Проблемы погашения внешнего государственного долга Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание

Целью работы является аналитическое исследование структуры внешнего долга Российской Федерации, определение ключевых направлений и тенденций его погашения, разработка эффективных стратегических мероприятий, направленных на снижение внешнего долга и оптимизацию способов его погашения.
Задачами работы:
1) получение представления о структуре внешнего долга, особенностях его формирования, ключевых проблемах, связанных с его погашением, которые характерны для современной отечественной экономики;
2) аналитические исследование статистических показателей, направленных на анализ структуры и динамики внешнего долга за различные периоды времени;
3) разработка практических мероприятий и рекомендаций, направленных на минимизацию величины государственного долга и определение оптимальных направлений его погашения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и погашения внешнего государственного долга в Российской Федерации 5
Глава 2. Аналитическая оценка внешнего государственного долга в Российской Федерации 15
Глава 3. Практические и выводы и рекомендации, направленные на оптимизацию внешнего государственного долга в Российской Федерации 24
Заключение 27
Список используемых источников 28
Приложение А «Внешний долг Российской Федерации за девять лет» 29
Приложение Б «Платежи по обслуживанию и погашению внешнего долга Российской Федерации за 2009 год 30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по внешнему долгу 1.doc

— 239.50 Кб (Скачать документ)

2) Анализ структуры  внешнего государственного долга показал, что по отношению к общей его величине наибольший удельный вес приходится на долгосрочные обязательства. Наличие долгосрочных обязательств, безусловно, в некоторой степени снижает нагрузку на бюджет в части использования бюджетных средств в краткосрочной перспективе. Однако такие обязательства требуют тщательного планирования и прогнозирования суммы их выплат, при этом точность результатов такого прогноза является достаточно условной вследствие возможности инфляции, обесценения валюты и других факторов. Поэтому, наиболее оптимальной структурой внешнего долга представляется такая структура, при которой в общей величине долга преобладают краткосрочные обязательства или доля долгосрочных и краткосрочных обязательств в общей величине государственного долга является равномерной.

3) Анализ динамики внешнего государственного долга Российской Федерации за девять лет позволил выявить неравномерные тенденции в его погашении, которые снизились в 2009 году по сравнению с 2008 годом и другими исследуемыми периодами.

По результатам проведенного исследования разработаны следующие  практические рекомендации, которые  могут быть использованы при разработке конкретных направлений финансовой стратегии Российской Федерации и утверждении законов о государственном бюджете и других мероприятиях, направленных на совершенствование, интеграцию и глобализацию национальной экономики:

1) Министерство финансов, другие министерства и ведомства,  занимающиеся управлением и обслуживание  внешнего государственного долга, их представители должны осуществлять углубленный и детализированный анализ изменений и тенденций показателей структуры, динамики, изменения долга за ряд периодов. Это позволит определить его величину на определенный момент времени, оценить потребность в финансовых ресурсах, которые необходимо для его погашения в будущем, определить возможные альтернативные источники средств, которые обеспечат снижение бремени по оплаты долга с федерального бюджета;

2) Министерству финансов в рамках формирования ключевых направлений финансовой и бюджетной политики страны следует предусмотреть формирование резерва, предназначенного для оплаты государственного внешнего долга. При этом такой резерв должен создаваться за счет определенных отчисленный из доходной части государственного бюджета, а его величина должна фиксироваться с учетом уровня инфляции и других факторов. Несмотря на то, что создание резерва потребует значительного количества финансовых ресурсов на первоначальных этапах его создания, через несколько лет такой резерв позволит снизить нагрузку с доходной части бюджета до минимума, так как погашение долга в этом случае будет осуществляться только за счет средств резерва;

3) Министерству финансов рекомендуется разработать эффективную концепцию по анализу, управлению и обслуживанию государственного внешнего долга, которая будет содержать теоретические, организационные и методические принципы формирования, управления, обслуживания и погашения долговых обязательств Российской Федерации. Такая концепция, как нам представляется, будет являться действенным инструментом, который обеспечит оптимизацию государственного долга и минимизирует его влияние на функционирование экономики страны;

4) Необходимо осуществлять экономические мероприятия, связанные с прогнозированием вероятности возникновения внешнего государственного долга в будущем. Такие мероприятия позволят дать оценку экономической ситуации в стране и определить достаточность внутренних финансовых ресурсов для функционирования экономики;

5) Существенным недостатком в современной системе управления страной, по нашему мнению, является дефицит квалифицированных специалистов, компетентных по вопросам финансового управления, обслуживания и погашения государственного долга, формированию и внедрению бюджетной политики. Конечно, современные вузы обучают соответствующих специалистов, однако их связь с практикой является достаточно незначительной. Поэтому в учебных заведениях, при подготовке финансовых специалистов, следует уделять внимание их практическим знаниям, моделировать различные финансовые ситуации и обеспечивать их привлечение к различным аспектам управления экономикой.

В этой связи основными  целями политики в области государственного внешнего долга на среднесрочную  перспективу являются:

- обеспечение свободного  доступа РФ на рынки внешних заимствований на выгодных условиях;

- активное управление  внешней задолженности с целью  сокращения стоимости ее обслуживания;

- существенное сокращение  долга бывшего СССР, задолженности  РФ перед правительствами иностранных  государств и международных государств и международными финансовыми организациями;

-     наращивание рыночной составляющей внешнего долга РФ;

- проведение сбалансированной  политики в области внешних  заимствований с целью сохранения  и дальнейшего улучшения платежной репутации России.

Проблема внешнего долга  России остается одной из наиболее важных стоящих перед государством проблем. Решение ее, несомненно, займет не одно десятилетие. От успешного решения  этой задачи зависит будущее российской экономики.

Подход к решению проблемы государственного долга должен быть комплексным. Необходимой предпосылкой обеспечения максимально благоприятных условий урегулирования внешнего долга является создание убедительной программы действий, ориентированной на продолжение и ускорение рыночных преобразований в России, улучшение инвестиционного климата, укрепление демократических институтов. Реализация данной программы должна содействовать поддержанию доверия кредиторов и инвесторов.

Необходимо извлечь  максимальную выгоду из благоприятной конъюнктуры, складывающейся на мировых рынках энергоносителей. Дополнительно получаемая экспортная выручка должна направляться на развитие производственных отраслей и укрепление экспортного потенциала страны. В России же, наоборот, практически вся выручка от экспорта направляется на покрытие долгов. Многое зависит от того, как быстро Россия сумеет начать получать ощутимую валютную выручку от традиционных экспортных отраслей России – аэрокосмической и военной.

Не следует также забывать о многомиллиардных долгах развивающихся стран России, необходимо найти отдельный подход к каждому должнику. Промедление в этом вопросе ведет к серьезным потерям для нашего государства.

Должен быть выработан  конструктивный подход в позиции  с переговорами с нашими западными  кредиторами. Важно стремиться к достижению реструктуризации российских долгов на наиболее выгодной основе. Наиболее привлекательным вариантом реструктуризации представляется схема «долг на экспорт». При этом важен качественный состав экспорта – экспорт не сырья и материалов, а машинно-технической и иной готовой продукции.

Необходимо соблюдать  неукоснительно выплаты по внешнему догу, чтобы восстановить репутацию  Российской Федерации как первоклассного заемщика.

Программа осуществления  выплат по внешнему догу должна состоять из двух ключевых частей:

- Профицитный бюджет, демонстрирующий твердое намерение Правительства рассчитаться по долгам. Это – необходимое условие доверия к стране как к заемщику.

- План структурных  реформ, включающий меры по улучшению  инвестиционного климата, реструктуризации предприятий, которые позволили бы повысить эффективность использования инвестируемых средств и тем самым создать реальные предпосылки для повышения деловой активности.

Разрешение проблемы внешнего долга является задачей  стратегического характера. Без ее решения практически невозможно обеспечить необходимые условия для краткосрочного экономического подъема и поддержания устойчивости всей социально-экономической системы страны.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Актуальность проблемы погашения внешнего государственного долга Российской Федерации и необходимость ее решения в современных условиях развития национальной экономики представляется существенной. Анализ теоретических аспектов, включающих методологию формирования, управления, обслуживания и погашения внешнего долга, показал, что, несмотря на достаточно высокую степень изучения проблемы, современными экономистами уделяется недостаточное внимание концепции формирования и погашения долга, которая позволила бы решить трудности теоретического и методического характера, с которыми столкнулась современная экономика.

Для детализированного  и углубленного исследования ситуации, связанной с формированием и  погашением внешнего долга Российской Федерации проведена аналитическая  оценка статистических показателей абсолютной величины, структуры и динамики задолженности. Результаты анализа показали, что, начиная с 2002 года, проявлялась устойчивая тенденция к погашению обязательств, однако после мирового финансового кризиса 2008 года, показатели вновь увеличились. Все это свидетельствует о необходимости пересмотра существующих методов погашения государственного долга и разработки новых источников финансирования внешних обязательств России.

В этой связи были разработаны  конкретные мероприятия и рекомендации, которые позволят определить устойчивые тенденции формирования и развития направлений финансовой политики и стратегии государства, способствует увеличению доходной части государственного бюджета за счет сокращения средств, направляемых на погашения долга посредством формирования специального резерва, предназначенного для обслуживания задолженности. Предложенные мероприятия имеют существенное практическое значение и могут быть использованы в практической деятельности государственных органов власти.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1998г. №145-ФЗ

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 21 октября 1994г. Часть вторая от 22 декабря 1995г.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Часть 2. – СПб.: Издательский дом «Герда», 2001.

4. Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы: Учебное пособие. – М.: ГУ ВШЭ, 2004. – 243с.

5. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.- 456с.

6. Ван Хорн Дж. Основы управления финансами: Пер с англ. / Под ред. И.И. Елесеевой. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 560с.

7. Вихрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 344с.

8. Дробозина Л.А. Финансы: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 527с.

9.Ковалев В.В. Финансы: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО ТК «Велби», 2003. – 512с.

10. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 550с.

11. Поляк Г.Б. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 703с.

12. Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. – 2-е изд., испр. и перераб. –М.: Юрайт, 2000. – 615с.

 

 

Приложение А

Внешний долг в Российской Федерации за 9 лет (млрд.долл.США)

Показатели

Периоды

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Всего

160,0

146,3

152,3

186,0

213,5

257,2

310,6

465,4

484,7

Краткосрочные долговые обязательства

-

-

-

36,0

35,7

43,5

56,7

108,0

79,8

Долгосрочные долговые обязательства

-

-

-

150,0

177,7

213,7

253,8

357,8

404,9

Органы государственного регулирования

116,7

103,0

96,8

98,2

97,2

71,1

44,7

37,4

29,4

Краткосрочные долговые обязательства

-

-

-

12,3

6,6

6,5

2,4

1,7

1,6

Долгосрочные долговые обязательства

-

-

-

85,9

90,6

64,6

42,3

35,7

27,8

Из долга органов государственного управления

                 

Новый российский долг

49,7

41,0

39,8

38,6

39,6

35,7

33,8

28,7

23,6

Долг бывшего СССР

65,8

61,0

55,9

58,3

55,9

34,3

9,4

7,1

4,6

Долг субъектов Российской Федерации

1,2

1,0

1,1

1,3

1,6

1,2

1,5

1,5

1,3

Органы денежного кредитного регулирования

11,9

8,1

7,5

7,8

8,2

11,0

3,9

9,0

3,3

Краткосрочные долговые обязательства

-

-

-

2,7

4,7

11,0

3,9

9,0

3,3

Долгосрочные долговые обязательства

-

-

-

5,1

3,6

-

-

-

-

Информация о работе Проблемы погашения внешнего государственного долга Российской Федерации