигнуть наиболее эффективного и  рационального использования заимствованных средств.

•         Координировать действия органов субъектов  РФ, местного самоуправления и федеральных  органов на долговом рынке страны.

•         Диверсифицировать долговые обязательства  по срокам заимствований, формам выплаты  и прочим параметрам с той целью, чтобы удовлетворить потребности  инвесторов.

Управление государственным  долгом осуществляется правительством РФ.

Российская Федерация  не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным  правительством.

Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга  определяются законом о федеральном  бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных  внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных  внешних заимствований. Эта программа  представляет собой перечень внешних  заимствований федерального бюджета  на очередной финансовый год с  указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы  и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.

Решение об эмиссии государственных  ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с  предельными объемами дефицита бюджета  и государственного долга, установленными в соответствии с законом о  бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.

В решении об эмиссии государственных  ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия  эмиссии.

Государственной гарантией  является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.

Законом о федеральном  бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных  гарантий. Общая сумма государственных  гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего  долга.

Общая сумма государственных  гарантий, выраженных в иностранной  валюте, включается в состав государственного внешнего долга.

В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные  учреждения не имеют права брать  кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды  из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных  унитарных предприятий ведется  Казначейством.

Государственные книги внутреннего  и внешнего долга Российской Федерации  ведутся Министерством финансов РФ.

В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных  образований по эмитированным ценным бумагам.

Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную  долговую книгу Российской Федерации  в срок, не превышающий три дня  с момента возникновения соответствующего обязательства.

Для снижения долгового бремени  может применяться реструктуризация долга. Под ней понимается погашение  прежних долговых обязательств с  одновременным осуществлением новых  заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением  новых условий обслуживания долга.

Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:

• консолидация — объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;

• конверсия государственного займа — изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;

• конверсия внешнего долга — средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;

• новация — замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.

3.3 Основные проблемы управления  государственным долгом

•         В настоящий момент еще не до конца  решена проблема долга. В частности  это касается обязательств РФ по предъявленным  ею госгарантиям.

•         Требует доработки нормативное  регулирование государственного долга.

•         Отсутствует законодательно закрепленные нормы определения объема государственного внешнего долга, соответствующие международным  стандартам.

3.4 УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ  ДОЛГОМ

Система государственного кредита  создает систему государственных  долгов: внутренних и внешних

Система обслуживания долгов требует создания системы управления долгами.

Система госдолгов требует  создания системы управления долгами. Обслуживание госдолгов, внутренних и  внешних, включает в себя поэтапно: погашение процентов; погашение  капитальной суммы долга и  его рефинансирование в случае необходимости.

Если условный долг государства 100тыс.ед. и представлен он из 20% годовых (обычный процент на международном  рынке ссудных капиталов для  государств — сомнительных заемщиков) на 4 года с однолетним льготным периодом (период, когда гасятся только проценты), а сумма долга не гасится, то к  реальной сумме долга (100 тыс. ед.) нужно  добавить 80 тыс. ед. процентов (80% годовых  умноженные на 4 года). Тогда график обслуживания такого долга будет  выглядеть следующим образом (рис. 3): 180тыс. ед. за 4 года.

Рис. 3. График обслуживания госдолга (со сроком 4 года из 20% годовых)

Таким образом, самая простая  схема обслуживания госдолга иллюстрирует достаточную сложность управления им. В связи с высокой стоимостью госдолгов в систему управления ими включены и переговоры по изменению  условий долгов, и сам механизм рефинансирования долга, и мониторинг показателей объема и уровня долга, и сопоставление их с другими  показателями госфинансов (ВВП, госбюджета и т. п. ).

Рефинансирование долгов — это целый механизм (другое название — реструктуризация) (рис. 3).

Управление государственным  долгом — одно из основных направлений  государственной финансовой политики.

Рефинансирование долгов — это система мер по изменению  условий кредитов: сроков, объемов, стоимости (процентов).

Рис. 3. График обслуживания госдолга (со сроком 4 года из 20% годовых)

Таким образом, самая простая  схема обслуживания госдолга иллюстрирует достаточную сложность управления им. В связи с высокой стоимостью госдолгов в систему управления ими включены и переговоры по изменению  условий долгов, и сам механизм рефинансирования долга, и мониторинг показателей объема и уровня долга, и сопоставление их с другими  показателями госфинансов (ВВП, госбюджета и т. п. ).

Рефинансирование долгов — это целый механизм (другое название — реструктуризация) (рис. 3).

Управление государственным  долгом — одно из основных направлений  государственной финансовой политики.

Рефинансирование долгов — это система мер по изменению  условий кредитов: сроков, объемов, стоимости (процентов).

Рис. 4. Методы рефинансирования государственного долга 

Аннуляция подразумевает  полную отмену долга (применяется лишь в случае полного банкротства  государства как должника).

Пролонгация — это удлинение  сроков долга и погашения процентов.

Секьюритизация — это перепродажа облигаций госзаймов на открытом рынке (фондовой бирже).

Капитализация — это реструктурирование гособлигаций в частные акции  через их перепродажу на бирже.

3.5 Последствия накопления  государственного долга

Динамика государственного долга России в 1999—2010 годах, в % к  ВВП.

• Переложение налогового бремени на будущие поколения.

• Перераспределение доходов среди населения.

• Вытеснение (сокращение) частных инвестиций в силу выпуска государственных ценных бумаг.

Пик Российского государственного долга пришёлся на 1998 г. (146,4 % ВВП)На 1 января 2000 г. внешний долг достиг 146 млрд долларов (а суммарный внешний  и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП). На начало 2007 государственный  внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5 % ВВП).

Для сравнения госдолг  других стран-экспортеров углеводородов (МВФ, 2011), % ВВП:

Кувейт - 7,4

Саудовская Аравия - 7,5

Узбекистан - 9,1

Россия - 9,6

Казахстан - 11

Азербайджан - 10

Государственный долг по странам  Европейского союза :

Франция — 75 % ВВП (2010 г.), Германия — 83 % ВВП (2010 г.), Португалия — 97 % ВВП (2010 г.), Италия — 118 % ВВП (2010 г.), Греция — 153 % ВВП (2010 г.). Для сравнения, США — 62 % ВВП (2011 г.).

 

 

 

 

Введение

Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает  к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется  государственный долг. Увеличение долга  происходит в результате капитализации  процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.

В настоящих условиях государственный  долг находится в центре экономических  проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической  категории и проблемам, с ней  связанным. В общей постановке в  проблеме государственного долга ложно  выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние  государственного долга на развитие экономики страны.

Очевидно, что государство  может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия  к государству со стороны кредиторов — как физических, так и юридических  лиц.

Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как  правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, так как развивающаяся  экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в  том числе государственных.

Однако государственный  долг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования государственного долга.

Причинами государственного долга могут служить войны  и циклическое развитие экономики. Государство может противодействовать росту государственного долга путем:

1) налогов;

2) дополнительной эмиссией  денег;

3) выпуском и реализации  государственных обязательств.

Более серьезные проблемы, связанные с государственным  долгом, заключаются в следующем:

 а) выплаты процентов  по государственному долгу, вероятно, увеличивают неравенство в доходах; 

б) выплаты процентов по долгу требует повышения налогов, которые могут подорвать действие экономических стимулов;

в) выплаты процентов или  основной суммы долга иностранцам  вызывают перевод определённой части  реального продукта за рубеж;

г) заимствования правительством на рынке капиталов, для того чтобы  рефинансировать долг или заплатить  проценты, могут увеличить ставки процента и вытеснить частное  инвестиционное финансирование.

Цель работы  является рассмотрение  проблем дефицита бюджета и государственного долга.

Задачи работы:

1)     Рассмотрение  и выявление проблем бюджетного  дефицита;

2)     Сущность, обслуживание  и проблемы государственного долга.

Актуальность данной проблемы на сегодняшний день выражается тем, что в современных условиях Россия и ее субъекты активно пользуются средствами привлеченных займов для  решения текущих проблем. Это  особенно актуально и в условиях текущего финансового кризиса.

Проблеме государственного долга посвящены работы экономистов  классиков, среди которых можно  выделить Д.Рикардо, Ж.-Б.Сей, Дж.С.Милль, У. Петти, Я.Ф.Мелон, А.Хамильтон и др. Среди отечественных исследователей можно выделить работы таких авторов как Вавилов Ю.Я., Кузнецов А.М., Романовский М.В., Врублевская О.В. и другие.

Информация о работе Проблема дефицита бюджета и государственного долга