Проблемы погашения внешнего государственного долга Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание

Целью работы является аналитическое исследование структуры внешнего долга Российской Федерации, определение ключевых направлений и тенденций его погашения, разработка эффективных стратегических мероприятий, направленных на снижение внешнего долга и оптимизацию способов его погашения.
Задачами работы:
1) получение представления о структуре внешнего долга, особенностях его формирования, ключевых проблемах, связанных с его погашением, которые характерны для современной отечественной экономики;
2) аналитические исследование статистических показателей, направленных на анализ структуры и динамики внешнего долга за различные периоды времени;
3) разработка практических мероприятий и рекомендаций, направленных на минимизацию величины государственного долга и определение оптимальных направлений его погашения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и погашения внешнего государственного долга в Российской Федерации 5
Глава 2. Аналитическая оценка внешнего государственного долга в Российской Федерации 15
Глава 3. Практические и выводы и рекомендации, направленные на оптимизацию внешнего государственного долга в Российской Федерации 24
Заключение 27
Список используемых источников 28
Приложение А «Внешний долг Российской Федерации за девять лет» 29
Приложение Б «Платежи по обслуживанию и погашению внешнего долга Российской Федерации за 2009 год 30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по внешнему долгу 1.doc

— 239.50 Кб (Скачать документ)


 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»

Тема: «Проблемы погашения внешнего государственного долга Российской Федерации»

 

 

 

Студент                                                                                          

Группа                                                                                                              Факультет                                                                                          

Специальность                                                             

 

Научный руководитель                                       

 

Курсовая работа допущена к защите:____________________________________

 

Оценка работы  __________________________

 

Орел 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

 

Введение 

3

Глава 1. Теоретические  аспекты формирования и погашения  внешнего государственного долга в  Российской Федерации

5

Глава 2. Аналитическая  оценка внешнего государственного долга  в Российской Федерации

15

Глава 3. Практические и  выводы и рекомендации, направленные на оптимизацию внешнего государственного долга в Российской Федерации

24

Заключение 

27

Список используемых источников

28

Приложение А «Внешний долг Российской Федерации за девять лет»

29

Приложение Б «Платежи по обслуживанию и погашению внешнего долга Российской Федерации за 2009 год

30


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

 

Формирование современной  экономики и финансовой системы  происходит в условиях глобализации и интеграции мирохозяйственных  связей. Экономика Российской Федерации  развивается и функционирует, взаимодействуя с мировой экономикой, что является объективным условием ее успешного развития и определения основных приоритетов и ориентиров. Российская Федерация является конкурентоспособной страной, осуществляющей экспорт продукции, товаров, услуг в различные страны мира. Тенденция к усилению мирового сотрудничества определяют ключевые направления финансовой и бюджетной политики. Однако, несмотря на дружественные отношения со многими государствами, Правительство России продолжает погашать внешние долги, часть которых составляют долги бывшего СССР. Погашение долга оказывает существенное влияние на экономику, так как оплата займов и прочих обязательств осуществляется за счет средств доходной части федерального бюджета. Многие страны проводят политику реструктуризацию долга в отношении Российской Федерации, однако мировой финансовый кризис 2008-2009 годов обусловил снижение тенденций в этой области. Поэтому актуальным представляется необходимость минимизации внешнего долга и определению оптимальных направлений для его погашения.

Погашение внешнего долга  позволит направлять средства, взимаемые  для этих целей из доходной части  бюджета на другие нужды: развитие инновационных  технологий, укрепление обороноспособности страны, разработку и внедрения целевых программ поддержки различных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Поэтому решение проблемы погашения внешнего долга имеет ключевое значение для современной экономики и является приоритетным направлением для разработки правительственных целевых программ.

Указанные обстоятельства предопределили выбор темы курсовой работы. Целью работы является аналитическое исследование структуры внешнего долга Российской Федерации, определение ключевых направлений и тенденций его погашения, разработка эффективных стратегических мероприятий, направленных на снижение внешнего долга и оптимизацию способов его погашения.

Задачами работы:

1) получение представления  о структуре внешнего долга,  особенностях его формирования, ключевых проблемах, связанных  с его погашением, которые характерны для современной отечественной экономики;

2) аналитические исследование  статистических показателей, направленных  на анализ структуры и динамики  внешнего долга за различные  периоды времени;

3) разработка практических  мероприятий и рекомендаций, направленных на минимизацию величины государственного долга и определение оптимальных направлений его погашения.

Для проведения исследования использовались статистически показатели и материалы, опубликованные в ежегодных  статистических сборниках и на официальных сайтах Росстата, Министерства финансов Российской Федерации в сети Internet.

Результаты исследования имеют теоретическое и прикладное значение, так как могут являться основанием для разработки целевых  и стратегических  программ погашения государственного внешнего долга Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОГАШЕНИЯ  ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет государственные  заимствования Российской Федерации как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.

В результате заемной деятельности образуется государственный долг – долговые обязательства Правительства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Собственно различают государственный и общегосударственный долг.

Общегосударственный долг – более широкое понятие и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Обеспечение государственного долга России служит все имущество, составляющее государственную казну. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в следующих формах:

1) кредитных соглашений  и договоров, заключенных от  имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу кредиторов;

2) государственных ценных  бумаг, выпускаемых от имени  РФ;

3) договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

4) переоформлении долговых  обязательств третьих лиц в  государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

5)  соглашений и  договоров, в том числе международных,  заключенных от имени РФ, о  пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет. [8, стр. 193]

Государственный долг возникает  в определенные моменты функционирования государства, когда его расходы  начинают превышать доходы, когда  бюджетный дефицит становится хроническим  явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями.

Государственный долг –  сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным  займам, полученным кредитам, включая  начисленные по ним проценты и  выданные государственные гарантии.

Государственный долг состоит  из задолженности центрального правительства (которая составляет основную часть  долга), местных органов власти, государственных  предприятий и некоторых других долгов. Соотношение между внутренним и внешним государственным долгом зависит от типа государства и в различные моменты его развития может существенно различаться.

Погашение государственного долга производится за счет ординарных доходов государственного бюджета  – налогов. Связь займов с налогами проявляется тогда, когда происходит время платить проценты и погашать долги. Однако в условиях огромной государственной задолженности эти доходы оказываются недостаточными, и для погашения государственного долга, как правило, выпускаются новые государственные займы. Государственный долг погашается через казначейства и банки путем выкупа облигаций на фондовой бирже или непосредственно у кредиторов, проведением тиражей погашения, иногда в форме аннуитетов, т.е. ежегодных платежей, включающих проценты и соответствующую часть капитальной суммы долга, в редких случаях из погасительных фондов.

Можно сказать, что по достижении определенной величины долга  системы государственного кредита  становится малоэффективной, а государственный  долг превращается в генератор собственного увеличения.

В целях обслуживания государственного долга налоговый  процесс не ослабевает, и государственный  долг начинает выступать одним из средств, усиливающих перераспределение национального дохода. [11, стр. 245]

Внешний государственный долг является одной из форм финансирования бюджетного дефицита. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ под внешним государственным долгом понимаются обязательства, возникающие  в иностранной валюте.

Согласно кодексу, государственные  внешние заимствования Российской Федерации используются для покрытия дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации. Государственные внешние заимствования влекут за собой возникновение государственного внешнего долга – накопленной задолженности Российской Федерации в иностранной валюте. В состав государственного внешнего долга России включают объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, а также объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

Управление внешним  государственным  долгом России от имени Российской Федерации является прерогативой Правительства, которое вправе осуществлять государственные внешние заимствования Российской Федерации и заключать договора о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) от имени Российской Федерации.

Минфин России выступает  в качестве представителя Правительства Российской Федерации при согласовании основных принципов урегулирования взаимных финансовых требований между РФ и иностранными государствами, разрабатывает и согласовывает с заинтересованными ведомствами межправсоглашения по урегулированию долговых обязательств бывшего СССР и Российской Федерации, подготавливает документацию, аргументирующую позицию Правительства РФ по всем ранее принятым Правительством бывшего СССР соглашениям по вопросам выверки остатков по счетам, на которых учитываются задолженности.

При реализации подписанных  межправительственных соглашений Минфин России осуществляет прямые перечисления денежных средств в установленные  межправсоглашениями сроки либо финансирует за счет средств федерального бюджета товарные поставки для погашения долговых обязательств, заключая соглашения по финансированию производства и поставок продукции с российскими производителями либо осуществляя взаимозачеты. Перечисленные виды деятельности осуществляются Департаментом иностранных кредитов и внешнего долга Минфина России, а с 2002г. образован Департамент международного сотрудничества и управления внешним долгом.

В настоящее время  весь государственный внешний долг по причине своего образования подразделяются на две категории:

1) займы Российской Федерации после 1991г.

2) задолженность СССР, взятая на себя Правительством  России. По официальным данным  советский долг составил в 1991г. 95,1 млрд.долл.

Значительные объемы государственной задолженности  породили определенные трудности в обслуживании долга в соответствии с условиями, предусмотренными прежними договорами, возникла необходимость реструктуризации долговых обязательств по внешней задолженности. Реструктуризация внешнего долга – это прекращение долговых обязательств, составляющих государственный внешний долг, с параллельной заменой указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долговых обязательств имеет форму соглашения между сторонами, которое может, например, содержать пролонгацию периода выплаты долга либо его частичное списание. В случае, если сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга входит в общий объем реструктурируемых обязательств, то она не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году.

Ежегодно в федеральном  законе о федеральном бюджете  на очередной финансовый год утверждаются предельные объемы государственного внешнего долга и пределы внешних заимствований  Российской Федерации с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

В целом бюджетная  политика, проводимая Правительством, направлена на максимальную концентрацию финансовых ресурсов на уровне федерального бюджета для обслуживания и погашения государственного долга. Проводя такую политику, Правительство достигло определенных успехов в решении вопросов сбалансированности доходной и расходной части федерального бюджета в условиях активизации экономических процессов.

Важным условием при  определении предельного объема государственных внешних заимствований является то, что он не должен превышать годовой объема платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации.

Одной из наиболее важных функций Правительства Российской Федерации в лице Минфина России является осуществление мер, необходимых для совершенствования структуры государственного внешнего долга, то оно вправе привлекать внешние заимствования в объеме свыше установленного федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственных внешних заимствований.

Информация о работе Проблемы погашения внешнего государственного долга Российской Федерации