Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:40, курсовая работа
Цель работы является рассмотрение проблем дефицита бюджета и государственного долга.
Задачи работы:
1) Рассмотрение и выявление проблем бюджетного дефицита;
2) Сущность, обслуживание и проблемы государственного долга.
3.2 Принципы управления государственным долгом
Методы управления государственным долгом были созданы для того, чтобы решить следующие задачи:
• Удержать объемы внутреннего и внешнего государственного долга на одном уровне. Это необходимо для того, чтобы сохранить экономическую безопасность страны, а также обеспечить выполнение органами тех обязательств, которые они на себя взяли, при этом не должен быть причинен значительный ущерб финансированию социально-экономического развития.
• Минимизировать стоимость долга за счет удлинения долгового срока и снижения дохода государственных ценных бумаг.
•
Сохранить у государства
• Поддерживать стабильность и предсказуемость государственного долга.
•
Достигнуть наиболее эффективного и
рационального использования
• Координировать действия органов субъектов РФ, местного самоуправления и федеральных органов на долговом рынке страны.
•
Диверсифицировать долговые обязательства
по срокам заимствований, формам выплаты
и прочим параметрам с той целью,
чтобы удовлетворить
Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ.
Российская Федерация
не несет ответственности по долговым
обязательствам субъектов Российской
Федерации и муниципальных
Максимальные объемы государственного
внутреннего и внешнего долга
определяются законом о федеральном
бюджете на очередной год. В соответствии
со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ
предельный объем государственных
внешних заимствований не должен
превышать годовой объем
Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.
Решение об эмиссии государственных
ценных бумаг принимается
В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.
Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.
Законом о федеральном бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.
Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.
В соответствии со статьей 118
Бюджетного кодекса РФ бюджетные
учреждения не имеют права брать
кредиты у кредитных
Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.
В Государственную долговую
книгу вносятся сведения об объеме
долговых обязательств Российской Федерации,
субъектов Федерации и
Информация о заимствованиях
вносится эмитентом в Государственную
долговую книгу Российской Федерации
в срок, не превышающий три дня
с момента возникновения
Для снижения долгового бремени
может применяться
Также используются
следующие инструменты
• консолидация — объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;
• конверсия государственного займа — изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;
• конверсия внешнего долга — средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;
• новация — замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.
3.3 Основные проблемы управления государственным долгом
• В настоящий момент еще не до конца решена проблема долга. В частности это касается обязательств РФ по предъявленным ею госгарантиям.
• Требует доработки нормативное регулирование государственного долга.
• Отсутствует законодательно закрепленные нормы определения объема государственного внешнего долга, соответствующие международным стандартам.
3.4 УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ
Система государственного кредита
создает систему
Система обслуживания долгов требует создания системы управления долгами.
Система госдолгов требует создания системы управления долгами. Обслуживание госдолгов, внутренних и внешних, включает в себя поэтапно: погашение процентов; погашение капитальной суммы долга и его рефинансирование в случае необходимости.
Если условный долг государства 100тыс.ед. и представлен он из 20% годовых (обычный процент на международном рынке ссудных капиталов для государств — сомнительных заемщиков) на 4 года с однолетним льготным периодом (период, когда гасятся только проценты), а сумма долга не гасится, то к реальной сумме долга (100 тыс. ед.) нужно добавить 80 тыс. ед. процентов (80% годовых умноженные на 4 года). Тогда график обслуживания такого долга будет выглядеть следующим образом (рис. 3): 180тыс. ед. за 4 года.
Рис. 3. График обслуживания госдолга (со сроком 4 года из 20% годовых)
Таким образом, самая простая
схема обслуживания госдолга иллюстрирует
достаточную сложность
Рефинансирование долгов — это целый механизм (другое название — реструктуризация) (рис. 3).
Управление государственным долгом — одно из основных направлений государственной финансовой политики.
Рефинансирование долгов — это система мер по изменению условий кредитов: сроков, объемов, стоимости (процентов).
Рис. 3. График обслуживания госдолга (со сроком 4 года из 20% годовых)
Таким образом, самая простая
схема обслуживания госдолга иллюстрирует
достаточную сложность
Рефинансирование долгов — это целый механизм (другое название — реструктуризация) (рис. 3).
Управление государственным долгом — одно из основных направлений государственной финансовой политики.
Рефинансирование долгов — это система мер по изменению условий кредитов: сроков, объемов, стоимости (процентов).
Рис. 4. Методы рефинансирования государственного долга
Аннуляция подразумевает полную отмену долга (применяется лишь в случае полного банкротства государства как должника).
Пролонгация — это удлинение сроков долга и погашения процентов.
Секьюритизация — это перепродажа облигаций госзаймов на открытом рынке (фондовой бирже).
Капитализация — это реструктурирование гособлигаций в частные акции через их перепродажу на бирже.
3.5 Последствия накопления государственного долга
Динамика государственного долга России в 1999—2010 годах, в % к ВВП.
• Переложение налогового бремени на будущие поколения.
• Перераспределение доходов среди населения.
• Вытеснение (сокращение) частных инвестиций в силу выпуска государственных ценных бумаг.
Пик Российского государственного долга пришёлся на 1998 г. (146,4 % ВВП)На 1 января 2000 г. внешний долг достиг 146 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП). На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5 % ВВП).
Для сравнения госдолг
других стран-экспортеров
Кувейт - 7,4
Саудовская Аравия - 7,5
Узбекистан - 9,1
Россия - 9,6
Казахстан - 11
Азербайджан - 10
Государственный долг по странам Европейского союза :
Франция — 75 % ВВП (2010 г.), Германия — 83 % ВВП (2010 г.), Португалия — 97 % ВВП (2010 г.), Италия — 118 % ВВП (2010 г.), Греция — 153 % ВВП (2010 г.). Для сравнения, США — 62 % ВВП (2011 г.).
Введение
Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.
В настоящих условиях государственный долг находится в центре экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга ложно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.
Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов — как физических, так и юридических лиц.
Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, так как развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных.
Однако государственный долг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования государственного долга.
Причинами государственного
долга могут служить войны
и циклическое развитие экономики.
Государство может
1) налогов;
2) дополнительной эмиссией денег;
3) выпуском и реализации государственных обязательств.
Более серьезные проблемы, связанные с государственным долгом, заключаются в следующем:
а) выплаты процентов
по государственному долгу,
б) выплаты процентов по
долгу требует повышения
в) выплаты процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определённой части реального продукта за рубеж;
г) заимствования правительством на рынке капиталов, для того чтобы рефинансировать долг или заплатить проценты, могут увеличить ставки процента и вытеснить частное инвестиционное финансирование.
Цель работы является рассмотрение проблем дефицита бюджета и государственного долга.
Задачи работы:
1) Рассмотрение
и выявление проблем
2) Сущность, обслуживание и проблемы государственного долга.
Актуальность данной проблемы на сегодняшний день выражается тем, что в современных условиях Россия и ее субъекты активно пользуются средствами привлеченных займов для решения текущих проблем. Это особенно актуально и в условиях текущего финансового кризиса.
Проблеме государственного долга посвящены работы экономистов классиков, среди которых можно выделить Д.Рикардо, Ж.-Б.Сей, Дж.С.Милль, У. Петти, Я.Ф.Мелон, А.Хамильтон и др. Среди отечественных исследователей можно выделить работы таких авторов как Вавилов Ю.Я., Кузнецов А.М., Романовский М.В., Врублевская О.В. и другие.
Информация о работе Проблема дефицита бюджета и государственного долга