Проблемы и перспективы организации профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:32, курсовая работа

Описание

Цель работы - рассмотреть деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также рассмотреть и проанализировать государственное регулирование профессиональной деятельности.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть виды ценных бумаг;
охарактеризовать статус кредитной организации как профессионального участника рынка ценных бумаг;
рассмотреть порядок осуществления брокерской деятельности ;

Содержание

Введение 3
1 Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг 5
1.1 Виды ценных бумаг 5
1.2. Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг 7
1.3. Кредитная организация как профессиональный участник рынка ценных бумаг 8
2. Осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг 10
2.1. Порядок осуществления брокерской деятельности 10
2.2. Лицензионные требования и условия осуществления дилерской деятельности 13
2.3. Осуществление деятельности по управлению ценными бумагами 14
3 Проблемы и перспективы организации профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг 19
3.1. Основные проблемы организации профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг 19
3.2. Перспективы развития и основные направления совершенствования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг 20
Заключение 23
Библиографический список 25

Работа состоит из  1 файл

деятельность на РЦБ.docx

— 1.50 Мб (Скачать документ)

Следующей проблемой рынка ценных бумаг является манипулирование рынком. К манипулированию ценами на рынке ценных бумаг относятся следующие действия, которые совершаются одним или несколькими лицами и в результате которых повышается, понижается и(или) поддерживается цена ценной бумаги, либо повышается, понижается и(или) поддерживается спрос и(или) предложение на ценную бумагу, либо повышается, понижается и(или) поддерживается объем торгов ценной бумагой.17

3.2. Перспективы развития и основные  направления совершенствования  профессиональной деятельности  на рынке ценных бумаг

Согласно стратегии развития финансового рынка Российской Федерации  на период до 2020 года, принятой Правительством Российской Федерации в 2008 году. Стратегия определяет приоритетные направления деятельности государственных органов в сфере регулирования финансового рынка на период до 2020 года.

Характерной чертой российского  финансового рынка является наличие  существенных объемов внебиржевых  сделок, в том числе за счет роста  объема сделок, заключаемых между  клиентами одного брокера. В связи с этим актуальной задачей является регулирование не только биржевых институтов, но и организованного рынка в целом независимо от того, в какой форме он существует. При этом под организованным рынком следует понимать общую торговую среду, в которой существуют различные по своей форме и степени институционализации системы заключения сделок с финансовыми инструментами в соответствии с выработанными участниками таких систем или установленными государством правилами. Регулирование такой среды в части раскрытия информации о заключаемых сделках, обеспечения защиты интересов участников, прозрачности осуществляемых операций и предотвращения недобросовестных сделок с финансовыми инструментами должно быть унифицировано. При этом федеральный орган исполнительной власти в сфере финансовых рынков должен обладать правом определять основные требования к электронным форматам деятельности и стандартам электронного документооборота на организованном рынке.18

Это позволит повысить уровень  защиты прав и законных интересов  инвесторов, будет способствовать расширению круга финансовых инструментов, обращающихся на организованном рынке, а также  признанию рыночными цен на большое  количество финансовых инструментов.

В то же время представляется необходимым сохранить значение бирж как основного центра сосредоточения ликвидности, способного конкурировать  в мировом масштабе не только с  иностранными биржами, но и служить  фундаментом конкурентоспособности  всего российского организованного  рынка. Для этого предлагается, с  одной стороны, предъявлять к  деятельности бирж более высокие  требования по сравнению с иными  торговыми системами, а с другой стороны, закрепить за биржами ряд  преференций.

Одновременно предполагается усилить административную и уголовную  ответственность лиц, входящих в  состав исполнительных органов бирж, за нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а  также за ненадлежащее исполнение биржами  соответствующих полномочий. На законодательном  уровне на федеральный орган исполнительной власти в сфере финансовых рынков следует возложить полномочия, связанные  с согласованием назначения на должность, а также отстранения от должности  лиц, входящих в состав исполнительных органов бирж, в случае нарушения  биржей требований законодательства Российской Федерации. 19

Важным средством стимулирования участия населения на финансовом рынке является определение четких правовых рамок для создания компенсационных  механизмов для граждан, инвестирующих  свои средства на финансовом рынке. Одним  из источников выплат гражданам предусматривается  компенсационный фонд, который будет  формироваться за счет взносов профессиональных участников рынка ценных бумаг, оказывающих  услуги гражданам, и в случае недостаточности  средств такого фонда необходимо рассмотреть возможность использования  государственных средств на соответствующие  цели. Предполагается на законодательном  уровне определить круг лиц, которые  будут вправе получать выплаты из компенсационного фонда, основания  таких выплат и контроль за инвестированием  средств этого фонда. Выплата  компенсаций будет осуществляться в ограниченных случаях, связанных  главным образом с потерей  финансовой компанией способности  выполнять свои обязательства перед  третьими лицами, а также в случае совершения уголовных правонарушений сотрудниками финансовой компании. В случае выплаты компенсации права требований, удовлетворение по которым получил гражданин, будут переходить к лицу, который осуществляет управление фондом. Полномочия такой организации при процедуре банкротства должны также предусматриваться законом.

На законодательном уровне следует обеспечить независимость  служб внутреннего контроля профессиональных участников рынка ценных бумаг, а  также ввести требования к управлению финансовыми рисками, возникающими у финансовых посредников. В частности, необходимо закрепить обязанность  участников финансового рынка определять лицо, ответственное за организацию  управления указанными рисками или  создавать самостоятельное структурное  подразделение по управлению рисками. При этом для специалистов по управлению рисками внутри организации устанавливаются  соответствующие квалификационные требования.20

Так же, к основным задачам в данной области государственного регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг необходимо отнести:

  • разработку совместно с обучающими организациями, саморегулируемыми организациями и уполномоченными организациями новых, расширенных блоков вопросов и квалификационных минимумов, соответствующих законодательству и исключающих возможность механического запоминания ответов;
  • разработку учебных и методических материалов для обеспечения возможности подготовки специалистов;
  • повышение качества квалификационных требований к специалистам рынка ценных бумаг.

Таким образом, проблемы профессиональных участников рынка ценных бумаг заключаются в наличии очень узкого пласта специалистов в существующей системе знаний о фондовом рынке, проблеме мошенничества, так же присутствует проблема защиты инвесторов и проблема манипулирования рынком. Актуальной задачей является регулирование не только биржевых институтов, но и организованного рынка в целом независимо от того, в какой форме он существует. Это позволит повысить уровень защиты прав и законных интересов инвесторов, будет способствовать расширению круга финансовых инструментов, обращающихся на организованном рынке, а также признанию рыночными цен на большое количество финансовых инструментов. 

Заключение

Ценные бумаги представляют собой не только обязательства субъектов  их выдавших (выпустивших) перед владельцами, которые могут выражаться в документарной  или бездокументарной форме (гражданско-правовой смысл), но и финансовые инструменты, используемые субъектами финансово-правовых отношений в процессе финансовой деятельности на рынке ценных бумаг.

К основным видам ценных бумаг относятся: государственная  облигация, облигация, вексель, и другие документы, которые Законами о ценных бумагах или в установленном  ими порядке отнесены к числу  ценных бумаг. Наряду с существующим Федеральным законом «О рынке  ценных бумаг» список законодательных  актов, регулирующих эмиссию ценных бумаг, пополнился новыми документами  Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР). ФСФР России утвердила Стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ и Стандарты эмиссии акции и облигаций при реорганизации коммерческих учреждений. Таким образом, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг — это оказание услуг участникам данного рынка на компетентной и на коммерческой основе.

В сравнении с деятельностью  эмитента или инвестора на рынке  ценных бумаг, которая выражается в  привлечении или вложении капитала посредством ценных бумаг, деятельность профессионального участника —  это его работа, которая выступает  основным источником его совокупного  дохода. Источником же чистого дохода эмитента или инвестора является привлеченный капитал или капитал  в форме ценной бумаги.

К профессиональным видам  деятельности на российском рынке ценных бумаг относятся следующие видов: брокерская; дилерская; по управлению ценными бумагами, депозитарная; по ведению реестра владельцев ценных бумаг и по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Банки как универсальные кредитно-финансовые институты являются участниками рынка ценных бумаг. В разных странах место, отводимое коммерческим банкам на рынке ценных бумаг, различно. Кредитные организации имеют право осуществлять операции с ценными бумагами на основе выданных им лицензий.

Из определения брокерской деятельности следует, что она представляет собой: вид коммерческой деятельности на рынке, вид посреднической деятельности и вид деятельности в сфере  обращения, но не в сфере производства. Содержательное требование, предъявляемое  при получении лицензии на брокерскую деятельность, состоит в необходимости  наличия у юридического лица правил по ведению системы учета и  отчетности по операциям с ценными  бумагами. Брокерская деятельность на рынке ценных бумаг может совмещаться с другими видами профессиональной деятельности (дилерской, управлением ценными бумагами, депозитарной), но не может совмещаться с деятельностью на иных рынках, кроме рынка ценных бумаг.

Дилерская деятельность представляет собой дальнейшее развитие брокерской деятельности в направлении усиления роли торгового посредника на рынке. К его важнейшим функциям относятся: функции, которые выполняет брокер на рынке ценных бумаг, включая функции  финансового консультанта; организация  и поддержание оборота (ликвидности) рынка определенных ценных бумаг (маркет-мейкерство).

Для осуществления дилерской  деятельности при лицензировании профессиональный участник рынка ценных бумаг должен иметь собственные средства, при этом норматив достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность и оказывающих услуги финансового консультанта на рынке ценных бумаг усыновлен.

Формирование фондового  рынка в России повлекло за собой  возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление  которых необходимо для дальнейшего  успешного развития и функционирования РЦБ. Ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения так же касаются профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Для этого необходимо создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования. Окончательный выбор модели фондового рынка, а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаu

Для стимулирования участников финансового рынка ФСФР предполагает выявлять и своевременно устранять нарушения законодательства Российской Федерации в своей деятельности предлагается внести изменения  в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, касающиеся установления нормы о снижении штрафов в отношении участников финансового рынка, когда ими самостоятельно выявляются нарушения законодательства Российской Федерации в сфере их деятельности, информируется федеральный орган исполнительной власти в сфере финансовых рынков и добровольно представляется информация о принятых мерах по устранению выявленного нарушения.

 

 

 

Библиографический список

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации" (ГК РФ) Часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) [Электронный ресурс].-Режим доступа http://www.consultant.ru
  2. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятель-ности» (ред. от 11.07.2011г.) [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.consultant.ru
  3. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.consultant.ru
  4. Правила осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утвержденные постановлением ФКЦБ России от 11 октября 1999 г. № 9 [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.consultant.ru
  5. Положение о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг(в ред. Приказов ФСФР России от 05.04.2011 N 11-9/пз-н, от 09.06.2011 N 11-27/пз-н, от 24.04.2012 N 12-27/пз-н) [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.consultant.ru
  6. Приказ ФСФР РФ от 24 мая 2011 г. N 11-23/пз-н «Об утверждении нормативов достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов»
  7. Правилах осуществления брокерской деятельности при совершении на рынке ценных бумаг сделок с использованием денежных средств и/или ценных бумаг, переданных брокером в заем клиенту (маржинальных сделок)" Утверждены Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 7 марта 2006 г. N 06-24/пз-н [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.consultant.ru
  8. Рынок ценных бумаг: теория и практика: учебник// под ред. В.А. Галанова. – М.: Финансы и статистика, 2010
  9. Нешитой А.С. Финансы: Учебник. – Издательство – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009
  10. Чернецов С.А. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. пособие. – М. : Магистр :ИНФРА-М, 2010
  11. Финансы и кредит: Учебник / Под ред. проф. М.В.Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. – М.:Высшее образование,2009
  12. Сайт Федеральной службы по финансовым рынкам [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.fcsm.ru

Информация о работе Проблемы и перспективы организации профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг