Проблемы формирования системы социального обеспечения в РФ и направления совершенствования деятельности Фонда социального страховани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 16:34, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение сущности и особенности функционирования фонда и его место в бюджетной системе России. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи: - определение сущности, цели, задачи, структуры и управления фонда; анализ бюджета фонда; рассмотрение проблем и перспектив развития фонда

Содержание

Введение

1.Социально-экономические и организационно-правовые аспекты функционирования Фонда социального страхования РФ.

1.1.Понятие, задачи и функции Фонда социального страхования РФ как звена бюджетной системы РФ.

1.2.Органицазионная структура и органы управления Фондом социального страхования РФ.

1.3.Роль Фонда социального страхования РФ и организация системы социального обеспечения в России.

1.4.Опыт зарубежных стран в формировании систем социального обеспечения.

2.Характеристика доходов и расходов Фонда социального страхования РФ.

2.1.Состав структура и динамика доходов Фонда Социального страхования РФ.

2.2.Направления расходования средств Фонда социального страхования РФ.

2.3.Взаимоотношения Фонда социального страхования РФ с бюджетом и внебюджетными фондами.

3.Проблемы формирования системы социального обеспечения в РФ и направления совершенствования деятельности Фонда социального страхования РФ.

Работа состоит из  1 файл

КУрсовая - ФСС РФ.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)

    - выплату  пособий гражданам, подвергшимся  воздействию радиации вследствие  радиационных аварий и ядерных  испытаний, в суммах 35200,0 тыс. рублей, 40000,0 тыс. рублей и 42600,0 тыс.  рублей;

    - обеспечение  инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, в суммах 8989699,0 тыс. рублей, 9680090,0 тыс. рублей и 10387050,0 тыс. рублей;

    - выплату  пособий по уходу за ребенком  гражданам, подвергшимся воздействию  радиационных аварий, в суммах 948000,0 тыс. рублей, 1004970,0 тыс. рублей и 1091800,0 тыс. рублей;

    - выплату  пособий по уходу за ребенком  до достижения им возраста  полутора лет гражданам, не  подлежащим обязательному социальному  страхованию, в суммах 17238400,0 тыс.  рублей, 16795276,2 тыс. рублей и 17169184,8 тыс. рублей, соответственно;

    из  бюджета ФОМС:

    - на  оплату медицинской помощи женщинам  в период беременности и родов  и в послеродовом периоде, а  также диспансерного наблюдения  ребенка в течение первого  года жизни, соответственно, в суммах 16600000,0 тыс. рублей, 17000000,0 тыс. рублей и 17000000,0 тыс. рублей.

    Кроме этого, предусматриваются средства федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда в сумме 561430,0 тыс. рублей в 2009 году и 6290677,5 тыс. рублей в 2010 году. 

    2.2.Направления  расходования средств  Фонда социального  страхования РФ.

    Расходы бюджета Фонда социального страхования  осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами субъектов РФ.

    Структура расходов ФСС сформирована из трех разделов функциональной классификации  расходов бюджетов Российской Федерации: «Общегосударственные вопросы», «Образование», «Социальная политика».

    Расходы Фонда предусмотрены – в 2008 году в сумме 375,5 млрд. рублей, или 122,6% к  уровню 2007 года, в 2009 году – 356,1 млрд. рублей, или 94,8% к уровню 2008 года, в 2010 году в сумме 389,5 млрд. рублей или 109,4% к уровню 2009 года, включая расходы по следующим видам: на обязательное социальное страхование – в 2008 году в сумме 264,8 млрд. рублей, или 130,6% к уровню 2007 года, в 2009 году - 259,6 млрд. рублей, или 98% к уровню 2008 года, в 2010 году - 288,4 млрд. рублей, или 111,1% к уровню 2009 года; на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – в 2008 году в сумме 49,9 млрд. рублей, в 2009 году – 51,9 млрд. рублей, или 104% к уровню 2008 года, в 2010 году – 55,3 млрд. рублей, или 106,6% к уровню 2009 года.

    В проекте бюджета Фонда предусмотрено  увеличение максимального размера  пособия по временной нетрудоспособности в 2008 году с 16125 рублей до 17250 рублей с учетом индексации на уровень инфляции (107,0%). Следует отметить, что в 2009 и 2010 годах такая индексация не предусматривается. Увеличивается максимальный размер пособия по беременности и родам с 16125 рублей до 23400 рублей, исходя из максимального дохода в расчете на месяц, с которого начисляется единый социальный налог по максимальной ставке.

    Предусматривается увеличение максимальной суммы, из которой  исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному  социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в первом полугодии 2008 года - 50900 рублей, во втором полугодии 2008 года - 51800 рублей, в 2009 году – 53500 рублей, в 2010 году - 56700 рублей, тогда как в 2007 году эта сумма составляла 46900 рублей. При этом максимальный размер ежемесячной страховой выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием проиндексирован на уровень инфляции и определен на первое полугодие 2008 года 39100 рублей, на второе полугодие 39840 рублей, в 2009 году – 41000 рублей и в 2010 году – 43500 рублей, тогда как в 2007 году он составлял 36000 рублей.

    Размер  единовременного пособия при  рождении ребенка предусмотрен из расчета 8000 рублей, при этом индексация не предусмотрена. Для застрахованных работников размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет составляет 40% их среднего заработка. При этом минимальный размер пособия устанавливается не ниже размера, установленного для неработающих (1500 рублей на первого ребенка, 3000 рублей на второго и последующих детей), максимальный размер не должен превышать 6000 рублей. Проект бюджета Фонда на 2008 год определяет прогнозируемый дефицит бюджета в сумме 16,4 млрд. рублей, что свидетельствует о финансовой неустойчивости Фонда и является аргументом необходимости реформирования всей системы обязательного социального страхования.

    Закон содержит новые нормы по стоимости  пребывания одного ребенка в сутки  в детских санаториях и санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия, расположенных на территории РФ.

    Оплата  стоимости путевок продолжительностью пребывания 21-24 дня для детей застрахованных граждан предусмотрена из расчета: в 2008 году – до 535 рублей на одного ребенка  в сутки, в 2009 г. – до 570 рублей и в 2010 г. – до 640 рублей. В 2007 году этот показатель составлял 500 рублей в сутки на одного ребенка. В отличие от ранее действующих норм, не предусмотрена оплата проезда к месту лечения и обратно при направлении в санаторно-курортные учреждения по путевкам, выданным гражданам в санатории системы Росздрава.

    В расходы ФСС по социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  в 2008 -2009 гг. включен вид расходов на разработку и обеспечение реализации системы мероприятий по снижению профессионального риска застрахованного по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оптимизации страховых тарифов. В 2008 году данный вид расходов составляет 532710,2 тыс. руб., а в 2009 году – 567336,4 тыс. руб. Согласно статье 17 Закона на 2008 год установлен размер оплаты государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи в части диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, который с 1 января 2008 года составит 1, 0 тыс. рублей за первые шесть месяцев и 1, 0 тыс. рублей за вторые шесть месяцев диспансерного (профилактического) наблюдения за каждого ребенка с момента постановки его на диспансерный учет.

    Бюджет  ФСС на 2008 год и на период до 2010 года является напряженным, впервые  в Законопроекте предусмотрено  поступление средств из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ФСС в 2009 и 2010 году, что свидетельствует о снижении автономности бюджета Фонда и наличии тенденции отхода системы социального страхования от страховых принципов. 

    2.3.Взаимоотношения  Фонда социального  страхования РФ  с бюджетом и  внебюджетными фондами.

 

    3.Проблемы формирования  системы социального  обеспечения в  РФ и направления  совершенствования  деятельности Фонда  социального страхования  РФ.

      Следует отметить ряд моментов, которые в последнее время высказывают в отношении социального страхования представители Минтруда России, государственных внебюджетных социальных фондов, ученые и специалисты.

    Во-первых, законодательно не определены: порядок, процедуры, источники финансирования средств на выплату страховой  части трудовой пенсий. Существует ряд серьезных противоречий в Бюджетном и Налоговом кодексах в той части, которые касаются ЕСН.

    Во-вторых, назрела необходимость, и появились  экономические возможности повышения  уровня пенсионного, медицинского и  социального страхования. В качестве первого шага ученые и специалисты высказывают предложения по доведению уровня выплат до минимальных гарантий, предусмотренных Конвенцией МОТ № 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" и стандартами ЕС. Так, фактический уровень замещения пенсией, предшествующей ей заработной платы работника (так называемый коэффициент замещения), на конец 2008 года составлял по отношению к средней величине пенсий 32%. Тогда как по нормам Конвенции МОТ № 102 его минимальная величина должна составлять не менее 40%, а по стандартам ЕС - не менее 55%. Еще более острой является проблема крайне низкого абсолютного уровня пенсионного обеспечения. Минимальный размер трудовой пенсии по старости на конец 2008 г. составил всего 56%) прожиточного минимума пенсионера, в то время как его величина должна составлять не менее 80%. В этой связи важнейшей задачей пенсионного страхования в ближайшей и среднесрочной перспективе является поэтапное повышение минимальных размеров страховых (трудовых) пенсий до уровня прожиточного минимума.

    В-третьих,   в   системе   социального   страхования   не   нашел   ещё

воплощения в  должной мере принцип зависимости  уровня выплачиваемых пенсий и пособий  от объемов накопленных страховых  прав, что особенно характерно для  категорий застрахованных со средними и высокими размерами заработной платы.

    Коэффициенты  замещений пенсий и пособий для  них составляют всего 15-25% от размеров предшествующей им величин заработной платы.

    В целях повышения эффективности  системы социального страхования  Правительством РФ утверждена Программа социально-экономического развития РФ. Эта программа в качестве одного из важнейших приоритетов определяет задачу по повышению уровня и качества жизни населения. Это в свою очередь требует реализации целого ряда мер, направленных на повышение доходов населения, эффективности социальных услуг, предоставляемых государством, усиление чёткой направленности мер социальной помощи и повышения эффективности функционирования системы обязательного социального страхования.

    Позиция Минтруда России в этой связи состояла в том, что в рамках реформирования системы обязательного социального страхования необходимо решить ряд задач:

- завершить формирование законодательной базы;

- оптимизировать соотношения уровня обязательств и финансовых ресурсов;

- повысить  эффективность администрирования  расходов в системе обязательного социального страхования;

- создать условия   для  долговременного баланса   доходов  и  расходов государственных социальных внебюджетных фондов.

    Ключевым  направлением совершенствованием системы социального страхования является её переориентация с уравнительных принципов начисления пособий на страховые, т.е. учитывающие накапливаемые индивидуальные страховые права и финансовые ресурсы застрахованного лица в отдельных фондах социального страхования. Международный и отечественный опыт свидетельствует о целесообразности формирования финансовой системы социального страхования вне системы государственного бюджета, это позволяет достигать автономности финансовых ресурсов и исключить нецелевое их использование на нестраховые цели.

    Данные  меры позволяют обеспечивать тесную увязку страховых взносов и выплат, и тем самым стимулируют работников и работодателей к легализации  и повышению уровня заработной платы.

    Перспективными  для этого могли бы служить  следующие подходы:

    1) минимальные размеры страховых пенсий и пособий должны поэтапно повышаться, с тем, чтобы в обозримой перспективе (5-7 лет) их размер приблизился к прожиточному минимуму пенсионера и получателей пособий;

    2) средние размеры пенсий и пособий должны быть повышены за этот же период до уровня 140-150% прожиточного минимума;

    3) максимальные размеры выплат по страхованию должны быть соизмеримы с коэффициентом замещения не ниже 50-60% предыдущего заработка.

    Тем самым будут созданы предпосылки  для формирования механизмов социального страхования, позволяющих существенно повысить уровень пенсий и выплат, а значит повысить качество жизни населения.

    Позицию Минтруда РФ разделяют специалисты  Российского объединения социальных технологий (РОСТ), которые предлагают разработать и принять федеральный закон об основах социального страхования в России. Основной целью такого закона должно быть определение правил деятельности всех участников системы социального страхования, выработка принципов социального страхования в России. В частности, в этом законе должны быть четко сформулированы основные виды социального страхования и точно перечислены участники системы социального страхования: застрахованные лица (работники), страхователи (работодатели и сами застрахованные лица) и страховщики (государственные и негосударственные фонды, страховые компании). Участником системы социального страхования обязательно должно быть определено государство, как основной гарант прав застрахованных лиц. В этом же законе должны быть определены основные условия доступа на рынок социального страхования негосударственных структур, таких как негосударственные пенсионные фонды и частные страховые компании. В обязательном порядке после принятия такого закона должны быть внесены определенные изменения в уже действующие законы, в частности, в закон о негосударственных пенсионных фондах. Помимо определенного выше федерального закона необходимо будет разработать и принять комплекс федеральных законов по отдельным видам социального страхования. В конечном итоге взаимоувязанная и непротиворечивая система законов в области социального страхования позволит построить в стране эффективную и гибкую систему социального страхования от всех социальных рисков.

 

       Заключение

       Обоснованная  система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

Информация о работе Проблемы формирования системы социального обеспечения в РФ и направления совершенствования деятельности Фонда социального страховани