Проблемы погашения внешнего государственного долга Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание

Целью работы является аналитическое исследование структуры внешнего долга Российской Федерации, определение ключевых направлений и тенденций его погашения, разработка эффективных стратегических мероприятий, направленных на снижение внешнего долга и оптимизацию способов его погашения.
Задачами работы:
1) получение представления о структуре внешнего долга, особенностях его формирования, ключевых проблемах, связанных с его погашением, которые характерны для современной отечественной экономики;
2) аналитические исследование статистических показателей, направленных на анализ структуры и динамики внешнего долга за различные периоды времени;
3) разработка практических мероприятий и рекомендаций, направленных на минимизацию величины государственного долга и определение оптимальных направлений его погашения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и погашения внешнего государственного долга в Российской Федерации 5
Глава 2. Аналитическая оценка внешнего государственного долга в Российской Федерации 15
Глава 3. Практические и выводы и рекомендации, направленные на оптимизацию внешнего государственного долга в Российской Федерации 24
Заключение 27
Список используемых источников 28
Приложение А «Внешний долг Российской Федерации за девять лет» 29
Приложение Б «Платежи по обслуживанию и погашению внешнего долга Российской Федерации за 2009 год 30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по внешнему долгу 1.doc

— 239.50 Кб (Скачать документ)

 

Показатели, представленные в таблице 2 позволяют сделать  следующие выводы, направленные на анализ абсолютных отклонений величины государственного внешнего долга. Так общий внешний долг наиболее существенно увеличился в 2008 году на 154,8 млрд. рублей. Наиболее снизилась величина государственного долга в 2002 году на 13,7 млрд.руб. Наиболее существенное увеличение величины краткосрочных обязательств характерно также для 2008г. В этом году значения показателя увеличились на 51,3 млрд. рублей. Наиболее значительное уменьшение показателя проявляется в 2009 году в размере 28,2 млрд. рублей. Наибольшее увеличение величины долгосрочных обязательств отмечено в 2008 году – на 104 млрд.рублей, а наибольшее снижение характерно для 2009 года – на 47,1 млрд. рублей.

Задолженность органов  государственного регулирования уменьшалась  практически в течение всего  исследуемого периода. Наибольшее уменьшение показателя характерно для 2007года. В этот период показатель уменьшился на 26,4 млрд.рублей.

Показатель «новый российский долг» в течение анализируемого периода также проявляется устойчивую тенденцию к снижению. Такая же ситуация наблюдается для долга бывшего СССР. Задолженность в 2007 году уменьшилась на наиболее значительную величину, составившую 24,9 млрд.руб.

Наименее значительная величина внешнего долга характерна для долгов субъекта Российской Федерации. Наибольшее увеличение показателя наблюдается в 2005 и 2007 годах. Показатели в эти периоды возрастали на 0,3% млрд.рублей.

Незначительная величина внешнего долга характерна также  для долгов органов денежного кредитного регулирования. Данный показатель проявляет устойчивую тенденцию к снижению. Наибольшее увеличение показателя отмечено в 2008г. на 5,1%, а уменьшение характерно показателя характерно для 2009году. В этом периоде показатель уменьшился на 5,?%.

Таким образом, показатели внешнего долга Российской Федерации проявляют тенденцию к увеличению в 2008году и тенденцию к снижению в 2009 году.

Наиболее наглядно тенденции  изменений внешнего государственного долга Российской Федерации прослеживаются посредством анализа динамики (темпов роста) показателей за девять лет. При этом темпы роста рассчитываются посредством деления показателя отчетного года на соответствующие показатели предыдущего года и умножением полученного результата на 100.

Показатели динамики внешнего государственного долга Российской Федерации представлены в таблице 3

Таблица 3

Динамика (темпы роста) внешнего государственного долга Российской Федерации за 2001-2009 годы

Показатель 

Годы 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Всего

91,44

104,10

122,13

114,78

120,47

120,76

149,84

104,15

Краткосрочные долговые обязательства

     

99,17

121,85

130,34

190,48

73,89

Долгосрочные долговые обязательства

     

118,47

120,26

118,76

140,98

113,16

Органы государственного регулирования

88,26

93,98

101,45

98,98

73,15

62,87

83,67

78,61

Краткосрочные долговые обязательства

     

53,66

98,48

36,92

70,83

94,12

Долгосрочные долговые обязательства

     

105,47

71,30

65,48

84,40

77,87

Из долга органов государственного управления

               

Новый российский долг

82,49

97,07

96,98

102,59

90,15

94,68

84,91

82,23

Долг бывшего СССР

92,71

91,64

104,29

95,88

61,36

27,41

75,53

64,79

Долг субъектов Российской Федерации

83,33

110,00

118,18

123,08

75,00

125,00

100,00

86,67

Органы денежного кредитного регулирования

68,07

92,59

104,00

105,13

134,15

35,45

230,77

36,67

Краткосрочные долговые обязательства

     

174,07

234,04

35,45

230,77

36,67

Долгосрочные долговые обязательства

     

70,59

       

 

Анализ динамики государственного внешнего долга позволяет сделать  следующие выводы. Наибольшая тенденция  к увеличению характерна в 2008. В этом году значение показателя внешнего долга в целом составило 149,84%. Такая же тенденция проявляется для задолженности по краткосрочным и долгосрочным долговым обязательствам. Наибольшее увеличение внешнего долга органов государственного направления проявляется в 2004 году – на 101,45%. В этом же периоде характерно увеличение нового российского долга и долга бывшего СССР. Далее для этих показателей проявляется устойчивая тенденция к снижению. Наибольшее  увеличение в 2005 году проявляется для внешнего долга субъектов Федерации. Значение показателя возросло на 123,08%.

Для показателя внешнего долга органов денежного кредитного регулирования в 2008 году проявляется  тенденция к увеличению на наиболее значительную величину по сравнению  с другими периодами – на 230,77%.

Проиллюстрируем динамику внешнего государственного долга на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Динамика государственного внешнего долга Российской Федерации в 2002-2009 годах

 

Диаграмма подтверждает показатели, расчет и анализ которых  произведен ранее в таблице 3.

В завершении анализа  приведены показатели, которые характеризуют  процесс обслуживания и погашения внешнего долга, начиная в 2009 году. В приложении    Б    приведены   исходные   данные,   иллюстрирующие величину

внешнего долга в течение 2009года. Использование исходных данных позволяет определить динамику (темпы роста) показателей, характеризующих погашение внешнего долга в течение 2009 года.

 

Таблица 4

Динамика показателей, характеризующих погашение внешнего долга в течение 2009 года в Российской Федерации

Вид задолженности Российской Федерации 

Периоды погашения задолженности (2009 год) (темпы роста), %

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Задолженность странам  – официальным кредиторам

7,0

54,5

280,6

24,9

525,1

7286,8

19,1

5,7

27,5

67449,7

145,9

Задолженность перед  международными финансовыми организациями

296,2

734,3

16,4

12,5

244,1

146,3

60,4

305,9

23,2

67450,3

155,3


 

Показатели, обобщенные в таблице 4 позволяют сделать выводы о динамике показателей, характеризующих погашение внешнего долга Российской Федерации в течение 2009 года. Наибольшая динамика в отношении показателя «Задолженность странам –официальным кредиторам» наблюдается в июле 2009г. (7286,8%) и в ноябре 2009года (67449,7%). Наименьший темп роста показателя наблюдается в феврале и составляет он 7,0%. Наибольшее увеличение для показателя, характеризующего задолженность перед международными финансовыми организациями, наблюдается в ноябре 2009 года (67450,3%), а наименьшее увеличение показателя прослеживается в мае 2009г. (12,5%).  В целом анализ позволяет сделать вывод о достаточно высокой степени эффективности политики Российской Федерации, так как она направлена на погашение внешнего долга.

Наиболее наглядно динамику платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга в 2009году можно проиллюстрировать с помощью диаграммы, представленной на рисунке 3

 

Рисунок 4 – Динамика платежей по обслуживанию и погашению  внешнего долга Российской Федерации  в 2009 году

 

Диаграмма наглядно иллюстрирует выводы и показатели, обобщенные в  таблице 3. Так наибольшая динамика платежей официальным кредиторам наблюдается  в течение июля-августа 2009 года, а  наибольшая динамика платежей международным  финансовым организациям наблюдается в ноябре 2009г. В остальные периоды динамика платежей является относительно равномерной.

Таким образом, в отношении  погашения внешнего долга Российской Федерации Правительство проводит эффективную политику, направленную на погашения долга в ближайшие сроки.

3 ПРАКТИЧЕСКИЕ  ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ  НА ОПТИМИЗАЦИЮ ВНЕШНЕГО ДОЛГА  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В настоящее время  в России действует единая система  учета и регистрации государственных  внешних заимствований и государственных  кредитов, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям. Регистрация и учет внешних заимствований и предоставляемых кредитов находится в ведении Министерства финансов.

Несмотря на достигнутые  в течение последних лет положительные результаты по совершенствованию системы управления государственным долгом РФ, в сфере управления государственным долгом сохраняется ряд внешних и внутренних факторов, отрицательно влияющих на проведение эффективной политики в области государственных заимствований.

Внешние факторы:

- высокая степень зависимости  платежеспособности Российской  Федерации от состояния мировых  рынков энергоносителей и сырья;

- отсутствие устойчивого  доступа РФ на мировой рынок  ссудного капитала на благоприятных условиях;

- недостатки в законодательном  разграничении компетенции органов  государственной власти в области  управления государственным долгом;

- нерыночный характер  основной доли государственного  внешнего долга РФ, сформированного,  главным образом, в результате внешнего долга бывшего СССР;

- недостаточное количество  квалифицированных кадров и низкий  уровень технического и технологического  обеспечения в сфере управления  государственным долгом.

Внутренние факторы:

- отсутствие единой  системы управления государственным внутренним и внешним долгом;

- наличие в Министерстве  финансов РФ, ЦБ РФ И Внешэкономбанке  не интегрированных между собой  баз данных по учету государственного  долга;

- неразвитые процедуры  долгосрочного планирования заимствований  и моделирования долговой ситуации;

- отсутствие механизма  регулирования, эффективного контроля  и оценки федеральных, региональных, муниципальных и корпоративных  заимствований.

Действия указанных  факторов предопределяют уязвимость валютно-финансового  положения российской Федерации  как должника в случае ухудшения  мировой экономической конъюнктуры, неспособность сложившейся системы  управления государственным долгом предотвратить или смягчить кризисы при неблагоприятных ситуациях в экономике и финансовой сфере. Значительные колебания котировок рыночных обязательств Российской Федерации также определяют необходимость совершенствования системы управления государственным долгом с учетом мирового опыта и особенностей текущего экономического и валютно-финансового положения страны.

По результатам проведенного исследования сделаны следующие  практические выводы:

1)Анализ изменений внешнего государственного долга Российской Федерации в течение девяти лет показали, что показатели долга проявляют устойчивую тенденцию к снижению до 2008 года, то есть до периода, известного как мировой финансовый кризис. После 2008 года практически все показатели увеличились, что является негативной тенденцией, оказывающей отрицательное влияние на формирование доходной и расходной частей государственного бюджета и функционирование национальной экономики в целом. Средства, которые используются для погашения долга России, могут быть в альтернативном варианте могут быть использованы на другие цели, связанные с внедрением инновационных технологий в различные сферы и отрасли экономики, модернизацией оборонного комплекса страны и разработкой эффективных направлений развития Российской Федерации.

Информация о работе Проблемы погашения внешнего государственного долга Российской Федерации